Жителям Курганской, Тюменской, Свердловской областей было не до празднований во вторые майские. Они спасали свои дома, имущество и жизни. Россия продолжает полыхать, лесные пожары перекидываются на поселки, уничтожая всё на своем пути. Как обычно, силовики постфактум возбуждают дела о халатности, а местные власти обещают смешные компенсации и винят во всем самих погорельцев.
Больше всего бед натворили пожары в Курганской области. Там погиб 21 человек, 13 – пострадали.
Пожары распространились так сильно, что половина их жертв пришлась на Смолино – микрорайон в самом Кургане. Там по разным адресам обнаружили тела шестерых человек. Практически все они были пенсионерами, и самой старшей из погибших в этом году должно было исполниться 97 лет. Тела еще двух из них нашли в садоводческих товариществах. Также на одном из участков обнаружили тело 35-летней женщины.
Другая половина жертв пришлась на курганскую деревню Плоское и село Юлдус. Там в домах обнаружили тела пятерых пенсионерок, которым было от 70 до 87 лет. Кроме того, в погребе и во дворе еще двух домов нашли трупы мужчин 47 и 68 лет. Фрагменты других двух тел обнаружили в тракторе и ВАЗе, которые остались в лесу. Погибшими оказались местный житель и сотрудник лесопожарного центра – им обоим было по 60 лет. Всего огонь уничтожил три деревни.
Из-за пожаров в регионе отменили шествие и салют в День Победы. Какой уж тут праздник – по информации регионального главка МЧС, огонь уничтожил 521 жилой и 1703 дачных дома, а также 3038 хозпостроек.
На место трагедии выезжал глава МЧС России Александр Куренков. Он доложил о ситуации президенту страны Владимиру Путину. Глава государства пообещал помочь погорельцам. Пожары в регионе тушили более 1290 человек, задействовали 332 единицы техники, включая авиацию МЧС России.
В поселке Камчиха в Кургане, который расположен рядом с одноименной железнодорожной станцией, люди теперь спасают то, что осталось от их домов, а пожарные до сих пор заливают очаги огня и тлеющие обломки.
Горожанка Людмила Емельянова, разбирающая завалы, рассказала:
– Дом сгорел, вещи сгорели, машина сгорела. Всё сгорело. Вот тут был дом родителей, мы их к себе заберем. Мама с 1940-го, а отец – с 34-го, в следующем году будет 90 лет. Они всю жизнь прожили здесь. Не думали, что будет гореть, вышли в халате, тапочках, только документы взяли. Во втором сгоревшем доме сын у меня жил. Забираем к себе, будем большой дружной семьей. Куда деваться… А что делать? Плакать? Я уже наплакалась. Десять лет строили, уже в три этажа, можно сказать. Когда было уже всё под отделку – поклеить обои и натянуть потолки – и у тебя все сгорает, будешь тут плакать или нет? А теперь уже отходим. Здесь все жилые дома, дачи идут дальше, точнее, были. В момент пожара здесь был сын, вот баню сохранил. Всю ночь скакал, охранял, дышал, думал, сам сгорит. Вот баню сохранил, будем жить теперь в бане. Всё, что осталось.
Один человек погиб и двое получили ожоги при тушении пожара в Тюменской области. Погибший 49-летний Анатолий А. из Нижнетавдинского района региона добровольно помогал бороться с огнем в ночь на 8 мая. Обстоятельства его гибели не сообщаются.
Сейчас в Тюменской области не стихает 12 лесных пожаров. Зафиксировано восемь новых очагов. Пять пожаров ликвидировано на общей площади 33,6 гектара.
Уничтожены уже больше сорока домов в Успенке, Салаирке, Богандинке и других поселениях.
Движение в обе стороны на четырех километрах федеральной трассы Тюмень–Омск ограничивали из-за сильного задымления от массовых пожаров. В двух населенных пунктах рядом с перекрытой трассой огонь уничтожил 124 строения.
Семь человек погибли в лесных пожарах на Урале. 70 лесных пожаров в Свердловской области бушевали на площади 51,5 тысячи гектара. Многие не остались равнодушными и бросились на защиту земляков и их имущества.
«На тушение пожаров в нашем регионе вышли шесть тысяч волонтеров. Спасибо каждому, кто не остался равнодушным, кто решить помочь пожарным. Вы не представляете, насколько эта помощь важна. Вы все – настоящие герои», – сказал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Два склада оружейной компании «Гефест-М» общей площадью 960 квадратных метров сгорели в поселке Первомайский, находящемся всего в 20 километрах от Екатеринбурга. На одном хранился порох, второй – стоял пустым. Огонь угрожал и другим 18 помещениям предприятия. Власти объявили срочную эвакуацию, местных жителей вывозили автобусами.
Авиалесоохрана заявила, что причиной пожара мог стать поджог: «Огонь в лес движется со стороны складов, что зафиксировано системой», – сообщило ведомство, уточнив, что огонь к помещениям пришел не со стороны леса.
Об умышленном поджоге сообщают и жители Режа – города, что находится недалеко от Первомайского. В частности, они подозревают, что именно четверо неизвестных устроили пожар на территории города. По словам местных, их уже разыскивают полицейские.
Огонь в Реже и Первомайском удалось оперативно потушить, благодаря помощи добровольцев. Жители Свердловской области сами выходили патрулировать деревни и дороги, несли воду.
В Называевске Омской области утром 6 мая загорелся дом. В ходе тушения пожарные обнаружили тела двух мальчиков 13 и 14 лет.
В Новосибирске установился смог, в области также бушуют ландшафтные пожары. Зафиксировано более 300 термоточек.
Уже 176 тысяч гектаров леса пострадало от огня в Еврейской АО. Горят более 8% от всей площади лесного фонда региона.
Количество природных пожаров в ЕАО в этом году увеличилось почти в два раза по сравнению с прошлым годом.
Пожар сейчас уничтожает и другие регионы Дальнего Востока – за сутки выросла площадь очагов горения в Хабаровском крае (всего огонь прошел более 59 тысяч гектаров) и Амурской области (более 56 тысяч гектаров).
Всего в 2023 году в России пожар уничтожил почти 389 тысяч гектаров лесного фонда.
2,5 млрд рублей – столько денег выделено в 2023 году на работу Министерства общественной безопасности, сотрудники которого должны были организовывать противопожарную профилактику в одной только Свердловской области. Такие же суммы заложены на работу чиновников в 2024 и 2025 году.
На эти цифры обратил внимание Владислав Постников, главный редактор свердловского интернет-издания «Вечерние ведомости».
«Запрещать они умеют, а вот работать, видимо, нет, – размышляет Постников в своем телеграм-канале. – Министр Кудрявцев, наверное, сожалеет, что пожары нельзя запретить, как это сделали с митингами».
«Какая борьба с пожарами, когда все силы ушли на борьбу с инакомыслием», – поддержал его в комментариях один из читателей.
Что за меры предусматривает «противопожарная профилактика», нигде не уточняется. Если только Свердловской области на нее уходит 2,5 млрд рублей, то сколько же денег из карманов налогоплательщиков тратится на это по всей стране?! При этом тем, кто полностью утратил имущество, выплачиваются жалкие 50 тысяч, пострадавшим – 10 тысяч. И это в лучшем случае. В худшем люди просто остаются без крыши над головой.
Елена ЛАКРИЦ