Skip to content
Top Menu
06.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Социальная хроника

«Байкал» и «Аннушка»

24.03.202312.05.2024 - Прокомментировать
3
Поделились

Почти 80 лет назад советские конструкторы за два года разработали и поставили на крыло самолет Ан-2. Знаменитый «кукурузник», пахарь, он зарекомендовал себя как надежный труженик в самых дальних уголках Советского Союза.

Пятьдесят метров для разбега – и вот уже небо, причем не нужна специально оборудованная полоса для взлета. Благодаря именно этому качеству он стал незаменимым и надежным помощником для тех, кто нес свою трудовую вахту и на Крайнем Севере, и в пустыне, и на болотистой местности. Зимой на лыжах, летом на колесах. Ан-2 это советский легкий многоцелевой самолет. 26 стран мира охотно закупали у СССР «Аннушки». Более 20 тысяч единиц сошло с конвейеров советского авиастроения, из которых еще около трехсот до сих пор летают.

В январе этого года новый самолет «Байкал», размерами и формой чем-то напоминающий Ан-2, прошел первые испытания в воздухе: полет длился примерно 25 минут на высоте 500 метров. За штурвалом был летчик-испытатель первого класса Валентин Лаврентьев.

Серийное производство «Байкалов» обещают начать в 2024 году. Сначала около 30 единиц «кукурузников нового поколения», потом планируют довести этот объем до 50 машин. «Байкал» – не первая попытка создать достойную замену Ан-2.

Прервет ли череду неудачных решений «Байкал»? Об этом специалисты говорят с осторожностью. Ведь, как говорится, мал золотник, да дорог. Взял-то Ан-2 своей неприхотливостью и многофункциональностью, и экстремальных температур не боится, а про надежность ему и доказывать нечего – по сей день на просторах «Полярных авиалиний».

Полетит ли «Байкал» над просторами Сибири? Вроде как крейсерская скорость повыше, да и в кабине пилота поуютнее, но вопрос опять к земле тянется. Техническое обслуживание должно быть доступным и не очень затратным. Даже лучшие характеристики новой модели не могут гарантировать этого, а как раз-таки наоборот. Создаст ли новая конструкция надежный задел в эксплуатации и не выйдет ли так, что легкокрылая машина будет стоять на земле в ожидании каких-нибудь запчастей, «расходников» или бригады специалистов узкого профиля?

Какие требования предъявляются к «Байкалу»? Основных несколько. То, что машина должна изготавливаться из агрегатов отечественного производства, понятно. Вместимость пассажирской кабины – 12 человек, или полторы тонны груза. Возможность переоборудования самолета для выполнения разных задач. Дальность полета – не менее 1500 км. С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий внедорожник «Байкал» должен работать за семидесятым градусом северной широты, а это значит в температурном диапазоне от –50 градусов Цельсия и использовать грунтовые аэродромы. Это все к вопросу о том, почему 26 стран мира покупали Ан-2. И еще, максимальная длина разбега не должна превышать 250 метров. «Кукурузник» налегке мог взлетать при встречном ветре на дистанции в 30 метров.

Многие критики говорят, что шестой год работы над аналогом Ан-2 и по сей день не поставил точку в этом деле, а Ан-2 в послевоенное время разработали и поставили на крыло за два года. Хотя тема гораздо шире и болезненнее. Это то, что породило перестроечное время. Взгляды на Запад и эффективность менеджеров, вошедших в круг посвященных, готовых быстро извлекать прибыль, не заботясь о завтрашнем дне и благополучии всей страны в перспективе. Время 90-х стало полным крахом для отечественного авиастроения не потому, что кто-то «Ваньку валял», а все свелось к тому, что громкие голоса конструкторов превратились в мышиный писк, а затем и вовсе утонули в океане новой «прогрессивной политики». И худа без добра не бывает. Санкции – как прозрение. Возврат к старым взглядам и принципам совсем не означает шаг в прошлое. В Советском Союзе среди летающих самолетов над планетой почти каждый второй был наш. Вот от чего мы отвернулись в погоне за сиюминутным комфортом и прибылью.

Уныло посыпать голову пеплом и критиковать все и вся можно, но не лучше ли вспомнить, каких результатов добивались в советские времена наши конструкторские бюро? Опыт – вот что мы потеряли за эти годы. Практика, квалифицированные кадры, материально-техническая база, возможность генеральных конструкторов выходить и иметь свой голос в самых высоких кабинетах власти, не это ли дало толчок развитию самолетостроения в СССР, не это ли сделало процветающей нашу отрасль? Только за годы ВОВ наши предки выпустили около 110–115 тыс. военных самолетов, потеряв за первые 8 часов войны 1800 единиц нашей боевой авиации. Поучительными примерами наша история, несомненно, богата.

Очень велика территория нашей страны, чтобы так опрометчиво оставить ее без мощной и процветающей отрасли ракето- и самолетостроения. Европейские страны, например, могут себе позволить не иметь авиатехники собственного производства – масштабы не те. У нас такого права нет. Повестка дня такая, что летают пока пассажирские «Боинги» и «Эйрбасы» в небе российском, но уже понятно, что это вопрос времени. И дело даже не в том, заменит «Байкал» «Аннушку» или нет. Пришла пора полностью поменять отношение к вопросам авиастроения и решать их не путем внедрения коммерческих проектов, а под полным государственным контролем. Времени и ресурсов для этих целей понадобится немало и ждать придется долго, надо признать, что мы на дне, от которого можно оттолкнуться, стряхнув перестроечную пыль и мышление, которые нам завещал Горбачев. С холодной головой и горячим сердцем, без пафосных речей и широких жестов взяться за решение столь острых проблем. И, может быть, лет так через 15–20 к нам из-за рубежа приедут товарищи покупать воздушные грузовые и пассажирские суда, а соседние страны будут иметь колоссальное желание обслуживать свои летные ресурсы не где-нибудь, а именно в наших ремонтных цехах и ангарах. Но к этому еще надо прийти.

Юрий ПОЛОВИНКИН

Другие материалы номера

  • Телеграмма тов. Сталина директору Уралмашзавода
  • Таможенников взяли на взятках
  • Сцены деревенской жизни
  • Село не хочет жить без больницы
  • МОК ищет критерии для возвращения российских спортсменов на Олимпиаду
  • Макрон не слышит свой народ
  • Диалог двух властей
  • Генерал на откатах
  • Г.А. Зюганов: «Мы за ценой не постоим!»
  • Выборы в Турции

Похожие новости

Соцхроника

05.12.2025

Пойманы кибермошенники

05.12.202505.12.2025

Калейдоскоп

05.12.202505.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Таможенников взяли на взятках
Следующая новость Телеграмма тов. Сталина директору Уралмашзавода

Свежий номер

  • 136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    06.12.2025

Календарь публикаций

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
« Фев   Апр »

Архив номеров

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
« Фев   Апр »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • yurij к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • Ignat к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю

Слово партнёрам

  • Маркизы для дачи: особенности выбора и эксплуатации

  • Методы улучшения качества воды и их необходимость

  • Авторские букеты с доставкой: идеальный подарок для любого повода

  • Вступление в Реестр НРС: пошаговое руководство

  • Когда может потребоваться анализ воды в лаборатории

Праздники

Декабрь 2025

Суббота, 6 декабря

Весь день
День образования подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы МВД России

6 декабря отмечают день рождения своей службы сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.Для людей, выполняющих эту важнейшую для общества задачу, связанную с обеспеч

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3488/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль