Два тезиса в публикации российского президента могли особенно не понравиться Маккейну. Во-первых, Путин отметил, что «в сознании миллионов людей на планете Америка всё чаще воспринимается не как образец демократии, а как игрок, который делает ставку исключительно на грубую силу». Во-вторых, он осудил попытку президента Обамы обосновать исключительность американской нации: «Проводимая США политика, по словам президента США, «отличает Америку от других». «Вот что делает нас исключительными», – прямо заявил он. Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось».
Впрочем, относительно второго тезиса возможны разночтения, связанные с трудностями перевода. На сайте посольства США в России вызвавшее возражения Путина место из телеобращения Обамы к нации переведено так: «Америка не является мировым жандармом. Ужасные вещи происходят на всем земном шаре, и у нас нет возможности все исправить. Однако если при помощи определенных усилий и риска мы сможем сделать так, чтобы дети больше не умирали от отравления газом, и тем самым создать в итоге более безопасные условия нашим собственным детям, я считаю, что мы обязаны действовать. Это то, чем отличается Америка. Это то, что делает нас особенными (That's what makes America different. That's what makes us exceptional)».
Если бы Обама сказал, что Америка есть «exclusive» или «extraordinary», то смысл его слов не допускал бы двух толкований – явный шовинизм. А если американцы только «особенные», то кто ж станет спорить. Да и сам Путин утверждает в своей колонке, что все народы разные, хотя бог создал нас равными.
Получилось как у Глеба Капустина из рассказа Шукшина «Срезал»:
– В какой области выявляете себя? – спросил он.
– Где работаю, что ли? – не понял кандидат.
– Да.
– На филфаке.
– Философия?
– Не совсем... Ну, можно и так сказать.
– Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была – философия.
Так и Путину нужно было, чтоб была «исключительность», на которой он выстроил свое понимание американской политики.
Но обратимся к тексту Маккейна. Недовольный позицией России в сирийском вопросе, он решил «раскрыть глаза» ее гражданам на то, что¢ вообще представляет собой Путин и возглавляемый им правящий режим. «Моя цель сегодня, – заявил он, – разрушить фальсификации, используемые правителями России для сохранения их власти и оправдания коррупционности». «Я верю, – обратился сенатор к россиянам, – что вы заслуживаете возможности улучшить вашу жизнь, живя в стране, где экономика процветает и создает блага для многих, а не только для кучки власть имущих. Вы должны жить в правовом государстве, где законы ясны, справедливы и применяются последовательно и беспристрастно».
Согласно русскому переводу, опубликованному на Правде.Ру, Маккейн заявил, что он верит, что «люди в России не менее чем американцы наделены нашим Создателем неотчуждаемыми «правами на жизнь, свободу и стремление к счастью», как гласит американская Декларация независимости». Над этой фразой уже вдоволь поиздевались многие комментаторы, объясняя незадачливому сенатору, что бог, творя человека, не заглядывал в американские декларации. Однако сарказмы бьют мимо цели, ибо в этом месте кавычки вокруг прав и свобод, а также упоминание Декларации независимости добавлены переводчиком, а в оригинале их нет. Ну что ж, это будни информационной войны – Путин выбирает удобные ему значения иностранных слов, редакция Правды.Ру добавляет в чужой текст отсебятину…
Далее Маккейн говорит, что «президент Путин и его окружение не уважают ваше достоинство и не признают вашу власть над ними. Они наказывают несогласие и арестовывают оппонентов. Они манипулируют вашими выборами. Они контролируют ваши средства массовой информации» и т.д.
Полемизируя с Путиным, утверждающим, что его цель – восстановить величие России, Маккейн спрашивает: «Но какими средствами он восстановил ваше величие? Он дал вам экономику, которая почти полностью базируется на нескольких природных ресурсах и будет подниматься и падать вместе с ними. Ее процветание не будет длительным. А пока оно будет сохраняться, эти богатства будут во владении кучки коррумпированных власть имущих… Он дал вам политическую систему, которая поддерживается коррупцией и репрессиями и недостаточно сильна, чтобы допустить несогласие». Путин укрепил международные позиции России, «взяв в союзники самые агрессивные и угрожающие всем тирании».
Президент Путин, утверждает Маккейн, не верит в ценность прав на жизнь, свободу и стремление к счастью «потому, что он не верит в вас... Он правит для себя, но не для вас». В отличие от Путина, Маккейн, по его словам, верит в «дорогих россиян», в их способность к самоуправлению и стремление к справедливости и миру открытых возможностей. И он критикует российское правительство не потому, что он антироссийски настроен, а потому, что верит, что россияне заслуживают правительство, которое верит им и подотчетно им. И надеется «увидеть тот день, когда это произойдет». Аминь!
На сессии клуба «Валдай» Путин сказал об авторе колонки, что у него дефицит информации о нашей стране. (Впрочем, сенатор уже выразил желание принять участие в «Валдае». – Ред.) У Маккейна настолько мало информации о России, что он искренне думает, что «российский гражданин не мог бы опубликовать заявление, подобное тому, которое я сейчас сделал». Он наивно полагает, будто «дорогим россиянам» ничего не известно из того, что он им поведал. Заблуждение поистине фатальное. Все это мы знаем и без Маккейна и можем пока об этом говорить и писать. Ведь все инвективы в адрес российского правящего режима позаимствованы референтами сенатора у российской же левопатриотической и либеральной оппозиции, к тому же смешавшими их в одну кучу (так, в сирийском вопросе, в деле Магнитского и «пусек», в отношении к геям-лесбиянкам и т.п. либералы и патриоты стоят на диаметрально противоположных позициях).
Но главное, чего Маккейн не знает и не учитывает слова Пушкина: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Брезгливое отторжение непрошенных советов свойственно нашему народу как в пушкинские, так и в нынешние времена. Поэтому аргументы оппозиции, будучи переведенными на язык американского сенатора, только укрепят некоторых в убеждении, что оппозиция поет с чужого голоса, а Путин делает все правильно. Так что Маккейн здесь очень хорошо сработал на Путина.
Александр ФРОЛОВ