В РФ 298,5 тысячи детей-сирот остаются бомжами по вине высокопоставленных чиновников, игнорирующих закон об обязательном предоставлении жилья выпускникам детских домов. Мытарства по стране обездоленных сирот в Госдуме назвали национальным позором.
Теоретически все гладко. Российское государство провозгласило, что гарантирует жилищные права детям-сиротам. Они установлены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Главная поддержка – обеспечение жильем сирот, которые в свои 18 лет выходят в самостоятельную жизнь. Собственная крыша над головой позволяет молодому человеку, покинувшему детдом, устроиться в новой для него реальности. Но много ли таких счастливчиков в РФ? Их практически не видно.
Обещание капиталистического государства «гарантировать жилищные права» совсем не означает его исполнять. Обычно 18-летние сироты остаются на долгие годы без крыши над головой в условиях суровой действительности. Это скитание по подвалам и чердакам, столкновения с криминалом, а порой и уход в «малину», преступления, тюрьма, где, как говорят осужденные, есть и крыша, и еда.
Сироты пытаются напоминать местным чиновникам о своих правах на жилье, им отвечают, что они – на очереди, в которой можно стоять вечно.
Проблема жилья для сирот – ровесница второго пришествия капитализма в Россию и такая же нерешаемая, как жилье для малоимущих, как бедность и нищета, как необеспеченность лекарствами и гарантированным Конституцией бесплатным лечением, как обездоленность пенсионеров, унизительные для человека МРОТ и прожиточный минимум.
Если бы государство по-честному стремилось обеспечить сирот жильем, то никогда бы не перекладывало ответственность за решение этой задачи на регионы. Правительство знает, что 90% регионов дотационные и строить жилье сиротам им не на что. Да и местные чиновники не слишком озабочены судьбой скитающегося сиротства. В одном из номеров нашей газеты был процитирован ответ бурятского депутата от «Единой России» сиротам, обратившимся в прокуратуру республики с жалобой на многолетнее отсутствие положенного им жилья. Чинуша-единоросс посоветовал им «социализироваться». «Заработать и купить жилье, что вам удобно самим… вот так жизнь сложилась …закон кармы».
«Боже, как страшно жить при олигархах!» – прокомментировал народ в соцсетях слова бездушного едросса. Многие отметили, что загадочная карма все больше благоволит тем, у кого чины и связи. И самое удивительное, что ни один из руководителей, ни местных, ни столичных, не понес наказание за невыполнение закона о гарантиях сиротам жилья.
Тем не менее проблема обостряется, и уже федеральным властям приходится реагировать на негативный ропот общественности. Не случайно в Госдуме недавно был рассмотрен в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым, по словам замминистра просвещения Андрея Корнеева, «расширяются формы обеспечения жильем лиц указанной категории… предлагается предоставлять детям-сиротам сертификат (выплату) на приобретение жилого помещения в собственность либо на полное погашение ипотечного кредита, предоставленного на приобретение жилого помещения». Право на получение сертификата получают дети-сироты старше 23 лет, т.е. те, кто вырос, социализировался в обществе, получил образование, нашел работу, завел семью. Размер выплаты (сертификата) для приобретения жилья повзрослевшими сиротами в среднем будет составлять 2 млн 759,9 тыс. рублей «в соответствии с установленным Минстроем России нормативом стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ и социальной нормой площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина».
Выделяемые деньги, согласно документу, региональные власти будут направлять на банковские счета продавцов квартир или кредитных организаций, если придется погашать ипотеку. Корнеев доказывал, что таким способом удастся защитить сирот от мошенников. Вместе с тем замминистра утверждал, что «выплаты не подменяют существующий механизм обеспечения жильем детей-сирот».
Но «благодаря новому механизму», т.е. сертификатам, до 70 тыс. сирот удастся обеспечить жильем и сократить ужасную очередь, которую иначе как беспределом не назовешь.
Причем эта очередь постоянно растет. По словам вице-спикера Госдумы от «Единой России» Анны Кузнецовой, за последние три года численность сирот, не обеспеченных жильем, возросла на 15,2%. Еще более высокими темпами растет число сирот без жилья старше 23 лет, за три последних года их стало больше на 31,8%, их уже более 78 тысяч человек.
Оппозиция без энтузиазма отнеслась к законопроекту о замене жилья для сирот на сертификаты. Лучше бы из федерального бюджета Минфин выделял достаточные средства. Сейчас всего 10 миллиардов дается на жилье для сирот, сумма «размазывается» на 80 субъектов, и в результате сироты остаются без жилья. Если такими дозами будет финансироваться проблема, то большинство сирот получат свои метры лет через 40.
