Весной прошлого года Федеральная таможенная служба России сообщила о том, что прекращает публикацию статистики по внешней торговле РФ в связи с санкционной войной Запада против нашей страны. Последние данные, размещенные на сайте ФТС, были за январь 2022 года. Жизнь для экспертов существенно осложнилась. Им приходилось пользоваться лишь «отраженным светом» – таможенной статистикой стран-партнеров Российской Федерации. Но обобщенной картины по внешней торговле страны уже не было.
Но вот 13 марта нынешнего года ФТС объявила о публикации данных о стоимостных объемах экспорта и импорта Российской Федерации за 2022 год, а также сообщила: «Впоследствии стоимостные объемы экспорта и импорта по товарным группам будут публиковаться ежемесячно на 40-й день по окончании отчетного периода нарастающим итогом и в разбивке по месяцам с обновлением данных предыдущих месяцев текущего года». Таким образом, произошло возвращение к прежней жизни. Но не совсем. По товарным группам статистика будет, а вот географической структуры (по странам) мы не увидим. Кроме того, экспорт и импорт будет лишь в стоимостном выражении (раньше было также в физических показателях). Но и то, как говорится, «хлеб» для экспертов.
Итак, приведу ключевые показатели по внешней торговле Российской Федерации за 2022 год. Общий оборот торговли составил 850,5 млрд долл., что на 8,1% превысил показатель 2021 года. При этом экспорт вырос на 19,9% и составил 591,5 млрд долл., а импорт упал на 11,7% и равнялся 259,1 млрд долл. Таким образом, профицит торгового баланса за прошлый год составил 332,4 млрд долл. Это рекордный показатель за все годы ведения статистики ФТС. Можно также добавить, что превышение экспорта над импортом в прошлом году составило 2,28 раза. Это также рекордное значение.
Еще раз повторю то, о чем писал ранее: рекордное превышение экспорта над импортом в прошлом году обусловлено двумя главными причинами: 1) ростом цен на нефть, природный газ и продовольствие, т.е. на те товары, которые являются главными в российском экспорте; 2) сжатием импорта в результате санкционных действий со стороны стран коллективного Запада.
Были, конечно, и некоторые другие факторы, которые обусловили рекордные показатели прошлого года. Например, ряд недружественных стран форсированно наращивали закупки некоторых товаров для формирования резервов до момента введения санкционных запретов на импорт этих товаров из России.
При общем снижении импорта в 2022 году на 11,7% некоторые товарные группы пострадали более существенно. Так, импорт средств наземного транспорта упал на 41,5%, электрических машин и оборудования – на 19,1%, котлов и механического оборудования – на 13,1%. Т.е. санкционными акциями были задеты существенно импортные поставки инвестиционных товаров – тех, которые нужны России для импортозамещения.
По поводу экспорта добавлю, что по итогам 2022 года, по сравнению с 2021 годом, поставки продукции топливно-энергетического сектора РФ выросли на 114,9 млрд долл. по сравнению с общим приростом объема экспорта на 98,3 млрд. Это значит, что экспорт всей остальной продукции (неэнергетический экспорт) снизился в прошлом году на 7,4%. Яркое проявление того, что Россия, несмотря на санкционную войну, продолжает оставаться «экономикой трубы». А временные достижения по получению валютной выручки от экспорта энергоносителей могут неожиданно оборачиваться опасными обвалами. Ведь Россия конъюнктурой на мировом рынке углеводородов не управляет.
Цифры ФТС по внешней торговле существенно отличаются от данных Банка России, которые содержатся в составляемом им платежном балансе РФ. Экспорт, по данным Банка России, в прошлом году равнялся 628,1 млрд долл., импорт – 345,8 млрд долл. Более высокие значения показателей Банка России объясняются тем, что в них учитывается торговля не только товарами, но и услугами (ФТС ведет статистику только товарной торговли). Путем вычитания мы можем определить величину торговли услугами России: экспорт услуг составил 36,6 млрд долл., а импорт – 86,7 млрд долл. Превышение импорта услуг над экспортом составило 2,36 раза. Получается, что немалая часть валютной выручки, получаемой от экспорта товаров, идет на оплату импорта услуг. К сожалению, импорт услуг остается на непомерно высоком уровне все годы существования Российской Федерации. По моей оценке, в 2021 году импорт услуг Российской Федерацией составил 86,9 млрд долл. Получается, что на него в прошлом году не повлияла даже санкционная война Запада против России, начавшаяся в феврале прошлого года (при том, что товарный импорт, как я отметил выше, сократился на 11,7%). В свое время я писал о том, что за очень высокими объемами импорта услуг из России скрывается банальный вывод денег из страны (В. Катасонов. Бегство капитала из России. – М.: Анкил, 2002). Как мне представляется, этот канал бегства капитала из России до конца так и не перекрыт.
