Действующий новосибирский губернатор Андрей Травников хочет переизбраться на второй срок. Мы решили вспомнить, с какими обещаниями он шел на выборы в 2018 году.
В Новосибирске развернулась губернаторская предвыборная кампания. Трудно пройти по городу, чтоб не увидеть несколько билбордов с лицом губернатора-единоросса Андрея Травникова и лозунгом «Время требует». На разных баннерах время требует разного. Чаще всего – «Развития Новосибирска», реже – «Чистого города», «Современного транспорта», «Новых дорог». За пределами Новосибирска время требует «развития» Бердска, Кольцово, Искитима и так далее – в зависимости от того, где именно размещен баннер. К сожалению, время не уточняет, от кого именно оно это требует и кто отвечает за то, что до сих пор этого нет. Возможно, лицо на агитации и выступает подсказкой ответа на все эти вопросы.
Пять лет назад, в 2018 году, Травников шел на свои первые губернаторские выборы под лозунгом «Дела важнее слов». Осенью 2017-го Путин назначил его врио главы Новосибирской области вместо старожила региональной политики Владимира Городецкого. Травников стал первым губернатором-варягом в новейшей истории региона. Хотя федеральный центр позиционировал его и других врио, как «молодых технократов», многие представители новосибирской элиты отнеслись настороженно к тому, что на большой регион с третьим по величине городом страны прислали мэра сравнительно небольшой Вологды, которого даже не избирали, а назначали. Экс-губернатор Новосибирской области, Красноярского края и бывший полпред президента в Сибири Виктор Толоконский назвал это назначение ошибкой и призывал мэра Новосибирска Анатолия Локотя выставить свою кандидатуру.
В ситуацию пришлось вмешиваться администрации президента, в регион был выслан целый десант специалистов по решению проблем.
Чтобы нивелировать «неприятный осадок» от того, что регион возглавил «варяг», а выборы превратили в профанацию, активно разыгрывалась карта «технократичности» Травникова и его близости к федеральному центру. В Новосибирск зачастили министры и вице-премьеры, а сам врио проводил в Москве встречи с крупными руководителями правительства. Казалось, что вот-вот на Новосибирскую область прольется дождь федеральных денег и инвестиционных проектов.
Вот Травников встречается с Виталием Мутко, и обсуждают строительство Ледового дворца спорта и сопутствующих объектов транспортной инфраструктуры. Но ЛДС откроется только 13 августа 2023 года, станция метро «Спортивная» – неизвестно когда, а по поводу дорог, ведущих к Ледовому дворцу спорта, возбуждено уголовное дело.
Вот Травников обсуждает с министром науки и образования вопросы развития научного центра Новосибирска, с вице-премьером РФ Юрием Борисовым обсуждают вопросы диверсификации ОПК региона, с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым – вопросы развития аграрного сектора, с Владиславом Третьяком проводят совещание по подготовке к проведению молодежного чемпионата мира по хоккею в Новосибирске (чемпионат прошел полгода назад в Канаде, а Ледовый дворец все еще не готов).
Вершиной этих визитов стал приезд в Новосибирск президента РФ Владимира Путина – по вопросам развития Новосибирского научного центра. Также Травников заключал какие-то соглашения о сотрудничестве: вот правительство области договорилось о сотрудничестве с АФК «Система». Вот Травников участвует в подписании соглашения между «Технопарком» и «Северсталью», было соглашение и о сотрудничестве со Сбербанком.
А вот Травников подписывает соглашение о сотрудничестве с Москвой. «Нам очень интересен опыт столицы по развитию сферы образования, здравоохранения. Безусловно, у Москвы богатый опыт по решению транспортных проблем, организации работы общественного транспорта. Нужно использовать те наработки, которые уже показали себя с лучшей стороны в таком крупном городе, как Москва», – говорил единоросс.
Соглашение было подписано на пять лет. А где результаты? Где и как были использованы столичные наработки по решению транспортных проблем?
Время, видимо, только сейчас потребовало современный транспорт.
«Технократизм» Травникова демонстрировали новосибирцам через разработку программы социально-экономического развития области. Формальный и во многом бессмысленный документ попытались представить как основополагающий и задающий вектор развития. Впервые о своем участии в выборах Травников заявил на встрече с рабочими Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Он им так и сказал: «Иду на выборы, чтобы реализовать стратегию социально-экономического развития региона».
Вокруг ее разработки развернулась имитация бурной деятельности, новосибирцы, как уверяли чиновники, тысячами понесли в нее предложения. Но не пытайтесь читать эту стратегию. Она написана так, что понять, реализована она или нет, невозможно. Вероятно, в этом и состоит истинный технократизм.