Минфин парирует, что для полной ликвидации жилищной задолженности перед сиротами требуется около 600 миллиардов рублей. И это, по меркам Минфина, очень много. Однако Силуанову почему-то не жалко, когда в США замораживают 300 миллиардов долларов российских активов, когда не меньшие суммы вывозятся олигархами из страны, когда триллионы русских денег оседают в офшорах. А потратить 600 млрд рублей для сирот Минфину жалко?
Галина Хованская («СправРоссия») скептически оценила правительственную инициативу о замене сертификатами жилья для сирот, заявив, что бездомные сироты – национальный позор для России.
Коммунисты видят в предлагаемых сертификатах удобную отговорку для чиновников, равнодушных к судьбе детей-сирот.
Алексей Куринный (КПРФ), выражая мнение фракции, подчеркнул:
– Законопроект не решает основной вопрос – обеспечения гарантированным жильем детей-сирот, не увеличивается финансирование. В среднем в регионе, таком, как, например, моя родная Ульяновская область, где 2 тысячи сирот ждут жилья, необходимо найти 3 миллиарда рублей. Это непросто в условиях тяжелой экономической ситуации. Такие же трудности в большинстве регионов. Без федеральной помощи никому не обойтись.
Механизм предоставления выплат, о чем говорится в правительственном законопроекте, – идея не новая. Ряд регионов эту меру уже опробовал, в их числе и Ульяновская область. У нас выдавались сертификаты. Но при отсутствии контроля все закончилось десятками обманутых сирот и уголовными делами. Многие сироты тогда остались без квартир. Поэтому вопрос контроля в данном случае, так же, как и контроль за качеством жилья, становится центральным и должен быть отражен в представленном законопроекте.
Даже в 23 года сироте могут подсунуть непригодное для проживания жилье. Тот подмахнет документы, обналичит свой сертификат, а жить в той квартире будет нельзя. И мы столкнемся с новыми проблемами.
В законопроекте не предусмотрен контроль за качеством жилья. Упоминается комиссия, связанная с получением жилья, но ей достаточно документов об оплате, о наличии квартиры, официально зарегистрированной, – и все, подмахнули, решение приняли, а качество жилья никто не видел. Рассчитывать, что Стройнадзор проконтролирует, не стоит. Данные надзорных органов по качеству жилья свидетельствуют, что 80% такого жилья – жилье некачественное, и так по всей России. Объяснение рыночное: хотели сэкономить, заключались договоры с теми, у кого самые низкие цены. И жилье в итоге соответствующее – то отопление в нем не работает, то вентиляции нет, то крыша течет, то еще что-то. В каждом регионе есть такие примеры. Поэтому вопрос качества строительства становится кардинальным.
Еще важный момент. Сирота долго ждал своего жилья – пять лет, шесть, десять, наконец, сам себя обеспечил квартирой, уже вместе со своей семьей поднапрягся, использовал материнский капитал, вместе со второй половинкой трудились-зарабатывали. И что же, обретя жилье, сирота-трудяга лишается полагающейся ему помощи от государства? На наш взгляд, это несправедливо. Помощь должна последовать и в этом случае, теперь уже на другие потребности сироты. В противном случае такой закон будет стимулировать бездействие властей.
Наши дети-сироты должны знать: если они выбыли из очереди на жилье, то их право на получение помощи от государства сохраняется, и это тоже должно отражаться в законопроекте. Никто не должен проигрывать.
Урегулирования требуют и статьи об условиях предоставления сертификата, об исполнении условий договора найма специализированного жилого помещения. У этих формулировок двойственное толкование, что может привести к ущемлению прав детей-сирот.
Куринный подчеркнул: фракция КПРФ условно поддержит в первом чтении представленный законопроект. А ко второму чтению мы внесем поправки, направленные на исключение рисков, которые могут навредить сиротам. Если наши поправки будут учтены, проголосуем за документ во втором чтении.
У справроссов тоже немало сомнений вызвал правительственный законопроект. Они не уверены, что выдаваемые сиротам сертификаты, за которые ратует правительство в своем законопроекте, будут полностью покрывать стоимость жилья. И не скрывали недовольства, что этим вопросом занимается Минпрос, а не Минстрой, в этом «СправРоссия» подозревает подвох. Почему по-настоящему Минстрой несет ответственность за качество строящегося жилья, но за все отдувается Минпрос? Кто придумал такую несуразицу?
ЛДПР, «Новые люди», «Единая Россия» довольны правительственной инициативой и высказались безоговорочно в ее поддержку.
Таким образом, законопроект о дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот (непонятно, почему гарантии дополнительные, если дополнять было нечего?) принят в первом чтении: за – 399, против и воздержавшихся – 0.
Второе чтение покажет, хочет ли власть РФ повернуться лицом к сиротам или снова предпочтет формальную пустышку.
Галина ПЛАТОВА