В Курганской области катастрофа: полыхают десятки населенных пунктов. Государство не справляется со стихией и просит людей о помощи.
Пожары в Курганской области не утихают с апреля. Хотя огненная стихия для этих мест – дело, в общем-то, привычное, масштабы нынешнего бедствия невиданные – с начала времени наблюдений такого не было ни разу.
Еще 27 апреля огонь практически одновременно возник сразу на нескольких окраинах Кургана, уничтожив в общей сложности около 100 домов в ближайшем пригороде, а также в прилегающих к областной столице Кетовском и Варгашинском районах. С приходом майских праздников беда разошлась по всей Курганской области. Шашлычники ли тому виной, или есть другие причины, еще только предстоит разобраться, но уже сейчас понятно: к беде такого масштаба область никак не была готова.
Пожары 7 мая побили рекорд недельной давности: этот день в прямом смысле оказался для Курганской области черным из-за взмывших в небо столбов дыма. Около двух часов дня в районе небольшого пригородного поселка Увал было зарегистрировано возгорание сухой травы, а спустя еще пару часов огнем занялся весь правый берег Тобола. Десятки жилых домов, дачи, строительный рынок, заправки и целый поселок Смолино за считаные минуты были проглочены стихией.
Закрытый на ремонт Бурова-Петровский мост в Кургане превратился в обзорную площадку для местных зевак. Городские улицы потонули в вое сирен. И даже в нескольких кварталах от мест возгорания был слышен треск шифера и глухие взрывы газовых баллонов.
В населенных пунктах, близких к местам возгорания, была объявлена экстренная эвакуация, проезды по направлению к поселкам оказались перекрыты. Однако из-за скорости распространения пожара эвакуировать удалось не всех. К моменту, когда черный едкий дым перекрыл солнце и застлал дорогу, а ветер погнал огонь в сторону города, из СНТ, прилегающих к Бурова-Петровскому мосту, продолжали выходить ошарашенные люди.
Растерянные спасатели и школьники с телефонами обескураженно наблюдали, как огонь, который еще десять минут назад едва виднелся на горизонте, уже пожирает очередной дом прямо перед ними.
Вдруг стоящий у обочины мужчина в камуфляже резко метнулся вниз под насыпь, за ним другой. Внизу продиралась через кустарник крупная фигура в светлой кофте. Я побежал за мужчинами, помог им раздвинуть кустарник, придержал человека, перебирающегося через овраг. Короткая стрижка, седые волосы, напуганный удивленный взгляд. Женщина, плачет:
– Где пожарные, почему никто не тушит? До нашего дома пол-улицы осталось!
Ей плюс-минус 70. Зовут Татьяна. В руках – черное ведро с торчащим электронасосом да упакованный в старую клетчатую сумку небольшой телевизор. Женщина в шоке.
Вспышка! В небо как будто взлетели металлические листы, резко взметнулось пламя, хлопок…
– Ой, боженьки, что творится? Пожарные где? Почему никто ничего не тушит? – продолжала повторять женщина.
Сбиваясь на рыдание, Татьяна рассказывает мне, что утром приехала на дачу, чтобы посадить картошку. Весь день провозилась на огороде, и первые сирены услышала около трех часов дня. Поначалу никакого беспокойства этот факт у нее не вызвал: в этом районе много камыша и бесхозных дач, из-за чего пожары случались тут каждый год.
Но в тот момент, когда Татьяна зашла в садовый домик, она услышала, как визжит соседская собака.
– Никоновы Найду не отвязали! Я слышу, она залаяла… Поначалу я не придала значения: Никоновы же там были… Потом слышу: скулит. Неужто бросили? Я кинулась. Выхожу из калитки – а огонь уже вот, и воздухом уже лицо обжигает. Слышу: Найда, Найдочка уже визжит, у меня аж сердце сжалось! Как же так? Я своего отвязываю – и к ней. Отвязала! Почему никто не приехал, не предупредили? Как же так? Я здесь практически 30 лет живу, каждое лето безвылазно. Но за всю жизнь такого кошмара не видела, – развернулась она в ту сторону и в попытке сдержать эмоции закрыла лицо влажной салфеткой.
Южный ветер продолжал гнать огонь на город, трансформаторная будка, заискрившаяся в языках пламени, отвлекла внимание публики на себя. И тут же откуда-то из-под дорожной насыпи послышался пьяный нечленораздельный ор. Наверх практически из самого пекла качающейся походкой начала свое восхождение троица: двое маргинального вида мужчин и женщина с идущей на поводке собакой. Громкий мат, внешний вид и, самое главное, то, откуда они появились, тут же привлекло внимание стоящих в оцеплении полицейских.
