«В то время, как на фронте испытывают болезненную нехватку военной техники, производственные возможности России сокращаются. На фоне многочисленных требований общественности о мобилизации экономики и переводе ее на военные рельсы неожиданно выясняется: оборонные заводы в России банкротят, а их имущество распродают… Например, в Ростове-на-Дону вошел в стадию ликвидации «50-й автомобильный ремонтный завод», он находится под процедурой о ликвидации. Заявление об этом зарегистрировано… спустя полгода после начала СВО. В качестве основного вида работы указано техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Примечателен тот факт, что ранее собственником предприятия являлось Министерство обороны России в лице структуры «Спецремонт», которую признали банкротом еще в 2019 году. Впрочем, и сам «Спецремонт» перешел к Минобороны за долги по непоставленной военной технике на 12 миллиардов рублей. Об этом в 2017 году министр обороны Сергей Шойгу заявил в Госдуме: АО «Спецремонт» задолжало ведомству около 22 тысяч единиц военной техники. В итоге войска ее так и не получили, а 12 миллиардов «растворились»…
Как объяснить, что спустя семь месяцев с момента старта специальной военной операции и выявившихся проблем с нехваткой производственных мощностей военно-промышленного комплекса такая ситуация вообще имеет место?..
По информации телеграм-канала «Рыбарь», сейчас [осень 2022 г.] ликвидируются следующие заводы:
▪50-й автомобильный ремонтный завод, Ростов-на-Дону;
▪258-й ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего, Батайск;
▪751-й ремонтный завод, Ростов, Ярославская область;
▪5-й центральный автомобильный ремонтный завод, Екатеринбург;
▪88-й центральный автомобильный ремонтный завод, Чита;
▪15-й центральный автомобильный ремонтный завод, Новосибирск;
▪172-й центральный автомобильный ремонтный завод, Воронеж;
▪9-й центральный автомобильный ремонтный завод, Саратов и Энгельс;
▪487-й центральный авторемонтный завод, Республика Башкортостан;
▪81-й центральная инженерная база, Ярославская область;
▪1-е проектно-фортификационное бюро, Москва;
▪85-й ремонтный завод, Брянск;
▪261-й ремонтный завод, Новгород.
В итоге из всего перечня предприятий повезло лишь одному– 258-му ремзаводу в Батайске, где «Роствертол» собирается сделать летно-испытательную станцию. Остальные заводы распродают за бесценок. Уникальное оборудование исчезает, опытные кадры увольняют. Этот процесс сопровождают коррупционные скандалы. Например, бывший директор 88-го центрального авторемонтного завода из Читы Андрей Яковлев в арестован за организацию преступного сообщества. На смену поставили Сергея Чадаева, который, как пишут СМИ, распродал весь ремфонд завода. 9-й центральный автомобильный ремонтный завод является разработчиком уникальной керамической брони для военной техники. Но военные заказчики отказались от услуг предприятия, и он был обанкрочен собственным профсоюзом.
Теперь большинство заводов ждет продажа оборудования, вырезка всего металла и перепрофилирование в склады, ТЦ, офисные помещения и т.п. Возможны полный снос и строительство на их месте жилых комплексов. И это сейчас, в условиях крайне острой нужды в военной технике на фоне боевых действий…
Наиболее острая и абсурдная ситуация сложилась на ПАО «Мотовилихинские заводы» в Перми. Этот холдинг объединяет заводы с полным циклом создания РСЗО (ракетных систем залпового огня). В 2018 году группу предприятий признали банкротом. Уже после начала СВО – имущество заводов начали распродавать. Скажем, в марте во время острой нужны армии в технике подстанцию одного из заводов продали местному предпринимателю всего за 550 тысяч рублей. Административное здание ушло с молотка за 238 млн рублей. Позже было принято решение продавать все профильные активы ПАО «Мотовилихинские заводы» единым лотом, хотя до этого было запланировано разделение на гражданские и военные. Предприятие вынуждено выставить на продажу имущества на 3,5 млрд рублей. В него вошли производственные цеха, инженерный корпус, административные и хозяйственные помещения, различное оборудование…
Александр ПЫЛЕВ