В Новосибирске в субботу, 4 февраля, впервые за три года ковидных ограничений прошла согласованная властями протестная акция – митинг против повышения коммунальных тарифов. Их рост составил от 9% до 17%. Раньше такие акции проходили в центре города, сейчас же активистов «сослали» на окраину.
Акция была заявлена на 1000 человек, но к городскому аэропорту «Северный» добрались протестовать сотни человек.
Буквально за 10 минут до начала на площадку, где организаторы устанавливали помост и аппаратуру, вдруг заехал снегопогрузчик, разгоняя уже собравшихся людей. Дорогу машине перегородил пожилой человек: «Ты кому угрожаешь? Пенсионеров пугаешь?!» Быстро соскочивший со своего места машинист двинулся ему навстречу, началась перебранка. После чего погрузчик все же уехал.
Организатор митинга независимый депутат горсовета Новосибирска Антон Картавин рассказал, что после повышения тарифов он обратился в прокуратуру с предложением проверить законность такого решения властей, но прокуратура отказалась проводить проверку, после чего депутат и подал заявку на митинг. Митинг разрешили, но и погрузчик пригнать на всякий случай не забыли.
– В Новосибирске был опыт, когда экс-губернатору Владимиру Городецкому пришлось отреагировать на серию митингов, – напомнил Картавин. – Тогда власти также повысили тарифы выше рекомендованных 6%, но после протестных митингов отступили. Будем надеяться, и на этот раз нам удастся чего-то добиться.
В Новосибирске тариф в среднем повышен на 11%. Больше всего подорожало водоотведение – на 17%. Услуги горячего водоснабжения и отопления – на 11,9%. Холодная вода стала дороже на 12%, газ – на 10%. Максимальное повышение тарифа в городе Куйбышеве – 12,3%.
Протестный опыт, о котором вспоминает Картавин, – это декабрь 2016 года. Тогда власти Новосибирска также резко повысили тарифы на ЖКХ. Постановление, подписанное тогдашним губернатором Владимиром Городецким, вызвало массовое возмущение. Протестам не помешали даже 30-градусные морозы. Митинги продолжились и в 2017-м. В конце концов власти отступили.
– Городецкий тогда снизил тарифы, потому что был как-то зависим от избирателей, а Травников (губернатор Новосибирской области с 14 сентября 2018 г. – «СР») – варяг, который назначен, и он зависит не от нас, – рассуждает пенсионерка Татьяна Петровна. – Поэтому они хотят и выборы мэра отменить, чтобы он тоже от нас не зависел.
– Интересно, я первый раз в жизни на митинге, – говорит один из участников акции Валентин Дьяченко. – Я в таком возрасте, когда меня тоже бьет по кошельку вся эта вакханалия. И дело не только в этих тарифах. Просто надоели – пилят и пилят деньги, я это из года в год наблюдаю.
– Пенсия у меня повысилась на 4%, а тариф за отопление – на 12%, горячая вода – около 10%, капремонт – на 25%. Мы становимся беднее, а им больше брать не с кого, с себя же они не будут брать, – уверен пенсионер Юрий Павлов
– То, что, возможно, повышение необходимо, я допускаю, но мы не получили никакой информации о том, что именно такое решение было обосновано. И, самое главное, нет инструментов контроля за использованием этих денег – действительно ли они будут пущены на модернизацию? – говорит предприниматель Дмитрий Холявченко.
Организаторы включили российский гимн и после первого куплета объявили митинг открытым. Ведущий Андрей Гладченко попросил поднять руки тех, кто участвовал в митингах против роста тарифов в 2016–2017 годах. На призыв откликнулось несколько десятков человек.
Первой выступила независимый депутат горсовета Светлана Каверзина, одна из основательниц коалиции «Новосибирск 2020», созданной местными активистами и политиками для борьбы с «Единой Россией».
– Любое поднятие тарифов сейчас преступно, а уж поднятие выше процента инфляции преступно вдвойне. А закрытость информации о том, как и почему принималось такое решение, еще больше оскорбляет новосибирцев, – сказала Каверзина.
– Напомню, что нынешнее повышение тарифов происходит на фоне СВО, которая пожирает миллиарды рублей ежедневно, – микрофон взял Сергей Крупенько, представитель информационного ресурса левого толка «Красный поворот! – Эти деньги, в том числе из Фонда национального благосостояния, уже давно должны были направить, в том числе, на восстановление нашей порушенной инфраструктуры. Это не сделано, потому что невыгодно правящему классу. Вопрос в том, как мы будем жить дальше. Что будет с нами и с нашей страной несчастной? Эту катастрофу, куда ведет сегодня правящий класс, придется расхлебывать многим поколениям россиян, нашим детям и, наверное, внукам. Нужна смена политического курса, что невозможно, не убрав правящую клику с их насиженных мест!
В митинге принял участие 98-летний ветеран войны Владимир Степанов. Власть, по его словам, боится, когда люди собираются в центре города, поэтому митингующие оказались здесь, на окраине.
– Тарифами ЖКХ в Новосибирске управляет Москва. Встает вопрос: доколе? Главная проблема в том, что мы ничего за себя не можем решать. Следующий шаг власти – это отмена выборов мэра. Скоро мы лишимся последней возможности высказываться о том или ином явлении в нашем городе. Это нужно прекращать, люди должны иметь право голоса, – сказала Наталья Чубыкина.
Помимо нескольких десятков полицейских, на митинге присутствовали и чиновники мэрии, а также представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев. Выступить перед собравшимися они не захотели.
В конце митинга участники подписали письмо в адрес губернатора Андрея Травникова, в котором потребовали отменить повышение тарифов и принять «разумный и честный» размер оплаты коммунальных услуг, соответствующий падению доходов граждан. «В случае отсутствия ответа мы соберемся снова и нас будет больше!» – говорится в письме.
В воскресенье аналогичные протестные акции прошли в Алтайском крае, Бийске и Рубцовске, где приняты одни из самых высоких тарифов в стране. Предельный уровень индексации роста тарифов ЖКХ установлен на уровне 9%, при этом в Барнауле их подняли на 14,7%, в Бийске – на 11,4%.
– Мы решили митинг организовать, потому что увидели возмущение жителей, – говорит глава городского отделения КПРФ Рубцовска Андрей Чернобай. – Люди крайне недовольны повышением тарифов, это видно и по обращениям, и по соцсетям. В связи с тем, что ситуация обостряется, а власти никаких мер не предпринимают, мы вынуждены идти на публичное мероприятие, чтобы показать это настроения. А как население к этому готово – покажет сам митинг. Сейчас одни слова для кухонь, другие для улиц, и пока люди с кухонь на улицы не выйдут, ситуация в нашей стране меняться не будет.