В XIX–VI веках до н.э. являлся столицей Вавилонского царства и представлял собой несокрушимую крепость, на стенах которой высились 250 башен. Молва о нем судила как о «золотом городе», «царстве царств», «красоте Халдеи». Но ныне на месте некогда славного города располагаются бедная арабская деревушка Гиллах и горы мусора. Вот уж воистину sic transit gloria mundi («так проходит земная слава»).
Не рождает ли у кого-нибудь чтение этих строк ассоциации с городом Нью-Йорком и богатейшей ныне страной – Соединенными Штатами Америки? Лично у меня сравнение Нью-Йорка с Вавилоном, а США с вавилонским царством невольно напрашивается. И не только у меня. В сборнике Максима Горького «В Америке» (1906) центральное место занимал очерк «Город Желтого Дьявола», посвященный Нью-Йорку. Внешне гигантские небоскребы этого города показались писателю «скребницей неба», что не могло не ассоциироваться с амбициозной вавилонской башней, многократно размноженной и поражающей своей «надменной кичливостью».
Во внутреннем плане Нью-Йорк навеял Горькому два образа: образ «огромной челюсти», заглатывающей миллионы людей, и образ «желудка из камня и бетона», переваривающего гигантские человеческие массы. В городе со статуей Свободы в качестве символа, по мнению писателя, подлинной свободы не было и в помине. Весь этот человеческий муравейник стал «пищей города» и превращен в «слепые орудия в руках Желтого Дьявола – Золота». Уже в начале XX века, то есть более 100 лет назад, Горький предрекал, что придет время, и эти людские массы «отравят (город) теми же ядами, которыми он так щедро питает их теперь».
Как отнестись к этому пророчеству писателя-классика, основателя советской литературы? В интернете это произведение Горького упорно называют памфлетом. Но ничего нарочито обличительного и, тем более, запальчиво полемического я в этом очерке не обнаружил. Это был мастерский этюд маститого литератора, еще до революции попытавшегося проникнуть в суть и смысл нового для себя явления и использовавшего при этом богатейшую словесную палитру. При нынешнем чтении очерка поражаешься не столько гиперболам, сколько цельности образа богатейшего города мира и точности смысловых нюансов в его характеристике.
Что касается собственно пророчества, то и здесь, мне кажется, Горький ничуть не погрешил против истины. Не только «поверхностный» житейский здравый смысл, но и глубочайшие философские размышления великих гуманистов сходятся в том, что все неправедное, обращенное во вред человеку и используемое исключительно для личного обогащения обречено на конечный крах, физическое распадение и духовное разложение. Сущностная особенность зла как явления состоит вовсе не в том, что оно кажется всесильным и всемогущим, а в том, что оно носит в своем чреве бациллы разрушения и, в конечном счете, обречено пожирать самое себя.
У богатейшего ныне государства под названием Соединенные Штаты Америки очень ненадежное основание. Тот же самый Нью-Йорк, ядром которого стал остров Манхэттен, именно в силу этой ненадежности подобен колоссу на глиняных ногах. Небоскребы Нью-Йорка, возведенные на скалистой почве Манхэттена и выстроенные из камня и бетона, на самом деле имеют в основании и в строительном материале огромные обманные пустоты и кровавые трещины-прожилки. «Покупка» голландцами острова у индейцев была чистейшим жульничеством, хотя юридически сделка была оформлена с издевательской дотошностью. А англичанам «обманный» остров достался уже ценой крови в результате войны с Нидерландами.
Государство, которое ныне кичится «образцовыми» демократическими институтами и гуманистическими традициями, при своем зарождении широко использовало официально узаконенный рабский труд. Первыми рабами на территории США были пленные ирландцы и шотландцы, но вскоре страна стала главным импортером рабов, поставляемых пиратами. Поставка же негров из Африки в Северную Америку превратилась в масштабный и баснословно прибыльный бизнес. Но самое парадоксальное в истории американской демократии было то, что именно рабовладельцы были основателями и кадровой опорой демократической партии.
Таких парадоксов в истории США не счесть. Особенно впечатляет в этом плане судьба индейцев в Америке. Будучи коренным населением Американского континента, индейцы пришельцами-европейцами были выставлены злейшими врагами и во множестве безжалостно истреблены. С оставшимися аборигенами на территории нынешних США американцы поступили весьма «благородно». Им было позволено жить на специальных территориях, получивших наименование резерваций и занимающих ныне площадь в 227 тысяч квадратных километров (2,3% территории США). За индейцами признается право на самоуправление, действуют племенные суды и свои правоохранительные органы. Однако индейцы, с вождями в перьях на голове, в резервациях больше напоминают музейные экспонаты, чем полноправных граждан страны. К тому же территория резерваций все время сокращается, причем там, где обнаруживаются полезные ископаемые.
