Александр Самков, кандидат тех. наук, заслуженный изобретатель:
– Важнейшей проблемой сегодня является нарастание административного, бюрократического давления, из-за которого инициативная, образованная часть граждан не видит возможности реализации себя в стране. Но ведь именно эти активные люди могут и должны изменить страну. Где могут проявить себя эти мозги России? В малом и среднем бизнесе не смогут – там административное и налоговое давление превышает разумные пределы… Образование? Родители сегодня берут репетиторов для своих детей-школьников или занимаются сами с ними, так как школа требует, а не учит. Главным для учителя стал отчет о выполнении программ, спускаемых сверху. В голодной Москве 1922 года 16-летний школьник Александр Яковлев построил и запустил летающую модель планера. Прошли годы, и в возрасте 27 лет Сталин назначил его главным в стране по разработке новой авиационной техники. А в наших нынешних реалиях экономисты, бухгалтеры, инженеры, не знающие, как работает токарный станок и что такое тангенс, рулят всем и вся – от инноваций до управления промышленностью.
Можно ли вырулить на правильный путь? Можно. Для этого надо взять все лучшее из нашего прошлого. В среднем образовании вернуться к советским стандартам обучения в средней школе и возродить систему профессионального обучения. В высшем образовании закрыть все негосударственные вузы и часть государственных. Поднять качество и престиж инженерного образования.