В Московском художественном театре представили премьеру к 125-летнему юбилею театра. Спектакль «Дядя Ваня» поставил Денис Азаров, главные партии играют Авангард Леонтьев, Сергей Епишев, Светлана Колпакова, Павел Чинарев. Впервые знаковая для МХТ работа была поставлена в театре в 1899 году Станиславским и Немировичем-Данченко. В то время из-за длиннот в пьесе ее отвергли в Малом театре. Современная версия тоже иногда отличается чрезмерными паузами и слишком многословными диалогами. «Сцены из деревенской жизни» – такой подзаголовок Чехов дал произведению. Это решили обыграть в новой версии постановки. На подмостках – слой опилок, задник обрамлен деревом, а длинный стол со скамьей и дымящийся самовар дополняют антураж. После они сменятся креслом-качалкой, плетеными стульями, появятся серванты и платяные шкафы. Главную ставку создатели сделали на визуальный ряд: исторические костюмы рубежа веков, оформление сцены обращают на себя внимание не меньше драматической составляющей.
Сюжетные линии не изменены в сравнении с оригиналом: противостояние, споры, привязанности – всё те же. Но неприязнь между Соней (Дарья Трухина) и Еленой Андреевной (Светлана Колпакова) не так заметна, а Астров (Павел Чинарев) кажется не таким бесчувственным. Его благосклонность к Софье граничит с искренней привязанностью. Дядя Ваня (Сергей Епишев) получился чудаковатым любителем рефлексии, Астров – дерзким ловеласом, а Серебряков (Авангард Леонтьев) добавляет постановке мечтательности – его размышления и теории имеют мало общего с практичностью. «Нормальное состояние человека – быть чудаком», – говорит Астров в исполнении Чинарева.
В «Дяде Ване» каждый из героев показывает свою чудаковатую сторону, и это становится катализатором действия. Музыкальное сопровождение настраивает зрителей на нужный лад. Классическая меланхоличная мелодия, которая звучит почти на всем протяжении постановки, превращается в органичный саундтрек. Он прерывается лишь однажды одной из самых динамичных сцен, во время которой звучит трек группы Kiss I Was Made for LovinʼYou.
«Это история про одиночество: глубокое, глобальное, ментальное. Во всех пьесах Чехова люди говорят не то, что они хотят сказать, живут не там, где мечтают, занимаются не тем делом, которым бы они хотели заниматься. Пьеса – о неразделенном чувстве: ключевые персонажи любят не тех, кто любит их», – отмечает режиссер Денис Азаров.
При этом, кроме основных героев, на сцене простые люди, работники, крестьяне, которые вынуждены находиться в усадьбе и наблюдать за душевными метаниями господ.