ФТС уже опубликовала данные о внешней торговле за первый месяц нынешнего года. Главные цифры: экспорт – 32,94 млрд долл.; импорт – 22,20 млрд долл. Профицит торгового баланса – 10,74 млрд долл. Разрыв между экспортом и импортом составил 1,48 раза. Это существенно меньше того превышения, которое было в прошлом году (2,28 раза). Экспорт нефти и нефтепродуктов составил в январе 21,56 млрд долл. (65% всего экспорта). Для сравнения: в целом по прошлому году экспорт нефти и нефтепродуктов составил 383,73 млрд долл. (64% всего экспорта). Среднемесячный объем экспорта нефти и нефтепродуктов в прошлом году равнялся 32 млрд долл. В январе нынешнего года этот экспорт оказался на треть ниже среднемесячного экспорта прошлого года. Валютная выручка от экспорта существенно сократилась. Тучные времена еще не прошли, но уже проходят. Банк России прогнозирует, что положительное сальдо счета текущих операций в этом году будет на уровне 66 млрд долл., оно сократится до 48 млрд долл. в 2024 году и до 41 млрд долл. в 2025 году. Понятно, что оно будет сокращаться, прежде всего, по причине сокращения положительного сальдо торгового баланса. Нельзя исключать сценария, что профицит торгового баланса может вообще исчезнуть, настанут времена дефицита торгового баланса. Не стоит дожидаться этих «голодных» времен. России надо полагаться на внутреннее производство, а не на экспорт нефти и закупки всего необходимого на внешнем рынке.
Еще раз вернусь к ключевой цифре внешнеторговой статистики за прошлый год: профицит баланса торговли товарами составил 332,4 млрд долл. А что стало с этой астрономической суммой валютной выручки? Часть этой суммы, как я уже выше отметил, пошла на оплату импорта услуг. Причем часть контрактов по приобретению услуг, скорее всего, носит фиктивный характер. Это способ вывода денег из страны.
Еще часть валюты пошла на оплату так называемых первичных и вторичных доходов. По данным Банка России, в прошлом году сальдо баланса таких доходов составило минус 54,9 млрд долл. Доходы в виде заработной платы, ренты, дивидендов и процентов, выводимые из страны. Львиная часть их – инвестиционные доходы (дивиденды и проценты) иностранных инвесторов.
Далее – часть валюты (самая большая), которая выведена из страны в виде экспорта капитала в виде прямых, портфельных и прочих инвестиций. Причем слово «выведена» не вполне корректно. Валюта не выводилась из Российской Федерации по той простой причине, что она сюда и не заходила. Валютная выручка от экспорта нефти, природного газа, нефтепродуктов и прочих ресурсов просто оседает на счетах иностранных банков.
Кстати, на тему подобного «невозврата» экспортной выручки агентство Bloomberg только что сообщило: «Россия смогла сберечь за границей около трети непредвиденных доходов в размере $227 млрд, полученных в прошлом году от экспорта товаров. Около $80 млрд разбросаны по наличным счетам, вложены в недвижимость и инвестированы за рубежом. «Заначка» представляет собой теневые резервы, побочный продукт рекордного положительного сальдо счета текущих операций. Кремль смог накопить один из самых больших профицитов по текущим операциям в своей истории». В начале санкционной войны против России президент Владимир Путин ввел жесткие ограничения на вывод валюты за пределы страны, однако позднее денежные власти России (Банк России и Минфин) сумели добиться ослабления таких ограничений. И даже фактического разрешения на невозврат валютной выручки от экспорта в страну (чего раньше не было). В статье Bloomberg прямо говорится, что выведенные из России валютные средства могут стать объектом санкций Запада: «Любые новые доходы, накапливающиеся за границей, могут сделать их заманчивой мишенью для противников России, особенно если фонды контролируются государством… Судьба российских средств за границей находится в центре все большего внимания, поскольку сторонники Украины, такие как Канада и Германия, выдвигают идею использования миллиардов замороженных российских активов для компенсации стране и помощи в ее восстановлении».
Теперь, когда ФТС возобновила публикацию внешнеторговой статистики, мы будем на помесячной основе получать информацию о профиците баланса товарной торговли России с другими странами. Если ничего не изменится в экономической политике Российского государства, то это будет информация о величине валюты, которая утекает из страны и помогает врагам России.
Валентин КАТАСОНОВ, профессор