Чем это может помочь поморской деревне – отвечают местные
В конце февраля вышла новая серия почтовых марок «Современное искусство России», куда вошла марка с изображением деревни Кимжа Мезенского района (Архангельская область). Это не документальная фотография, а картина, на которой художник Николай Желтушко уместил сразу несколько зданий, которыми может похвастаться Кимжа. Мы пообщались с местными жителями и уроженцами деревни, чтобы узнать, за что они хвалят и критикуют марку, а также почему считают ее неплохим способом привлечь внимание к реальным проблемам здешних мест – их немало.
Чем известна Кимжа
Основанная в XV веке деревня Кимжа Мезенского района – классический пример северного деревянного зодчества. На фоне северных умиротворяющих пейзажей раскинулись старинные избы, мельница и обетные кресты, на которые приезжают посмотреть туристы, и, конечно, знаменитая деревянная церковь. Всего их в деревне было три, но осталась одна – Одигитриевская, это пятиглавый деревянный шатровый храм 1709 года постройки. Кстати, в 2019 году на нем обновили колокола – они зазвучали в деревне спустя 100 лет молчания.
Кимже, в отличие от других северных деревень, везет с популярностью. Несколько раз ее снимали в кино – например, в 1980-х годах она появилась в фильмах «Матвеева радость» и «Михайло Ломоносов», где, правда, изображала Холмогоры.
В 2017 году деревня присоединилась к ассоциации «Самые красивые деревни России», а теперь еще и появилась на почтовой марке.
«Говорят, картина мрачновата»
Картина, которая попала на продукцию «Почты России», создана московским художником Николаем Желтушко. Она называется «Кимжа. Надежда». В пресс-службе регионального управления почты сообщают, что марка уже поступила в продажу – приобрести ее можно в местных почтовых отделениях за 63 рубля.
Тем не менее у местных жителей есть вопросы – не к самой марке, а именно к картине. Дело в том, что образ Кимжи на ней – собирательный, так как здания, попавшие на нее, на самом деле находятся в разных местах.
– Информацию о появлении марки видели многие – и в интернете, и в новостях, – говорит директор туристского культурно-музейного центра «Кимжа» Евдокия Репицкая. – К своей популярности мы привыкли. Но не всем понравилась сама картинка. Это фантазия, на самом деле такого вида в деревне нет, церковь стоит совсем в другом месте.
Здание, которое попало на первый план картины, можно увидеть в Кимже и сегодня. Принадлежит оно семье уроженки деревни Любови Лебедевой – они купили 120-летний дом шесть лет назад и проводят здесь каждое лето.
– Нашей семье марку на память обязательно надо добыть, ведь на картину попала поветь нашего дома и наша девочка на качелях, – говорит Любовь. – К изображению Кимжи на баннерах, обложках пабликов и печатных изданий мы уже привыкли. Здесь много таких прекрасных видов – дух захватывает! Честно говоря, выбор картины для марки удивил многих, кто знает нашу деревню. Художник изменил местоположение Одигитриевской церкви, поместил ее на поля, где стоят мельницы. Получилась фантазия на тему Кимжи. Еще говорят, что картина сама по себе мрачновата. Но я по этому поводу думаю, что здесь и старинные дома изображены, и видно, что жизнь теплится. Суровая красота северной деревни.
«Достойна публикаций»: почему деревне нужно внимание
Татьяна Васильева – не уроженка деревни, но ее называют «питерской кимжанкой». С 2009 года она в основном проживает именно в Кимже, где купила дом, в Петербург уезжает лишь на несколько месяцев. Она считает, что появление марки – на пользу деревне.
– Конечно, мы очень обрадовались, что на телевидении прошел сюжет о нашей деревне и что она будет запечатлена на марке, – рассказывает Татьяна. – Безусловно, деревня уникальна и достойна всевозможных публикаций, и на марке в том числе. Это мое мнение не только как жителя, но и искусствоведа, и фольклориста. То, что это именно живопись, а не фотография – это, пожалуй, оригинально и отражает тот факт, что художники находят здесь почву для творчества.
