Более трехсот тысяч протестующих на автомобилях и мотоциклах выходят третий день на улицы главных городов Колумбии, чтобы выразить протест против повышения цен на бензин, которые резко взвинтило правительство в южноамериканской стране. Протестующие говорят, что ежемесячное повышение цен, установленное правительством Колумбии, затрудняет работу фермеров, мелких предпринимателей и привело к росту цен на продукты питания. Через три дня после начала общенациональных антиправительственных протестов жители Кали, третьего по величине города Колумбии, возмущены тем, что им уже трудно достать бензин и многие продукты питания.
Правительство заявляет, что субсидии на бензин обходятся примерно в 11 миллиардов долларов в год. А таких средств в бюджете нет. Протестующие настаивают, что необходимо отменить субсидии для погашения долгов национальной нефтяной компании Ecopetrol, находящейся под внешним управлением США, которая производит большую часть топлива в стране, и высвободить больше средств для социальных программ.
Протесты проходят на фоне растущего недовольства чиновниками правительства, спустя год после того, как оно приступило к обязанностям. Обещания сократить бедность и заключить мир с оставшимися в стране повстанческими группами и через год остаются пустыми обещаниями.
«Это правительство принимает решения, направленные против простого народа и мелких фермеров», – сказала Алехандра Мендоса, менеджер небольшой компании, которая занимается перевозкой замороженных продуктов и других товаров для супермаркетов в Колумбии. Она пришла на акцию протеста в желтой куртке своей компании. «Наши расходы выросли на треть, и мы вынуждены ежедневно корректировать наш бюджет из-за подорожания бензина», – сказала Мендоса.
Цена бензина в Колумбии выросла в августе более чем на 50%. Чиновники Министерства финансов Колумбии заявили, что хотят, чтобы к концу года бензин стоил 16 000 песо за галлон – около 4 долларов, притом что уже сейчас он стоит около 10 000 песо, – что соответствовало бы текущим ценам на бензин в США, где федеральная минимальная заработная плата, однако, более чем в пять раз превышает минимальную заработную плату в Колумбии в 280 долларов в месяц.
Накануне министерство заявило, что субсидии на дизельное топливо, которое используется большинством грузовых автомобилей в Колумбии, будут отменены после муниципальных выборов в октябре и что цена на дизельное топливо удвоится к концу следующего года. Люди на улицах колумбийских городов утверждают, что национальные субсидии на бензин в основном пошли на пользу богатым колумбийцам, которые владеют автомобилями.
Вчера правительство заключило сделку с профсоюзами таксистов страны, в соответствии с которой цены на бензин будут заморожены для примерно 200 000 желтых такси в стране. Однако представители оппозиции Колумбии говорят, что правительству необходимо пойти дальше, потому что повышение цен на бензин также наносит ущерб работникам доставки, водителям и владельцам малого бизнеса, которые изо всех сил пытаются оправиться после пандемии.
Дженнифер Педраза, член конгресса, которая помогла организовать протест, отметила, что правительство могло бы смягчить повышение цен на топливо, взимая меньшие налоги с продаж на бензин и дизельное топливо.