Раньше заметки такого рода начинались штампом: «Отзвенело пионерское лето…» Но ведь оно и впрямь звенело горнами и песнями бесчисленных пионерских лагерей (например, я по дороге на дачу вижу из автобуса несколько: в одном престижная база отдыха, другой разорен, а вот на месте лагеря министерства культуры теперь особняки!). Вообще, создан сайт с маркировкой 16+ «Каталог детских заброшенных пионерских и оздоровительных лагерей Московии». В нем 327 лагерей. Куда-то потерял цифру, сколько лагерей отдыха не открылось в 2013 году. У нас теперь даже во всезнающем интернете общие цифры всенародных, всероссийских потерь – не отыщешь. Официально не подведены итоги летней оздоровительной компании 2013 года – вице-премьеру Голодец не до таких пустяков: она академии сливает. Но уже есть осколки по регионам и городам.
Например, на региональном сайте «Единой России» отрапортовано, что из «42 тысяч калининградских школьников 37 тысяч детей были охвачены различными видами летнего отдыха, оздоровления и занятости, в том числе… трудом». То есть, по-житейски говоря, не болтались просто по улицам. Но какова ценность такого отдыха, если в той же Калининградской области только 4,5 тысячи ребят отдохнули в семи муниципальных загородных оздоровительных центрах? А вот в лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе своих же школ, учреждений дополнительного образования и подростковых клубов промыкались летом 10 200 детей. Таких лагерей было аж 187 на 7 загородных, то есть ребята провели время без смены обстановки, без общения с природой, без познания новых мест. А уж о дальних путешествиях и туристских походах – вообще ничего не говорится!
А вот выдающийся педагог Макаренко, работая в колонии имени Ф.Э. Дзержинского в подмосковной Угреше, где останавливался на ночевку с войском Дмитрий Донской, идя на Куликово поле, был убежден, что «нет лучше метода развития и образования молодежи, как летние походы». Сколько их теперь проводится – никто не назовет. Но мы ведь почти не видим в электричках, на автобусных остановках организованных групп ребят с рюкзаками и гитарами, а еще 30 лет назад от них звенело туристско-пионерское лето.
Слава богу, что и министр культуры РФ Владимир Мединский признал беду, проведя на днях в Санкт-Петербурге брифинг по проблемам массового школьного туризма. Министр отметил, что тот комплекс мер по организации детского туризма, который подготовило Министерство культуры РФ по поручению президента Российской Федерации В. Путина, можно считать настоящим прорывом в деле организации детского отдыха и приобщения молодежи к истории и культуре России: «В принципе, эта программа возрождает массовый туризм, который был очень популярен в советские годы, – заметил В. Мединский. – Тогда школы выступали в роли туроператоров и самостоятельно организовывали такие поездки».
Мне известно (и на официальном сайте это отражено), что заместителем министра после передачи туризма в ведомство была переведена давняя знакомая Владимира Путина Алла Мануйлова. Она координирует работу Федерального агентства по туризму, а также непосредственно координирует и контролирует международную деятельность и сохранение культурного наследия. Тут проблем и вопросов общественности пруд пруди, но я не слышал ни единого слова в эфире и не прочитал ни одной коротенькой строчки этой броской женщины. Как она курирует, ума не приложу!
Вот и в родном для нее Питере выступал только Мединский. Он сказал: «Для многих детей, живущих в отдаленных районах, визит в Санкт-Петербург сопоставим с путешествием в сказку, потому что не все могут позволить себе эти дорогие путешествия. В октябре в Санкт-Петербург прибудут 18 тысяч детей из 28 субъектов Центрального и Северо-Западного районов страны…»
Стоп! Во-первых, это капля в море по сравнению с советскими годами, когда в Ленинграде работали две экскурсионно-туристские станции (городская и областная) и знаменитый отдел туризма во Дворце пионеров. Когда мы приезжали к коллегам в командировки, то останавливались не в гостинице, а на Литейном проспекте, недалеко от Московского вокзала, где круглогодично работала Ленинградская база юных туристов. Интересно, что с ней, со зданием. Областная база была на окраине – в блоковских Озёрках. А с ней что, раз только о гостиницах министр сказал? Ну а во-вторых, не надо министерству культуры подменять элементарную работу министерства образования! Его задача – развивать саму отрасль, готовить кадры, создавать новые маршруты (в том числе и для ребят!) не на электронных картах «Золотая Россия», а в реальности – с материальной базой, системой безопасности, яркой информацией и прочее.
