Партнеров по МКС – США, Канаду, Японию и Европейское космическое агентство – следует «честно предупредить о выходе с МКС с 2025 года», – заявил вице-премьер Юрий Борисов.
В «Роскосмосе» сообщили, что российские модули выработали свой ресурс. Из-за многочисленных трещин они продолжают терять воздух, несмотря на попытки космонавтов найти отверстия и загерметизировать их.
О том, что российский модуль МКС вскоре станет непригоден и для продолжения присутствия на орбите и России потребуется новая станция, ранее сообщил руководитель полетов «Роскосмоса» Владимир Соловьев. По его оценке, с 2025 года начнется «лавинообразный выход из строя» элементов МКС. Тогда в «Роскосмосе» сказали, что ожидают от «Энергии» предложений по созданию новой орбитальной станции. В декабре представители «Энергии» сообщили, что разрабатывают такой проект. По их планам, срок службы новой станции будет неограничен. Он будет обеспечен за счет открытой архитектуры и заменяемости модулей.
«У нас есть согласованный с партнерами по МКС срок работы на станции – 2024 год, – пояснили ситуацию в «Роскосмосе». – После этого срока решение будет приниматься, исходя из технического состояния модулей станции, которые в основном выработали свой срок службы, а также наших планов по развертыванию национальной орбитальной служебной станции нового поколения». Проект собственной независимой космической станции в настоящее время прорабатывается, сообщил Интерфаксу информированный источник. По его словам, предварительный срок строительства – к 2030 году, а стоимость проекта оценивается в 5–6 млрд долларов.
Как подсчитали эксперты «Энергии», чтобы поддерживать российский сегмент МКС в безопасном и работоспособном состоянии, ежегодно потребуется тратить от 10 до 15 млрд рублей, что является неоправданно большой суммой. Поэтому, указывал Соловьев, следует сконцентрироваться на создании собственной орбитальной станции.
Впрочем, в 2021 году к МКС планируют пристыковать новый многофункциональный модуль «Наука», который будет установлен на место служебного модуля «Пирс», ранее использовавшегося для выхода космонавтов в открытый космос. После стыковки с МКС модуля «Наука» к российскому сегменту в 2022 году намерены пристыковать новый узловой модуль с дополнительными стыковочными узлами, чтобы с его помощью решить существующие проблемы. Кроме того, в 2022 году к российскому сегменту МКС будет запущен научно-энергетический модуль «НЭМ-1». Все это позволит в наихудшем варианте – продолжить эксплуатацию российского сегмента станции даже после возможного выхода США из проекта и весьма вероятного нарастания проблем с состоянием отдельных блоков. При наихудшем варианте развития событий можно будет отсоединить российский сегмент МКС и продолжить его эксплуатацию в качестве костяка новой российской станции – благо, российский сегмент самодостаточен.
Что касается дальнего космоса, то для него будет создаваться транспортно-энергетический комплекс с ядерной энергодвигательной установкой, которая разрабатывается в России с 2010 года.
«Реальны уже конструкции этого транспортно-энергетического модуля. Я считаю, что это прорыв будет», – заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
Существуют два плана полной замены МКС. В России – это эскизный проект под рабочим названием «Салют-10», который предполагается как базовый блок новой российской орбитальной станции. Пока что «Роскосмос» не выделил финансирование на эти цели, что сдвигает сроки реализации такого проекта за рубеж 2025 года. Однако новый базовый блок для станции просто необходим – ведь существующий уже явно исчерпал свой ресурс, который пока что продлевается различными техническими ухищрениями.
Решение, мягко говоря, странное. Хотя бы потому, что, во-первых, это фактически отбрасывает Россию на нулевой уровень. Развитие – это всегда старт с нового, более высокого рубежа. Когда вы возвращаетесь в точку ноль, это в лучшем случае признание ошибочности предыдущего отрезка. А кто, простите, принял решение об утоплении национальной космической станции «Мир»? Власть должна нести ответственность за просчет стоимостью в десятки (а может, и того больше) миллиардов долларов и потраченные зря и в никуда два десятилетия. Впрочем, какую область жизни России ни возьми, потерянные два десятилетия везде. Космос – просто один из пунктов этого нескончаемого перечня.
По мнению ряда экспертов, ориентировочная стоимость новой космической станции может обойтись российскому бюджету в 1 триллион рублей. Такую цифру назвал российский эксперт в области космонавтики Андрей Ионин.
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев сообщил, что на этот проект как минимум уйдет 14 лет. Центр Хруничева в 2015 году прекратил производство космических модулей для МКС, что затрудняет строительство полноценного объекта на орбите, отметил эксперт.
«Четыре года – это крайне малый срок. Вообще время такого проекта обычно семь лет, если по мировой усредненной практике. А у нас такие проекты, как правило, длиннее в два-три раза, чем международная практика. Что касается нашей станции, пока только разговоры об этом. Нужно понять, сколько это стоит, кто это будет делать, потому что прекращено производство модулей. У нас плохо то, что в 2015 году прекращено производство модулей на Хруничева. В общем, работу новой станции, если ее делать, нужно начинать с восстановления производства. Это становится весьма дорого. Опять же, нужно начинать работу и продолжать до 2025 года эксплуатировать МКС, что тоже стало дорого, особенно потому, что теперь нет компенсации в виде оплаты за билеты для американцев».
Моисеев обратил внимание на множество проблем в космической отрасли и усомнился в целесообразности строительства отечественной станции на базе старых модулей, а также задался вопросом, чем там будут заниматься космонавты.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в обозначенные сроки фактически невозможно реализовать новый проект по строительству космической станции. Для этого нет основного фундамента. Из-за реформы Российской академии наук космическая наука сидела на голодном пайке и потеряла значительный потенциал. Технологическое отставание космической промышленности также не выдерживает никакой критики. Поэтому, бесспорно, мечтать не вредно, но в реальности весь этот проект выглядит пока фантастикой.