– О! Еще одни! – проговорил будто про себя сотрудник полиции.
– В каком смысле? – не преминул поинтересоваться я.
– В прямом! На этих дачах постоянно синярят. Тем более сейчас, когда выходные. Еще днем, когда эвакуацию объявили, мы по дачам проехали. На каждой улице по одной-две такие компании. Вот из-за таких же по-любому все и загорелось.
На вопрос, какие меры принимают полицейские для спасения людей, которые не могут оценить ситуацию вкупе, молодой человек развел руками:
– А какие меры тут примешь? У народа выходной… Тем, кто на ногах, устно сказали покинуть территорию. А в один дом зашли – там… Они – в дрова, стоять не могут… Этих мы погрузили в машину, потому что сами точно никуда бы не дошли. А сколько еще там таких же?! Всех ведь по-любому не объехали…
Спустя полминуты другой сотрудник, заметив, что его коллега разговаривает с человеком с камерой, отозвал моего собеседника, приказав выносить из домов газовые баллоны.
Пришедшая на пожар общественность, видя самостоятельно выходящих из огня людей, в прямом смысле начала роптать. По мнению граждан, сотрудники МЧС не предпринимали никаких усилий для ликвидации пожара. И вправду, в период с семи до полдевятого вечера пожарные автомобили из округи исчезли, им на смену пришли обычные автоцистерны. Местные жители сами заливали небольшие подкрадывающиеся низовые пожары из шлангов.
Как рассказал мне один из сотрудников МЧС, на тушение пожара такого масштаба у курганских подразделений просто нет достаточных мощностей. И в некоторых отдаленных от главной дороги переулках тяжелой технике просто не проехать.
– На такой пожар людей мало у нас. К тому же есть другие участки – если там опасность серьезнее, значит, перебрасывают пожарных туда. Город-то со всех сторон горит.
– А добровольцы?
– Что – добровольцы? Что они со своими ранцами сделают, если даже мы не справляемся? А у нас машины… Тут нужно вызывать авиацию, без самолетов-вертолетов не потушить.
К слову, добровольцы на пожар все-таки прибыли. Ближе к семи часам вечера – один автобус с рабочими предприятия НПО «Курганприбор», вооруженными красными ранцами. Но ребята так и не смогли найти ответственного за координацию и были вынуждены молча наблюдать, как огонь уничтожает дом за домом. Помимо присланных сотрудников предприятий, среди приехавших на пожар жителей Кургана было немало и тех, кто искренне хотел помочь в борьбе с огнем. Однако наладить согласованную работу общества и государства не получалось до самой ночи.
Отстоять хотя бы часть жилых домов в районе Бурова-Петровского моста удалось лишь благодаря резко сменившемуся направлению ветра. Около восьми часов южный ветер поменялся на северный и погнал огонь в обратную сторону.
Небывалый масштаб пожаров и одновременное их появление в разных частях области наложились на общую нервозную ситуацию в обществе, и в курганских соцсетях заговорили о задержании на территории области украинских диверсантов. Администраторы некоторых курганских групп быстро выступили с опровержениями, пытаясь погасить панику. Тем не менее ситуация в Кургане сохраняется напряженная. Даже приблизительный масштаб ущерба, количество жертв и сроки локализации и ликвидации пожара по-прежнему не ясны. Кого винить – непонятно.
На данный момент из ряда районов области проведена эвакуация жителей. Людей размещают в школах в центре города.
– Ситуация не просто сложная, она критичная! – заявил журналистам в ходе брифинга губернатор Курганской области Вадим Шумков. – Мы запросили у правительства три самолета Ил-76, это борты МЧС и Минобороны. В данный момент ждем прибытия. Некоторые люди прячутся по домам, надеясь отсидеться, но это огненный мешок. За время, пока мы ведем эвакуацию, ветер поменялся три раза. Сначала он был южным, потом стал юго-восточным, сейчас – северо-западный… Из-за погодных условий мы не имеем возможности поднять в воздух авиацию.
Глава региона обратился к жителям и просил тех, кому позволяет здоровье, записываться в добровольцы и принимать участие в тушении пожаров и эвакуации граждан.
Артем ПУЩИН
Курганская обл.