Тема фашизма всегда находила довольно серьезное отражение в общественно-политической повестке России. Это совершенно естественно, учитывая, что Великая Отечественная война 1941–1945 гг., война против фашистских захватчиков, оставила неизгладимый отпечаток в памяти всех народов бывшего СССР. Вне всяких сомнений, русский народ является одним из самых пострадавших от той войны, наряду с белорусским, украинским, еврейским и другими народами. В этой связи особенно трепетное восприятие проблемы фашизма в нашей стране не только не удивительно, но совершенно закономерно. Вместе с тем, такое восприятие и вхождение понятия в обыденное сознание, привело к широкому использованию термина по поводу и без. К фашизму приравниваются зачастую проявления жестокости как в политике, так и даже в бытовых ситуациях, фашистами не брезгуют обзывать друг друга активисты различных партий и движений, фашизмом зачастую называют многое из происходящего в странах-соперниках. Происходит своего рода инфляция термина, выхолащивание смысла, утрата осознания серьезности проблемы фашизма.
В СССР понимание фашизма как явления носило системный характер. Определение, которое дал фашизму Георгий Димитров, считалось, как говорится, каноническим: «Фашизм у власти есть <…> открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала. Фашизм – это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. <…> Фашизм – это власть самого финансового капитала. Это – организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике – это шовинизм самой грубейшей формы, культивирующий зоологическую ненависть против других народов». Превратившись на судебном процессе из обвиняемого в обличителя, тов. Димитров предельно точен в своих формулировках. Вместе с тем, многие десятилетия, прошедшие с момента появления этого определения, взывают к тому, чтобы еще раз обратиться к вопросу о раскрытии содержания фашизма как явления.
Прежде всего, следует отметить, что фашизм как политическая практика смог реализоваться уже только на империалистическом этапе капитализма. Иными словами, формирование фашистской идеологии стало возможным лишь в конце XIX века, на этапе перехода капитализма в империалистическую стадию, а приход к власти фашистских партий и установление фашистских политических режимов стало уделом 20–30-х годов уже XX века. Можно отметить, что фашистскими чертами обладали также и власть, и проводимая ею политика временных военных режимов, которое устанавливали лидеры Белого движения во время их попытки задушить социалистическую революцию в России, начиная с 1918 года, от т.н. Директории до Правительства Юга России.
Вопрос о власти разрешается при капитализме путем установления диктатуры господствующего класса капиталистов в форме буржуазной демократии. В ситуации, когда по тем или иным причинам, например, в результате роста рабочего, профсоюзного и революционного движения, власть капиталистов (в первую очередь крупных капиталистов – олигархии) оказывается под угрозой, то крупный промышленный и финансовый капитал прибегают уже к открытым террористическим методам подавления левого движения через установление фашизма. Т.е. диктатура капитала может осуществляться при относительно благоприятных условиях в форме буржуазной демократии, а в относительно неблагоприятные времена – в форме фашизма. Иными словами, фашизм – это капитализм без демократии.
…Фактически с самого своего возникновения отличительной чертой фашизма было разделение народов на «высшие» и «низшие». Стремясь добиться легитимации проводимой империализмом политики экспансии, угнетения, грабежа и геноцида населения целых стран, а также намереваясь столкнуть людей труда лбами по национальному признаку, международный капитал постоянно маскировал собственные хищнические устремления под «борьбу за чистоту мира»: то против второсортных народов, то против государств-изгоев, то против тех, кто, по мнению Запада, попирал «свободу, демократию и права человека». Все человечество до сих пор помнит о трагических последствиях деяний главарей Третьего рейха, взявших на вооружение теорию превосходства избранной арийской расы, которой якобы суждено преобладать на Земном шаре. В течение последних десятилетий империалисты США и ЕС де-факто тиражируют постулаты, недалеко ушедшие от нацистской доктрины. Открытое и беззастенчивое провозглашение глобалистами превосходства «западной цивилизации» постулируется с самых высоких трибун, безапелляционно возводится в ранг аксиомы. Сейчас, как и в XX столетии, «сильные мира сего» снова устремили свои алчные взоры именно на Россию с ее несметными природными богатствами. Вот почему западные «глобалисты» с огромным упорством содействуют продвижению идей русофобии и антисоветизма. Серьезное осмысление этих проблем предлагает статья Г.А. Зюганова «Сражаясь за Русский мир».