Но кое в чем Травников все же прокололся, назвав конкретные даты строительства станций метро: «Развитие городского транспорта, особенно метрополитена, – также среди приоритетных задач региональных властей. Глава региона напомнил, что 8 февраля [2018 года] во время рабочей поездки в Новосибирск президент России Владимир Путин поддержал строительство новых станций Новосибирского метрополитена. В первый этап входит окончание строительства в 2022 году Дзержинской линии с организацией метродепо «Волочаевское» и открытием двух станций с рабочими названиями «Молодёжная» и «Гусинобродское шоссе». Кроме того, получит развитие проект «Городская электричка», работу над которым Андрей Травников поручил ускорить для того, чтобы приступить к реализации проекта в 2019 году».
Спустя пять лет возникает четкое ощущение дежавю. Нам снова рассказывают о строительстве Дзержинской линии метро и даже выделили деньги на ее проектирование (не строительство), на три года вперед. Чувствуете небывалые темпы развития, если в 2018 году речь шла о том, что уже в 2022 году мы поедем по продленной линии с двумя новыми станциями и метро, то теперь мы будем их проектировать до 2026 года.
Большое внимание в стратегии, со слов Травникова, было уделено развитию образования. Он упомянул, что президент поставил задачу попадания России в ТОП-10 ведущих стран по качеству общего образования: «Ориентир поставлен достойный. Есть уверенность, что так и будет. Посещая новосибирские школы, вузы, центры дополнительного образования, методические центры, я верю, что мы можем войти не только в десятку, но и в пятерку. Опираясь на новосибирское образование, это точно можно сделать», – заявил Андрей Травников. Для этого, по его словам, Новосибирская область должна была совершить «настоящий прорыв».
Прорыв совершили. В 2023 году более трети выпускников 9-х классов школ региона сдали ОГЭ по математике на двойку. Это трудно объяснить иначе, чем системным провалом, – правительство региона упустило тот момент, когда среднее качество учителя математики в общеобразовательных школах упало ниже критического уровня. И непонятно, что именно оно делает для исправления ситуации.
Травникову в наследство от его предшественника Владимира Городецкого достались две скандальные концессии. Одна из них – «мусорная» (на строительство двух полигонов и заводов под Новосибирском), другая – по строительству четвертого моста через Обь и самый центр Новосибирска (проезд по нему будет платным). Оба проекта не нашли никакой поддержки в обществе, люди протестовали, заявляли о вреде полигонов для экологии и о грабительских финансовых условиях сделок (недополученную прибыль концессионеров планируется компенсировать из бюджета).
Травников «заморозил» мусорную концессию, но это не помешало региональным властям отдать статус регоператора, то есть того, кто собирает деньги с людей, концессионеру этого же скандального проекта – группе «ВИС». Место под полигоны начало кочевать от одного населенного пункта к другому. В июне 2018 года один из них решили разместить вблизи села Лекарственное. Спустя пять лет «мусорная концессия» не была реализована совершенно ни в чем, проведены новые конкурсы на строительство полигонов и мусоросортировочных комплексов, а место под полигон опять «вернулось» к селу Раздольное.
Что же касается «мостовой концессии», то непосредственно подписана она была уже при Травникове, и при нем занимались продавливанием договора через депутатов. В частности, было организовано одобрение концессии от городских депутатов. И, конечно, концессию по четвертому мосту одобрили транспортные эксперты. В отличие от мусорных полигонов, мост строится (концессионер также принадлежит группе «ВИС»), хотя и со скандалами – то компанию обвинят в использовании не тех материалов, то растет цена. Обращает на себя внимание и безобразное отношение к организации стройки – город парализован пробками из-за сужения дорог в местах строительства, с площадок на дороги вывозится грязь, а пешеходы преодолевают квест, пытаясь пройти от центра города до недавно реконструированной Михайловской набережной.
В новосибирской элите распространено мнение, что Травников может выступать неприкрытым лоббистом группы «ВИС». К упомянутым концессиям потом добавился не менее скандальный договор о строительстве семи поликлиник по договору частно-государственного партнерства с «дочкой» «ВИС». Медучреждения должны были открыть в 2022 году, но они строятся до сих пор.
Если избирательная кампания Травникова в 2018 году шла под лозунгом «Дела важнее слов», то через пять лет должно быть перечисление сделанных дел. Но вместо этого – «Время требует». И, в общем-то, понятно, почему.
Сайт «telegraf.ph»