Реальная инфляция, фиксируемая по чекам, разительно отличается от той, что замеряет Росстат и оценивает Центробанк. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в мае «инфляция в кошельках» обогнала официальную в шесть раз и составила около 15%, а вовсе не те 2,6%, о которых говорят чиновники. Эксперты такой разрыв объясняют несоответствием потребительской корзины Росстата и тех реальных покупок, которые люди совершают.
«Ромир» на основе «Единой панели данных» получает информацию о реальных ценах и реальном потреблении россиян на основе их покупок. Выборка панели репрезентирует население городов России с численностью более 10 тыс. человек. Также подчеркивается, что анализируется один и тот же состав товаров, объемы и т.д. Исследователи приводят помесячную и годовую динамику роста цен товаров повседневного спроса, куда входят продукты питания, лекарства, бытовая химия, средства персонального ухода, детское питание и корма для животных. За первые полгода цены на замеряемые товары увеличились на 19 и 15% соответственно в годовом измерении.
Росстат при этом рисует совершенно иную картину динамики цен. В мае цены на потребительские товары увеличились на 0,31% в месячном выражении, и на 2,5% – в годовом, утверждают в Росстате. Таким образом, инфляция «Ромира», замеряемая по купленным товарам, в шесть раз превышает официальный показатель Росстата. При этом официальная статистика с начала этого года корректировала набор товаров и услуг для расчета инфляции. Сообщалось, что с этого года в месячный замер динамики цен будут включены: пастеризованное молоко 3,2% жирности (вместо молока меньшей жирности), сухие приправы и специи, отдельные виды детских товаров, включая и детское автомобильное кресло, чемодан, бумага офисная, смарт-часы (вместо механических и кварцевых), гипсокартон. Кроме того, теперь анализируются цены на проезд в сидячих вагонах в скоростных поездах дальнего следования, туристические поездки на Черноморское побережье и в Крым, речные круизы на территории России. Всего в месячном мониторинге теперь 566 позиций для анализа. Любопытно, с какой вероятностью и в каком объеме средний гражданин РФ покупает в течение месяца автомобильные кресла, чемоданы и листы гипсокартона?
В Центробанке, по итогам июньского заседания совета директоров по ключевой ставке, обращали внимание на рост инфляционного давления по все более широкому кругу товаров и услуг. Среди прочих проинфляционных рисков в ЦБ называют дополнительное расширение бюджетного дефицита, что потребует более жесткой денежно-кредитной политики, а также дефицит рабочей силы. Российские чиновники и вовсе еще недавно сообщали, что признаков ускорения инфляции в стране не наблюдается, поэтому ужесточение денежно-кредитной политики не стоит на повестке. Об этом, в частности, говорил первый вице-премьер Андрей Белоусов.
По мнению экспертов, проблема разрыва значений инфляции в официальных ведомствах и так называемой «инфляции в кармане» в устаревшей методике расчета инфляции Росстатом, которая не отражает реальной структуры спроса на товары.