Для империалистического этапа развития капитализма, как верно отмечал В.И. Ленин, характерно то, что раздел мира между великими державами уже завершен и в дальнейшем возможен лишь его передел, который в свою очередь осуществляется главным образом на основе силы, в первую очередь силы военной, т.е. значительно вырастает возможность развязывания новых воин, в том числе мировых. Таким образом, милитаристские и шовинистические устремления фашистских режимов выступают в качестве очень удобных инструментов для обслуживания интересов крупного капитала, решающегося на развязывание очередного этапа агрессивного наступления на своих конкурентов. В данном отношении фашизм – это капитализм, заточенный на войну.
Если присмотреться к власти и проводимой политике в любой из стран, где преобладает частная собственность на средства производства, а управление такой собственностью осуществляется не на пользу всего народа, но лишь в интересах узкой прослойки представителей господствующего класса, то легко будет понять, что в той или иной степени признаки фашизма проявляются в любом из капиталистических государств. Конечно, степень фашизации государства в тех же США, например, трудносопоставима со странами, например, Скандинавии. Однако на примере конфликта России и Украины видно, как страны Запада сделали всё, чтобы поддержать становление и укрепление откровенного нацистско-бандеровского режима, не только не мешали, но и поощряли проведение военных и карательных операций против населения Донбасса. Все признаки фашизма на Украине проявились в полной мере: корпоративизм в форме власти олигархов, лютейший антикоммунизм, повсеместное вмешательство государства в жизнь общества вплоть до фактического запрета на родной для большей части населения русский язык, ярый и крайний агрессивный национализм, и, безусловно, повсеместный милитаризм и крайне воинственная линия вплоть до стремления к получению оружия массового поражения. Поставить заслон подобному злу – святая обязанность здоровых и прогрессивных сил. Однако может ли Российская Федерация в ее нынешнем виде отнести себя к этому лагерю безупречного «добра»? Ведь капиталистическая Россия – это вовсе не Советский Союз, система народовластия и социалистическая организация жизни в котором давали СССР моральное право претендовать на статус носителя высшей справедливости. Буржуазный строй лишил нашу страну возможности быть образцом правды и лидером всех людей доброй воли. В условиях криминально-олигархической системы вести войну можно лишь с позиций пресечения еще большего зла, настоящего нацистского монстра, в которого уже успел выродиться изначально «родственный» олигархический режим в соседней Украине. Но подлинная трагедия заключается даже не только в том, что сбылась давняя мечта русофобов – стравить два братских народа, а еще и в том, что сама Россия, войдя в военное противостояние, постепенно, но неуклонно сталкивается с проявлением отдельных признаков, характерных для фашизации политического режима.
Сохраняется по преимуществу олигархический характер экономики, ключевые отрасли и предприятия контролируются крупным капиталом, корпоративными структурами в том числе транснациональными. Стараниями пропаганды усиливаются антиукраинские, националистические настроения. Под сурдинку СВО были приняты законы, еще более искажающие избирательное законодательство, разрушающие сам институт выборов, низводящие последний до совсем уж убогонькой ширмы для диктатуры капитала – этатистские аппетиты буржуазной системы растут. Диктуемая потребностями ведения военных действий, расширяется милитаризация как промышленности, так и экономики в целом, и даже общественного сознания. Продолжают стойко держаться антикоммунистические явления, вроде принципиального нежелания власти отказаться от позорной, антиисторической и подлой драпировки мавзолея В.И. Ленина в эти святые майские дни, а также отсутствие желания пойти на возвращение Волгограду славного имени города-героя Сталинграда. Идеологическое вдохновение российская власть до недавнего времени черпала в трудах фашиствующего философа Ивана Ильина, которого еще до недавнего времени периодически цитировал президент. Примечательно, что в Послании Федеральному Собранию 2023 года уже обошлось без цитирования Ильина, вместо которого президент привел слова другого весьма почитаемого российским правящим классом деятеля – П.А. Столыпина, памятник которому стоит аккурат рядом с Домом Правительства России (зданием бывшего Дома Советов, который был расстрелян из танковых орудий по антиконституционному приказу Б.Н. Ельцина во время переворота августа-сентября 1993 г.). Теоретически, такую смену Ильина на Столыпина можно было бы даже приветствовать, если бы не одно досадное обстоятельство: ряд фашиствующих эмигрантов, которые вели борьбу против Советского Союза, признавали в Столыпине своего. В частности, в 1928 году в городе Харбине в среде Русской фашистской партии за авторством белоэмигранта Ф.Т. Горячкина была издана книга с характерным названием «Первый русский фашист – Петр Аркадьевич Столыпин».
