Российский автопром – одна из крупнейших отраслей промышленности, где напрямую заняты 300 тысяч человек, а с учетом смежных производств – три миллиона, – откатился на полвека в прошлое.
По итогам 2022 года выпуск легковых автомобилей упал на 67%, отчитался в среду Росстат.
После ухода иностранных концернов и прекращения поставок компонентов с конвейеров автозаводов вышло 450 тысяч машин – минимум со времен правления советского генсека Леонида Брежнева: так, в 1970 году СССР выпускал 344 тысячи автомобилей в год, а в 1975-м, после запуска заводов в Горьком и Тольятти, – уже 1,2 миллиона.
Санкции и иностранный бойкот остановили крупнейшие автозаводы – «ПСМА Рус» в Калуге, где собирали Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi; Mazda во Владивостоке; Mercedes-Benz в Подмосковье; Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге, а также калужский завод Volkswagen.
В конце года собирать китайские модели начали на бывшем заводе Renault в Москве и на калининградской площадке «Автотор» – некогда крупнейшей точке сборки иномарок для российского рынка.
И хотя в декабре автопром начал подавать признаки жизни, по темпам обвала он остался однозначным лидером среди всех отраслей промышленности.
«Автомобильная индустрия, похоже, стала опережающим индикатором состояния российской экономики, поскольку наиболее быстро отреагировала на изменение экономических условий», – говорит Ольга Беленькая, экономист «Финама». По данным Росстата, более четверти работников автозаводов (27,1%) на конец октября находились «в простое», а еще 8,4% работали неполное рабочее время.
В январе 2023 года в России продажи легковых автомобилей и LCV упали на 63,1% в годовом измерении, до 32,5 тысячи единиц, сообщила Ассоциация европейского бизнеса. Снижение рынка к декабрю 2022 года составило 49,3%. По данным АЕБ, более половины рынка в январе составили модели Lada. Доля «АвтоВАЗа» составила 53,7% против 20,5% в январе 2022 года и 37,5% в декабре. На втором и третьем месте по продажам на российском рынке в январе оказались китайские Great Wall (бренды Haval и GW) и Geely с долями 14,8% и 10,8% соответственно.
Президент РФ Владимир Путин разрешил АО «Автодом» приобрести 100% долей «Мерседес-Бенц Банк Рус» у Mercedes-Benz Group AG. Для совершения этой сделки не требуется получение иных разрешений, согласий и документов, отмечается в распоряжении. Mercedes осенью 2022 года официально объявил об уходе из России и намерении продать «Автодому» доли в своих местных дочерних компаниях, а также ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» и OOO «Мерседес-Бенц Капитал Рус» (занимались лизингом и факторингом автомобилей).