Вскоре после смерти Ельцина со стороны власти начались попытки увековечить его имя. И неизвестно, сколь долго бы еще решался вопрос с памятниками, переименованием улиц, городов и кладбищ, если бы инициативу по возвеличиванию и увековечиванию не взяло на себя министерство образования. Здесь без лишней волокиты, в лучших традициях «суверенной демократии» и, скорее всего, под давлением сверху, ректор Уральского технического университета (больше известного в Екатеринбурге, как УПИ) С.С.Набойченко в кратчайшие сроки провёл разъяснительную и организационную работу о присвоении университету имени первого президента России Б.Н.Ельцина.
У ректора было два пути выяснить отношение членов трудового коллектива к данному вопросу. Конференция предусматривает представительство: один делегат от 300 студентов, 1 делегат от 7 научно-педагогических работников, 1 делегат от работников прочих служб. В 2006—2007 учебном году, в университете очно обучалось 25898 студентов. Разделив это количество на 300, получим 86 студенческих делегатов. Если учесть, что количество работников-нестудентов в университете составляет не одну тысячу, то вполне очевидно, что на конференции делегаты-студенты составляли бы незначительную часть. На конференцию избирают всегда наиболее граждански зрелых и интеллектуально развитых представителей структурных подразделений. Управлять такой конференцией и навязывать ей свое мнение было бы несравнимо труднее. И потому ректор пошёл по другому пути — более лёгкому и вполне предсказуемому по результатам, но менее объективному: по пути административного ресурса — в подразделениях, где 5—20 человек, не каждый осмелится выступить против мнения начальства — это может стоить рабочего места. Ещё проще достичь желаемого результата среди студентов — большинство из них сегодня политически индифферентно.
Итак, вопрос о присвоении университету имени Ельцина был вынесен на референдум трудового коллектива. С этой целью в сентябре 2007 г. по всем подразделениям университета были разосланы бланки протоколов собраний работников данных подразделений с приложением справки о видах помощи, оказанной в разное время Ельциным университету. Например, в оказании помощи по организации встречи деловых женщин Свердловской области с Х.Клинтон и Н.Ельциной и пр. Протоколы необходимо было сдать до 29.09.2007 г.
Собрание трудового коллектива состоялось 4.10.2007 г., в день расстрела Ельциным Верховного Совета в 1993 г. Случайное это совпадение дат или нет — не знаю.
Собрание трудового коллектива было приурочено к ежегодному отчёту ректора по итогам предыдущего учебного года, на нём присутствовало примерно 500 человек, в основном студенты. После протокольных мероприятий ректор представил собравшимся информацию о том, что по результатам протоколов большинство сотрудников и студентов университета (из некоторых источников: 12% — против, в основном профессорско-преподавательский состав; 28% — воздержались, 60% — «за», в основном студенты) высказались за ходатайство о присвоении вузу имени Ельцина и что такой документ готовится для отправки в соответствующую инстанцию.
Трудно поверить, чтобы здравомыслящее и свободное большинство приняло такое решение. И потому трезвомыслящее меньшинство взбунтовалось. Слово взял профессор Б.Г.Сапожников, который выразил решительное несогласие с присвоением университету имени Ельцина. В еще более резкой форме выразил свое несогласие один из профессоров радиотехнического университета, напомнив, что именно в этот день — 4 октября 1993 г. Ельцин расстрелял Верховный Совет!
Звучали и редкие слабые голоса в поддержку ректора, но они тонули в общей атмосфере несогласия. Было выдвинуто предложение поставить данный вопрос о присвоении университету имени Ельцина на голосование. Но ректор категорически высказался против, мотивировав это тем, что референдум уже проведён и итоги его зафиксированы. Видя, что обсуждение малоприятного для него вопроса пошло в нежелательном для него направлении, он собрание закрыл. Собрание показало, что вынеси ректор вопрос о присвоении университету имени Ельцина на конференцию, он потерпел бы сокрушительное поражение.
Не знаю, чем вызван мемориальный зуд властей относительно Ельцина. Но любые попытки популяризации его имени только дискредитируют саму власть. Ведь в народе Ельцин ассоциируется прежде всего с образом разрушителя СССР. Многие еще помнят, как Ельцин в конце 1991 г. обещал улучшение жизни через 8 месяцев, т.е. в августе 1992 г. В августе же, среди обвального падения уровня жизни, вновь пообещал стабилизацию и улучшение через полгода. Через полгода уже не оправдывался, а расстрелял законно избранный Верховный Совет, совершив госпереворот и запятнав себя кровью многих сотен людей. Образ Ельцина также связан с ограблением народа через обесценивание сбервкладов, через воровскую приватизацию, с разгромом отечественной промышленности и сельского хозяйства. В памяти народной Ельцин навсегда останется и как организатор чеченской бойни.
Все также помнят, как он врал о невозможности дефолта в августе 1998 г. В общем, своей деятельностью он нанес СССР и России ущерба больше, чем Гитлер. В глазах российской и мировой общественности он зарекомендовал себя как личность ущербная и бескультурная, как пьяница, врун, отъявленный циник. И надо иметь большое «мужество», чтобы настаивать на присвоении гуманитарному институту имя величайшего антигуманиста Ельцина! Вы можете представить Сорбонну имени Петена?! Вот также невозможно культурному человеку представить вуз имени Ельцина!
Ректор Набойченко очень печалится, что старейший технический университет Урала лишён персонального имени. Ну так присвойте ему имя академика С.Вавилова! Не посрамите ни себя, ни коллектив, ни страну. В уставе университета в разделе «Основные задачи УГТУ-УПИ» содержится положение о том, что при подготовке специалистов особое внимание следует обращать на развитие у них чувства гражданственности, патриотизма. На какие же свершения могут мобилизовать студентов и работников вуза «подвиги» Ельцина? Какие патриотические и нравственные, культурные личностные характеристики можно воспитывать у студентов на примере президента — разрушителя своей страны?!
Есть у этой незавидной истории еще один аспект, который может иметь непредвиденное ректором продолжение. На мой взгляд, Набойченко явно поспешил с присвоением вузу имени Ельцина. Сегодня наметилась тенденция к пересмотру перестроечной истории и отношения нынешних обитателей Кремля к ее героям. Ведь даже Путин признал, что развал СССР являлся величайшей трагедией XX века. Тут недалеко и до осуждения авторов этого развала! Не придется ли вновь искать подходящее имя?!
Р. БАРМИН.
Екатеринбург.