Кстати, мой коллега, педагог с 44-летним стажем, Игорь Дрогов обратился с письмом к В. Путину как раз в свете высказывания Мединского: «Господин Президент! На заре Вашего третьего срока Вами подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 г. №761, вселивший большие надежды родителям и педагогическому сообществу на развитие дополнительного образования в интересах детей. Однако чиновники от образования быстро убивают все несостоявшиеся надежды. В Вашем указе совершенно справедливо обращается внимание на низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, приводящий к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям… Там же указана необходимость «Расширения сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развития разнообразных форм туризма и краеведения…».
Чем все закончилось? Как следует из письма Дрогова, посвятившего себя туризму и краеведению, «интенсификацией», «модернизацией», то есть просто слиянием детских учреждений, наподобие безумного слияния школ, лицеев с… детскими садами: «Эта «модернизация» коснулась и нашего государственного бюджетного образовательного учреждения – Московской городской станции юных туристов, которую пытаются объединить с государственным бюджетным образовательным учреждением Московского детского эколого-биологического центра». Уж если в жиреющей Москве денег не хватает, то по России пошла такая губительная волна слияний с коррупционной составляющей…
Перед брифингом прозрения Мединский дал интервью «Литературной газете», где тоже коснулся непрофильных достижений. С удивлением прочитал: «Сейчас мы рассматриваем вопрос о выделении 200 миллионов рублей для того, чтобы школьники могли бесплатно съездить в Петербург, побывать в Мариинском театре, Петергофе, Эрмитаже. Помните, как в советские времена возили ребят? Правда, тогда за деньги родителей, а мы готовы расселять их в недорогих гостиницах. Если эта программа будет запущена, то 30 тысяч школьников из Северо-Западного региона смогут увидеть Питер». Как видим, цифры и регионы – гуляют, но меня задело другое: как это «тогда за деньги родителей»? Неужели они с Мануйловой, оба журналисты, не посоветовались со знающими людьми, не изучили опыт прошлого?
Понимаю, что Мединский молод, он родился в 1970 году в местечке Смела Черкасской области, которое когда-то входило в состав Речи Посполитой, так что там, возле черты оседлости, трудно было впитать с молоком матери корневую русскую культуру, участвовать в экспедиции «Моя Родина – СССР», хотя в Киеве работала сильная республиканская экскурсионно-туристская станция прямо в центре, на горе над Днепром.
В разгар горбачёвской перестройки он поступил в элитарный МГИМО, с отличием окончил факультет международной журналистики, во время учебы был членом комитета ВЛКСМ. Так что там тоже было не до турпоходов по родному краю. Ну а потом – пресс-служба посольства СССР, затем России в США... Вернулся из Вашингтона и стал руководителем пиар-агентства «Корпорация «Я»… Это он теперь познает глубинную Россию без пиара, но, как пишущий человек, интересующийся историей, должен помнить, что даже Екатерина Великая, когда ей приносили прожект какого-нибудь нововведения, «комплекса мер», говорила: «Посмотрите, а не было ли чего-нибудь похожего у Петра Алексеевича?» И прозорливая немка оказывалась права: император Пётр или подступался к этому уже, или оставлял готовые наброски.
Вот и у нас в стране была создана великолепная система детского туризма. Напомню для неофитов: Центральная детская экскурсионно-туристская станция России была создана Надеждой Крупской в 1918 году в голодной и воюющей стране! В 1945 году ЦДЭТС объявляет Поход пионеров и школьников по изучению родного края, по тем местам, где еще вчера гремели бои. В 1960-е годы развиваются краеведческие экспедиции, ширятся походы по местам боевой славы, зарождается спортивное ориентирование, пришедшее к нам из Скандинавии через Прибалтику. В 1968 году, сразу после армии, я пришел работать на ЦДЭТС, возглавил отдел туризма и с помощью замечательного руководства – от замминистра просвещения РСФСР Любови Балясной (бывшей главной пионерки СССР) до покойной замдиректора ЦДЭТС Инессы Соколовой – стоял у истоков замечательных начинаний: мы провели первые Всероссийские соревнования школьников по туризму. Более 2000 школьников и педагогов собралось на берегу Селигера – наш яркий лагерь до сих пор печатается на почтовых открытках. Мы провели первые Всероссийские соревнования школьников по ориентированию на местности и вырастили первую чемпионку России, СССР, международных соревнований – Олю Мухину из престижной математической школы. Ольга до сих пор работает замечательным детским тренером. До моего прихода ЦДЭТС получила новое 4-этажное здание в Москве на улице Волочаевской с методическими кабинетами и круглогодичной гостиницей для школьников из дальних уголков России. В 1972 году объявляется Всесоюзная экспедиция «Моя Родина СССР», в ее рамках мы провели Всероссийскую конференции школьных музеев на базе Исторического музея. Где хоть эхо, хоть отсвет подобных дел? Вот, мол, свозим несколько тысяч в Питер…
Теперь о «деньгах родителей». По указанию Центрального совета по туризму и экскурсиям в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции финансируются органами образования и объединяются под эгидой ЦДЭТС Министерства просвещения, проводя ежегодно спортивные и познавательные походы и поездки более чем для 450 тысяч детей. Все эти кружки и клубы туризма, секции ориентирования работали бесплатно, включая летние походы, поездки на экскурсии и соревнования. По бюджетным статьям станции, Дворцы пионеров оплачивали львиную долю расходов. Да, когда мы готовили сборную по ориентированию, то выезжали слишком часто, но нам давали автобус или мы с помощью родителей приобретали дешевые тогда билеты за 50% стоимости. Если группа была больше 20 школьников, то не только руководитель ехал бесплатно, но и помощника он мог брать. Я приглашал армейского друга Толю Суркова, которого любили ребята, – он в технике туризма и ориентирования не разбирался, но был добросовестным и неунывающим человеком.
