Петербургский экономический форум, задуманный как бы для обсуждения экономических проблем мировой и российской экономики, закончился без каких-то внятных решений. Наши официальные СМИ, напротив, сообщили о форуме почти в восторженных выражениях, поскольку на нем было заключено несколько больших контрактов. Но, как понятно для любого серьезного человека, сами по себе большие контракты никакой прямой связи с форумом не имеют. Такие контракты готовятся длительное время большими группами экономистов и юристов. К тому же они сопровождаются политическими консультациями на уровне руководства страны. Таким образом, они не могли быть каким-то следствием проведенного форума. Единственное, что связывает эти контракты с форумом, – их подписание было приурочено к его проведению.
Петербургский форум является экономическим. У него есть давно заявленная цель – обсуждение как мировых экономических проблем, так и специфически российских. В данном случае, как это и подтвердил президент Путин на своей встрече с теми, кого у нас называют бизнес-элитой, участники форума должны были сосредоточиться на поисках предложений, которые смогли бы способствовать выводу мировой и, соответственно, российской экономики из кризиса. Или, как выразился президент, необходимо было найти «решения, которые могли бы подтолкнуть экономику, сдвинуть ее» с нынешнего застойного положения.
Для этой цели даже была организованна большая встреча капитанов зарубежной и российской экономики с президентом Путиным. Но из довольно пространного репортажа с этой встречи, транслировавшейся на одном из наших национальных телеканалов, было видно, что предложения, которые как бы выработала бизнес-элита, были расплывчатыми, невнятными, сформулированными в очень обтекаемых выражениях. Поэтому по каждому из них президенту даже приходилось задавать уточняющие вопросы: «Что вы имеете в виду? Что конкретно вы хотите в данном случае?» Было очевидно, что те, кто как бы обсуждал проблемы кризисной экономики, ничего внятного либо не могут сформулировать, либо почему-то не хотят использовать внятных формулировок.
Если суммировать предложения бизнес-элиты, то они свелись к тому, что необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Или, как выразилась на форуме г-жа Набиуллина, «сокращать ограничения для бизнеса». И вот на форуме из уст президента прозвучала установка: провести амнистию для совершивших экономические преступления. Не все представители нашей бизнес-элиты, мягко говоря, простодушны. Многие из них уже приобрели определенные навыки, поэтому и не формулируют внятных предложений, а выжидают, когда же политическое руководство страны само примет подходящие для них решения. И пока что бизнес-элита вкладывает свои капиталы в те проекты, которые дают ей наибольший доход. Таковыми проектами в современной экономике являются финансовые операции, или точнее – финансовая спекуляция. В 1990-х годах тогда еще здравствовавший патриарх американской экономической науки Дж. Гэлбрейт писал, что финансовая спекуляция приобрела критические размеры, указав, что только 10% капиталов шло в реальную экономику США, тогда как остальные 90% уходили на спекулятивные сделки на финансовых рынках. Теперь же положение еще более удручающе, поскольку исследования говорят, что только 2% мировых капиталов представляют собой производственные инвестиции, а 98% идут на чистую спекуляцию.
Такое положение характерно не только для нашей экономики. Самым бросающимся в глаза примером этого являются США. В этой самой богатой и одной из самых технически передовых стран мира не находится денег на восстановление инфраструктуры. Уже не одно десятилетие научная литература и СМИ указывают на крайнюю изношенность ее и отсутствие государственных средств на поддержание ее в надлежащем состоянии и ремонт. Одним из показательных «звонков» ее плачевного состояния было затопление части Нового Орлеана в 2005 году. Тогда трагедия произошла не потому, что ураган «Катрина» был небывалой силы, а потому, что гидрологические сооружения этого города много лет не ремонтировались, а большая часть местной национальной гвардии, которая должна оказывать помощь населению при чрезвычайных обстоятельствах, была сокращена и отправлена воевать в Ирак.
И после «Катрины» было много сообщений о катастрофах, связанных с изношенностью инфраструктуры: аварии в метро столицы США, обрушение мостов, сбои в электроснабжении целых регионов страны, проблемы с водоснабжением некоторых больших городов, плохое пригородное железнодорожное сообщение и др. Количество фатальных несчастных случаев на дорогах США, вызванных их плохим состоянием, на 60% выше, чем в среднем по всем развитым странам. В 2011 г. лондонский журнал «Экономист» писал, что за последнее десятилетие по состоянию инфраструктуры США скатились на 23-е место и находятся в мировом рейтинге ниже Испании и Чили.
Таким образом, неолиберальная экономика, доминирующая в современном мире, создала положение, когда производственный потенциал стран ушел из-под контроля избираемой народом власти. Или, как выразился в своей последней книге американский экономист Дж. Сакс, «мы оказались в этом ужасном положении, так как правительство находится в объятиях корпоративного лобби».
Анатолий ВЕРБИН
Анатолий ВЕРБИН