Не избежал парадоксальности и главный исторический документ США – Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года на Втором конгрессе представителей 13 колоний Великобритании, объявивших о своей независимости и создании государства Соединенных Штатов Америки. Среди 56 подписантов оказались 8 плантаторов, которые настояли на изъятии из Декларации раздела с осуждением рабства и работорговли. При этом конгрессмены не поскупились на слова о свободе слова, совести, собраний и неприкосновенности личности, не видя в этом смысловых противоречий с работорговлей. В дальнейшем сделки с совестью и придание неприглядным делам благопристойного вида станут главной отличительной чертой политических лидеров США и самого Американского государства.
Этой лукавой субъективной черте Северной Америки и американцев есть вполне объективное объяснение и обоснование. Оно связано с капитализмом, который не просто вошел в плоть и кровь нового государства, решившего стать мировым лидером, а превратился в фетиш и культ страны «Желтого Дьявола». США и капитализм – даже не «близнецы-братья», а нечто слитное, нераздельное, нерасторжимо целое. Отними капитализм у США, и государство вместе с населяющими его людьми потеряют смысл жизни, захиреют, зачахнут и в конечном счете умрут. То же самое случится и с капитализмом, если его лишить главной своей опоры – Соединенных Штатов Америки. Потому-то они так отчаянно держатся друг за друга и готовы умереть вместе, сжав друг друга в сладострастном объятии.
Зарождение капитализма в Европе было связано с разложением феодализма в XVI веке, накоплением свободных капиталов и их вложением в новые, перспективные сферы производства. Для Европы это был болезненный период, связанный с ломкой вековых традиций. Для США, наоборот, это было счастливое время, так как XVI век стал для будущих американцев стартовой площадкой для их последующей бурной деятельности. Именно в этом веке началась колонизация европейцами Северной Америки, в которой больше всех преуспели энергичные, эгоистичные и предприимчивые англичане, занявшие господствующие позиции на территории нынешних США и Канады.
Англосаксы в новых землях оказались «самыми-самыми» среди европейцев: сплоченными, безжалостными, честолюбивыми, прагматичными и неразборчивыми в средствах для достижения «благородных целей» собственного обогащения. Именно такие «отборные кадры» и нужны были капитализму. Первоначальный капитал для последующего его вложения в разветвленный частный бизнес англичане сколачивали не брезгуя ничем, – обманом, наглостью, вероломством и физическим устранением конкурентов. Фраза «Это только бизнес и ничего личного», вложенная Марио Пьюзо в «Крестном отце» в уста Майкла Корлеоне, вовсе не была законом преступного мира. Преступным миром оказался весь капитализм в пору своего утверждения на Американском континенте. Бизнес здесь не имел ничего общего ни с моралью, ни с нравственностью, ни даже просто с личными мотивами. Он был возведен в культ и стал божеством.
Много сил и средств потребовалось лидерам США, чтобы разного рода благопристойными фиговыми листочками прикрыть хищническую наготу американского капиталистического общества. Однако возведение в культ свободы в Новом Свете (главный фиговый листок!) ничего общего не имело и не имеет с девизом свободы, равенства и братства Старого Света. В отличие от Европы, в Северной Америке культ свободы превратился в исключительное право богатого и сильного (по сути – Супермена) навязывать свою тираническую волю массе простых людей (обычных homo sapiens). В Америке было все «свое», существенно отличавшееся от европейских стандартов: свое понимание истории, цивилизации, демократии, гуманизма, прогресса и других общепринятых понятий.
На всем этом в США лежал и лежит густой налет национального эгоизма, политической демагогии, экономического хищничества, социального обмана и личностной духовной нищеты. И налет этот тесно связан с тем, что капиталистический строй в США приобрел специфические американские черты, превратив всю систему человеческих отношений в погоню за материальной выгодой, а саму выгоду сделав американской мечтой. В классическом капиталистическом мире, пусть уродливо, но сохранялся принцип разделения труда. В американском бизнес-сообществе этого не существует. Здесь все люди полностью находятся во власти тотального бизнеса, и каждый индивидуум надеется урвать свою долю выгоды за счет ближнего. В психологическом плане это граничит с помешательством, но в подобном духовно взвинченном и болезненно лихорадочном состоянии живет вся Америка с самого своего основания.
Живет этим не только она сама, но ради все той же выгоды стремится взбаламутить весь мир. Мы возмущаемся тем, что американские лидеры объявляют ныне США единственным победителем во Второй мировой войне. Нам это кажется нелепостью и кощунством, так как наша страна в этой войне не только понесла больше всех жертв, но и, по сути, в одиночку разгромила гитлеровские войска. Но у американцев своя логика и свой «гамбургский» счет. По их раскладу получается, что кто получил в войне наибольшую выгоду, тот и есть фактический победитель. И в этом плане с ними не поспоришь. Если хорошенько покопаться в истории, то мы там обнаружим, что не только Вторая, но и Первая мировые войны случились не без провокации со стороны США, ибо обе они были им выгодны.