А что ж теперь? Нормативно-правовая база и РЖД мешают развитию детского туризма в России. К такому выводу пришли участники конференции по детскому туризму, которая прошла в рамках выставки «Интурмаркет». Участники конференции посетовали, что РЖД начинает продажу билетов на поезд за 45 суток до начала путешествия, но информацию о детских скидках дает за 30–20 дней. К этому моменту купить билеты на группу зачастую уже невозможно. Еще одна расчетливая «глупость» – за покупку билета на группу больше восьми человек нужно доплачивать по 250 рублей с билета. «Нам приходится ходить к кассам пять раз, чтобы купить билеты на группу в 40 человек. Сразу по восемь билетов за один раз нам не отдают. Объясняют это контролем и штрафами, которые придется платить работнику кассы. Во всем мире действует правило: чем больше билетов берешь, тем больше скидка. У нас все наоборот», – рассказала представитель одного из региональных турагентств. Действительно, цирк. В Европе, например, некоторые детские тарифы распространяются на подростков до 16 лет или даже на молодежь до 21 года.
По оценкам экспертов, основным препятствием для развития детского туризма остаются СанПиН и рекомендации Роспотребнадзора. Тот же Дрогов пишет президенту: «Сокращение в четыре раза (!) полевых туристско-краеведческих лагерей в 2012 году произошло в результате принятых в 2010 году безграмотных «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул».
К слову, разрабатывались они без участия представителей туристической отрасли. В результате некоторые положения рекомендаций не только тормозят развитие этого сегмента туризма, но и просто поражают идиотизмом. Например, каждая группа должна возить с собой врача (!), специальный холодильник для хранения мяса и молока, массу медикаментов, а иногда и биотуалеты (если таковых нет в поездах, которые перевозят детей). Биотуалеты есть только в фирменных поездах, которые на треть дороже.
Как рассказал глава комитета по детскому туризму АТОР Борис Самарянов, для снятия этих проблем была создана рабочая группа, в которую вошли представители ГИБДД, минсоцразвития и прокуратуры. Рекомендации по изменению СанПиН были написаны на 15 листах и направлены в комиссию при Общественной палате РФ. Полный список поправок должен был быть готов еще к лету 2012 года.
Ау, уже лето 2013 года прошло! Может, в очередном «комплексе мер» по развитию детского туризма они будут учтены? Сомневаюсь. Детские станции туризма были не только в областных центрах, но и во многих районных городах. Например, в Осташкове, прямо на берегу Селигера, тоже была станция юных туристов с базой в уютном домике по улице Ленина, 4. Ее тоже «слили»… Надо было заехать этим летом, посмотреть, узнать, приезжают ли школьники, сколько стоит, – не все же смогут в Питер поехать по программе минкульта.
…На захолодавшую воду озера падают желтые листья, опустели туристские стоянки, да и летом было нетрудно найти место на берегу – не то что прежде. Детей я встречал только с родителями, ни одной организованной группы не видел. Группки визитеров кремлевского лагеря «Селигер-13» никакого отношения к туризму и вообще к реальной воспитательной работе не имеют. Это – голая пропаганда. Наступила пора увядания в природе и в детском туризме…
Александр БОБРОВ