Когда дело доходит до проблемы бедности, эксперты говорят, что наша свободная страна страдает от «самоприобретенной» несправедливости: зажиточные становятся богаче, в то время как люди, живущие без достаточных средств к существованию, тысячами умирают в США каждый год. Этот вопрос, согласно результатам эксклюзивного опроса, проведенного фирмой Redfield & Wilton Strategies совместно с изданием Newsweek, серьезно беспокоит большинство американцев.
Исследование Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR), опубликованное ранее в журнале Американской медицинской ассоциации, показало, что смерть 183 тыс. американцев в возрасте 15 лет и старше в 2019 году – за год до вспышки пандемии – может быть связана с бедностью. Ее порогом считается доход ниже 50% среднего по США.
В 2019 году средний доход домохозяйств составлял 69,5 тыс. долларов. По оценкам Бюро переписи населения США, в том же году около 34 млн американцев – 10,5% населения страны – жили за чертой бедности.
Нищета остается большой проблемой в США, гораздо более серьезной, чем в других странах с аналогичным уровнем благосостояния, и она вызывает беспокойство у большинства граждан, показал опрос Newsweek/Redfield & Wilton Strategies. Это анкетирование, проведенное 31 мая среди 1,5 тыс. имеющих право голоса избирателей США, свидетельствует, что около 53% американцев «очень» встревожены уровнем бедности в государстве.
Среди демократов, идентифицируемых как избиратели, проголосовавших за Джо Байдена в 2020 году, это число возрастает до 58%. Среди республиканцев, под которыми понимаются отдавшие в 2020 году голоса за Дональда Трампа, 48% заявили, что они «очень» обеспокоены упомянутой проблемой в Соединенных Штатах.
Около 21% американцев, участвовавших в опросе, не зарабатывают достаточно денег на своей основной работе, чтобы оплачивать счета и поддерживать уровень жизни своих семей, в то время как 52% трудятся на нескольких работах, чтобы покрыть растущую стоимость жизни. Больше женщин (24%), чем мужчин (18%), заявили, что не зарабатывают достаточно средств, в то время как больше мужчин (57%), чем женщин (49%), сказали, что они работают на нескольких работах. Больше всего таких людей в возрастной группе от 35 до 44 лет, при этом в целом 77% респондентов трудятся по совместительству.
Исследователи UCR обнаружили, что бедные граждане имеют примерно такие же показатели выживаемости, как и более богатые, пока им не исполняется 40 лет, после чего они умирают значительно чаще, чем люди с более высокими доходами. Согласно их работе, бедность как фактор риска можно считать четвертой по значимости причиной смерти в США после болезней сердца, рака и курения.
«Бедность убивает больше людей, чем болезнь Альцгеймера, инсульты и диабет», – сказал Дэвид Брэди, профессор государственного управления UCR и руководитель проведенного исследования. В то время как смерть является «конечным негативным результатом» бедности, последнюю также связывают с другими неблагоприятными последствиями для здоровья, включая стресс и депрессию.
Результаты исследования также показывают, что этнические и расовые меньшинства несоразмерно больше затронуты проблемами, связанными с неравенством, поскольку эти группы с большей вероятностью живут в бедности, чем белые люди.
Согласно последним данным, предоставленным Бюро переписи населения США, в 2021 году официальный уровень бедности в США составлял 11,6% – это 37,9 млн американцев. Это почти такой же показатель, что был зарегистрирован годом ранее, в 2020 году. В том же году средний доход домохозяйств составил 67,52 тыс. долларов США, что на 2,9% меньше средней цифры 2019 года и является первым статистически значимым снижением с 2011 года.
С точки зрения возраста, расы и гендерной принадлежности бедняки Америки представляют собой «неоднородную группу людей», заявила Кристин Зеефельдт, заместитель директора отдела по изучению проблемы бедности в Мичиганском университете. «Но у детей больше шансов оказаться в нищете, чем у взрослых трудоспособного возраста, у женщин – больше шансов, чем у мужчин, а у цветных людей – больше шансов, чем у людей, которые идентифицируют себя как белые».