…Могущественные страны мирового «центра», крупные империалистические державы сделали предметом своего интереса весь мир. Капиталистические страны, недостаточно сильные, чтобы войти в этот престижный «клуб», но все же не настолько слабые, чтобы заслужить отнесения к периферийным, имеют свои интересы уже не по всему миру, а главным образом на региональном уровне и выступают как империалисты более слабого порядка, как своего рода недоимпериалисты, или субимпериалисты. В отличие наиболее могущественных стран-метрополий, центров западного империализма, хозяйничающих на по всей планете, Россия, пытаясь спасти оказавшуюся в заложниках у нацистов Украину от влияния американского фашизма, выступает как региональная держава и, с одной стороны, как справедливая сила, помогающая людям Донбасса и Новороссии спастись от преступного режима, а с другой стороны – как субимпериалист, пытающийся в интересах собственного господствующего класса переделить сферы влияния и вытащить исторически близкую и пригодную для эксплуатации территорию из-под пяты более сильной западной олигархии. Однако столкновение Российской Федерации, изначально находящейся и продолжающей находиться на заведомо более слабых позициях как минимум в экономическом и технологическом отношении, с более сильным соперником в лице коллективного Запада и его сателлитов, т.е. фактически столкновение субимпериалиста с империалистами – не сулит ничего хорошего.
Все вышесказанное недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что фашизм выступает как политическая оболочка империализма, поскольку последнему буржуазная демократия делается все менее удобной по мере углубления кризиса рыночной экономики, роста аппетитов к неоколониальным захватам, ослабления модели однополярного мира. Страны и народы, желающие сохранить свою идентичность и подлинный суверенитет, обеспечить быстрый и устойчивый экономический рост, гарантировать свою военную, информационную энергетическую, продовольственную и иные области безопасности должны двигаться по пути социализации общественной жизни. Обеспечить это способны только принципиально иные основания организации жизни: более справедливые, более научно обоснованные, более гуманистические – все, что содержится в коммунистических идеалах, а также живой практике строительства плановой экономики и социализма. Не случайно, что именно коммунистические партии в очередную годовщину Дня рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ленина провели в Минске Международный Антифашистский форум, по итогам которого был принят Манифест за объединение народов мира «Оградить человечество от фашизма!». Всеобъемлющий и фундаментальный характер названного документа не только требует внимательного с ним ознакомления всеми сознательными коммунистами и патриотами, но неустанной пропаганды его положений среди народа. Каждая строчка Антифашистского Манифеста звучит, словно как приговор капиталистическому варварству, напутствует нас на борьбу за лучший мир:
«Неолиберализм – злобный враг любого независимого развития и демократических норм. Политические системы Запада выродились в абсолютные автократии. Буржуазные элиты утратили связь с ценностями свободы и гуманизма. Их поведение все шире открывает двери неофашизму.
Корчась в агонии, капитализм цепляется за жизнь любой ценой. И реинкарнация фашизма его отнюдь не пугает. Мировая реакция лишь поощряет наследников Гитлера и Муссолини, Франко и Салазара, Антонеску и Маннергейма, Пилсудского и Квислинга. Она остервенело уничтожает память о Второй мировой войне и фальсифицируют факты истории.
Планы «нового мирового порядка» оборачиваются агрессией и конфликтами, неофашизмом и неоколониализмом, угрозой новой мировой войны. Полем битвы становится сегодня весь мир. И эту битву мы обязаны выиграть – во имя всего лучшего, что создано мировой культурой, во имя достойного будущего человечества!
Ключ к успеху – единство и сплоченность миролюбивых сил планеты. Победоносное сопротивление мировой реакции может быть только всемирным. Мы глубоко убеждены: наша интернациональная солидарность способна оградить человечество от фашистской угрозы и сползания в бездну мировой войны».
Необходимо, чтобы все здоровые и прогрессивные силы нашего общества сплотились на антифашистской и прокоммунистической основе. От формирования такого единства и укрепления политической организации, Коммунистической партии, которая одна только и способна выступить флагманом объединительной работы, от роста численности КПРФ и пополнения рядов новыми сторонниками – зависит политическое будущее левого движения в самой России и на всем постсоветском пространстве.
Коммунисты и левые патриоты будут все более настойчиво проводить свою линию и добиваться реализации своей программы, не забывая о том, что только победа над капиталистической системой, постоянно подпитывающей профашистские силы, способна гарантировать полное и окончательное искоренение этого зла.
Денис ПАРФЕНОВ,
депутат Госдумы, секретарь МГК КПРФ