Сегодня Соединенные Штаты Америки кажутся всесильными и всемогущими. Они всячески поддерживают этот миф. Где бы и что ныне в мире ни случилось, везде мы отыщем след американцев: их присутствие, их участие, их провокационную деятельность. В течение последних 20 лет по многим странам мира прокатились «цветные революции», и американцы даже не пытались скрыть своей подстрекательской роли в их осуществлении. С участием Америки пролилось немало крови в Сербии, Ираке, Ливии, Сирии и Афганистане. США носятся с экономическими санкциями везде, где хотя бы в малой степени «ущемляются» их раздутые национальные амбиции. В последнее время, особенно с приходом к власти в США Дональда Трампа, Америка все больше превращается в международного жандарма.
Все это делает международную обстановку весьма неустойчивой, ненадежной и взрывоопасной. Но еще страшнее вторжение помешанной на тотальном бизнесе Америки в духовный мир человека. Это особенно заметно по современной России, отказавшейся от присущего ей осторожного традиционализма и с середины 1980-х годов бросившейся в объятия страны, преклонившей колени перед Желтым Дьяволом. Российское общество, принявшее за идеал американские ценности и, в свою очередь, избравшее для себя культ золотого тельца, постигло безудержное падение в разверзшуюся бездну духовного негативизма.
Для этой части российского общества сегодня характерны тотальный нигилизм и воинствующее безверие, полный сумбур в умах и хаос в душах, исступленное служение культу лжи и обмана, дурманно-наркотическое погружение в виртуальную реальность, презрительное отвержение нравственных начал, высокомерное пренебрежение элементарной моралью, оправдание зла и насилия. То, что в самих США научились прикрывать ханжескими сентенциями о свободе совести, уникальной неповторимости личности и праве этой самой личности на всемерное отстаивание собственной уникальности, – в российском обществе утверждается открытым текстом, и зло и насилие превращаются в рутинную практику повседневной жизни.
Навязывая всему миру свой меркантильно-хищнический образ жизни и выставляя его как образец реальной демократии, США надеялись опустить человечество на низший, животный уровень его развития, а самим остаться на вершине искусственно созданной ими олимпийско-капитолийской горы. Но ныне выявляется, что традиционалистский в своей сути «старый» мир ниже определенной черты опустить не удается и что сами Штаты все больше накрывает обратной волной политического, экономического, социального и духовного негативизма. Эпидемия коронавируса спровоцировала мощный прорыв накопившегося внутреннего гнилья, и сами США оказались в эпицентре наихудшей «цветной революции», замешенной на расовой основе.
Пока в США взбунтовались преимущественно афроамериканцы, но уже это поставило страну на грань новой гражданской войны. Однако в «резерве» остаются полмиллиона индейцев, которые не сняли своего проклятия с народов, оккупировавших их земли и поработивших их самих. Вряд ли довольны своим положением в США миллионы латиноамериканцев, вынужденных покинуть ограбленные американцами страны, но не нашедшие счастья в «стране всеобщего благоденствия». Американские сейсмологи с тревогой следят за гигантским Йеллоустонским вулканом, расположенным на территории США. Но, может статься, что в перспективе рванет не он, а совсем другой, человеческий вулкан, образовавшийся в самой сердцевине разнородной американской нации.
Время капитализма заканчивается, ибо он полностью исчерпал потенциал своего позитивизма. С начала XXI века капитализм может существовать и развиваться только в кредит, используя негативистские ресурсы человечества и бессовестно эксплуатируя разодранные остатки человеческих надежд и мечтаний. Заканчивается и миссия США, родившихся на заре капитализма, вскормленных его обманными дарами и положивших живот свой на защиту капиталистических ценностей. США способны отныне выживать, только сея рознь среди других стран и народов, блефуя, подобно покерному игроку, имеющему на руках плохие карты, и угрожая миру апокалипсисом.
Судьба библейского Вавилона была в значительной мере связана со строительством возвышавшейся до небес Вавилонской башни. Именно это созидание, граничащее с гигантоманией, объединяло населявшие Вавилон многочисленные народы и делало их жизнь осмысленной и величавой. Но Господь, по Библии, решил смирить их гордыню, смешав языки и лишив взаимопонимания. Башня так и осталась недостроенной, а вавилонские народы разбежались и рассеялись по свету. Не такова ли судьба и Соединенных Штатов Америки? Они долго переманивали людей из других стран, суля им большие барыши и баснословные перспективы. Но заемные ресурсы США скоро закончатся, и представителям других народов не останется ничего другого, как возвратиться восвояси.
В современном мире развелось слишком много ложных ценностей, смущающих ум и души некрепких разумом и нестойких духом людей. У России – свой путь, своя цель и своя миссия. И негоже нам, россиянам, поддаваться сладкозвучию заморских сирен, влекущих человечество в пучину всеобщей.