Эти тенденции, по словам Зеефельдт, отражают как историческую, так и продолжающуюся политику дискриминации, «которую мы проводим в США».
«Бедность – это выбор, связанный с политикой, – сказала она. – Если мы обеспечим более комплексное медицинское обслуживание, лучшую социальную поддержку, мы сможем что-то с этим сделать, по крайней мере, с точки зрения доходов».
«У нас нет политики отпуска по уходу за ребенком, как в России, поэтому людям, у которых есть дети, часто приходится жертвовать работой, если их ребенок болеет, и в конце концов это снижает доходы их семей», – продолжила Зеефельдт.
Согласно последним данным Бюро переписи населения США, в 2020 году в стране за чертой бедности жили 12,6% женщин против 10,3% мужчин. В том же году 16% детей в возрасте до 18 лет – почти каждый шестой ребенок – были бедными по сравнению с 8,9% пожилых людей (в возрасте 65 лет и старше). В то время как в 2020 году за чертой бедности находились 10,1% белых людей, этот показатель был значительно выше для коренных американцев – индейцев, чернокожих и латиноамериканцев – 20,0%, 19,6% и 17,0% соответственно.
Бедность также гораздо более «гибкая», чем думают люди, сказал Марк Рэнк, один из ведущих экспертов в области бедности, неравенства и социальной справедливости и профессор социальной политики Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штат Миссури. В то время как большинство респондентов опроса Newsweek/Redfield & Wilton Strategies были обеспокоены сохранением проблемы бедности в США, – а некоторые из них непосредственно живут в бедности – многие говорили, что этот вопрос так или иначе неизбежен в стране, стремящейся к экономическому росту. Около 47% сказали, что они согласны с тем, что определенная доля бедности должна быть принята в капиталистическом обществе со свободным рынком, но 20% категорически это отвергают. «Я не могу согласиться с такой позицией, – сказал Мэтью Десмонд, социолог, лауреат Пулитцеровской премии и автор книги «Бедность Америки». – Я думаю, есть масса доказательств того, что нам нужны эффективные государственные программы борьбы с бедностью. Мы не должны мириться со всей этой бедностью в Америке».
«В течение 50 лет уровень бедности в США оставался на удивление стабильным», – сказала Ребекка Ридделл, руководитель отдела политики экономической справедливости исследовательского центра Oxfam America.
Если отталкиваться от официальных данных, то показатели бедности в стране в настоящее время составляют 11,6%, продолжила Ридделл, что не так уж далеко от уровня 11,1%, зафиксированного в статистике в 1973 году.
«Это означает, что если вы возьмете машину времени, вернетесь на 50 лет назад и сравните обстановку с сегодняшним днем, то увидите, что ситуация с бедностью у нас не изменилась, – сказала она. – Между тем доля доходов, принадлежащих 1% самых богатых людей Америки, выросла астрономически».
«Постоянная бедность в США на самом деле связана с политическим выбором, – пояснила она. – Выбором, который был сделан в отношении налогов, системы социальной защиты, власти корпораций, государственных услуг и так далее. Он не был призван покончить с бедностью и лишениями, и во многих отношениях он способствовал резкому росту неравенства».
Ридделл назвала сохраняющуюся бедность в Америке «несправедливостью, причиняемой нашим обществом самому себе».
По мнению Рэнка, причины сохранения бедности заключаются в том, что в стране «абсолютно не хватает рабочих мест с достойной оплатой труда и приличными льготами» и мер по социальной защите для американцев, пытающихся сводить концы с концами. «За последние 30 или 40 лет США проделали некоторую работу с точки зрения создания новых рабочих мест, но многие из них – это низкооплачиваемые должности, которые не подразумевают предоставления сотруднику таких социальных льгот, как, например, медицинское страхование, – сказал он. – Большой структурный недостаток нашей социальной политики заключается в том, что в государстве нет надежной системы соцзащиты, чтобы оберегать людей от бедности».
«Поэтому, когда у людей в жизни что-то происходит, допустим, они теряют работу или заболевают, мало что может защитить их от бедности», – продолжил Рэнк.