Татьяна знакома с автором картины Николаем Желтушко и рассказывает, что ему вообще свойственна такая манера создавать эскизы, компонуя несколько видов.
– Он привносит в этюды, которые пишет с натуры, свою фантазию, мысли и обобщения, – объясняет она. – А потом из этюдов получаются картины. Местные жители иногда могут и не узнать тот или иной уголок своей деревни. Или узнают, но поправят его: здесь, мол, не так, дома передвинуты, и тому подобное. На данной марке отображен именно такой уголок деревни – немного фантазийный. На самом деле там стоит магазин с афишами, но он оказался не в тему, вот художник и заменил его домами – такие в деревне есть. Но и храм Одигитрии, конечно, узнаваем. Его неповторимый силуэт – это визитная карточка Кимжи, он привлекает в настоящее время немалое число паломников и туристов. А кто-то увидит его теперь и на марке, прочитает, что есть такая известная деревня на Русском Севере, и задумает приехать, увидеть всё своими глазами.
Почта – есть, интернета – нет
Директор ТКМЦ «Кимжа» Евдокия Репицкая говорит, что сейчас почтовыми отправлениями в Кимже, как и везде, пользуются мало, но в деревне есть спрос на открытки: туристам нравится отправлять их отсюда. Будет даже интересно, если на них теперь будет еще и марка с Кимжей. К слову, с другими средствами связи, по словам Евдокии, дела здесь обстоят тоже более чем скромно. И это влияет на качество жизни здесь.
– Самая на сегодня большая проблема – отсутствие качественной мобильной связи, – рассуждает наша собеседница. – Оператор «Билайн» пришел к нам, если не ошибаюсь, в 2007 году, и первое время связь была отличная. Но со временем становилась хуже и хуже, сейчас ее практически нет. Про интернет уже речь не идет совсем. Сложно работать и самим, и приезжающим туристам, а их поток увеличивается.
Соглашается с этими словами и местная жительница Ольга Митькина:
– Марка – это хорошо, радует, но почтового отделения у нас нет, письма мы не пишем, – признается она. – Разве что туристы захотят отправить открыточку. А мобильная связь никакая у нас – это проблема.
«Перспективы туманны»
Как и во многих других деревнях Поморья, в Кимже осталось не так много местных жителей. Особенно мало их зимой.
– Летом в деревне очень хорошо – она наполнена детскими голосами, пустующих домов почти нет, – поясняет Любовь Лебедева. – И гостей-туристов бывает очень много. А зимой постоянное население – не больше 40 человек. Детей школьного возраста мало, начальная школа закрыта. Совсем не осталось сельскохозяйственных животных. Деревня живет сегодняшним днем, перспективы туманны. Хочется верить, что красота Кимжи, любовь и забота ее жителей, а также внимание, которым она пользуется, продлят ее век.
Местные жители считают, что популяризация деревни сможет помочь сохранить ее, но для этого нужны и связь с интернетом.
Татьяна Васильева считает, что лишняя информация о Кимже, хотя бы в виде марки, совсем не помешает. По ее словам, это поможет обратить внимание на проблемы деревни и в итоге сохранить ее.
– В храме нужно провести свет, чтобы можно было зимой «добавить тепла», тогда больше прихожан будет в этот период, – перечисляет Татьяна то, что хотелось бы сделать в деревне. – Нет пока иконостаса, алтарной преграды. Некоторые старинные дома в деревне требуют реставрации, но это и от хозяев или наследников зависит – без их согласия и участия ничего не сделать. Кимжа – не музей под открытым небом, как «Малые Корелы», а живая деревня со своими традициями, где местные жители ценят то, что создано их предками, и стараются жить так, как им завещано на протяжении веков. Именно к таким местам и должно быть внимание городских жителей, деятелей культуры.
В Архангельской области много церквей, которые разваливаются на глазах у местных жителей. При этом помочь может не каждый – за самодеятельность можно даже получить срок. Федеральные власти всерьез обсуждали перенос 23 старинных деревянных церквей и колоколен на новые места, но против этого высказывались местные жители и реставраторы.
Юрий СКОРОДУМОВ