Социолог считает, что бедность в США отражается в том факте, что «разрушаются фундаментальные основы общественной жизни огромной части американцев». При этом многие зарабатывают меньше прожиточного минимума и постоянно находятся в «цикле бедности». По его мнению, отсутствие выбора у бедняков в Америке делает их более уязвимыми перед эксплуатацией на рынке жилья, в сфере занятости и в финансовой системе. По подсчетам Десмонда, бедняки каждый день платят 61 млн долларов в виде штрафов и комиссий за овердрафт (принудительный кредит при отсутствии средств на банковском счете клиента), за обналичивание чеков и комиссий по кредитам до зарплаты. По словам Десмонда, есть три вещи, которые государство должно сделать, чтобы покончить с бедностью:
– Вложить в социальную политику более обширные инвестиции, финансируемые за счет справедливого применения налогов.
– Проводить политику, направленную на борьбу с эксплуатацией бедных за счет банковских овердрафтов и ссуд до зарплаты, и предоставлять работникам с низкими доходами больше возможностей в плане жилья и объединения в профсоюзы.
– Положить конец сегрегации бедных, сделав жилые районы и школьные системы более инклюзивными.
Рэнк считает, что для борьбы с бедностью необходимо как создать «надежную систему социальной защиты, обеспечивающую защиту и льготы, в которых нуждаются люди, потерявшие работу или заболевшие, как это было сделано в Советской России», так и повысить заработную плату.
«Повышение окладов рабочих с низкими зарплатами до достойного уровня было бы самым значимым решением с точки зрения сокращения бедности, – сказал он. – Я думаю, что это две вещи, которые можно сделать, и нет никаких причин, по которым мы не можем на них решиться».
Наш опрос показывает, что 51% американцев считают, что более высокая минимальная заработная плата, а не ужесточение требований к получателям пособий относительно работы (39%) послужит для последних лучшим стимулом к трудоустройству.
Решение проблемы бедности поможет не только бедным, но и всей остальной Америке. «Смерть стоит дорого, – сказал Брэди. – В ходе нашего исследования мы обнаружили, что от бедности умирают люди в возрасте и 40, и 50, и 60 лет. Когда кто-то умирает в 50 лет – это, как правило, кормилец семьи, родитель-опекун, и это дорого обходится семье, не говоря уже о медицинских расходах, связанных со смертью».
«Искоренение бедности является нашим моральным долгом, но решение этого вопроса приносит и экономические выгоды, – добавляет Зеефельдт. – С чисто финансовой точки зрения люди с более высокими доходами имеют больше денег для инвестиций в экономику. Когда люди могут посещать врача для профилактического лечения, меньше денег тратится на решение действительно серьезных проблем со здоровьем в будущем.
«Здоровые дети, которых правильно кормят, с большей вероятностью вырастут в здоровых взрослых и смогут внести больший вклад в общее экономическое благополучие государства. Так что, если выражать это в долларах и центах, для борьбы с бедностью есть веский экономический аргумент».
Кто должен бороться с бедностью?
Большинство респондентов, принявших участие в опросе Newsweek/Redfield & Wilton Strategies, считают, что решение проблемы бедности должно быть возложено на федеральное правительство (62%). Десмонд соглашается с последним мнением, считая, что федеральные власти «несут главную долю ответственности за терпимость к такому высокому уровню бедности в этой стране изобилия», тем более что правительственные программы помощи людям с низкими доходами во время пандемии оказались весьма эффективными в борьбе с нищетой.
«Мы абсолютно точно можем покончить с бедностью, у нас есть для этого ресурсы, – заявил Десмонд. – Мы должны отвергнуть нынешнее мышление о недостатке средств и весь этот скучный, пагубный менталитет, утверждающий, что «ничего кардинального мы сделать не можем», который захватил наш политикум, – продолжил он, добавив, что в настоящее время США просто не хватает политической воли покончить с бедностью.
«Уровень бедности в Америке является прямым следствием нашей слабой социальной системы, которая, в свою очередь, проистекает из слабости наших политиков, – говорит Брэди. – И в этом главная причина, а не в том, что у нас живут люди, которые ведут себя хуже, чем в других странах».
Джулия КАРБОНАРО
Newsweek, США