Прокуратура Швейцарии обвинила дочь бывшего президента Узбекистана Гульнару Каримову в руководстве международным преступным синдикатом, известным как «Офис». По словам прокуроров, 51-летняя Каримова – главный фигурант в обширном деле о коррупции, мошенничестве и организованной преступности.
Каримову обвиняют в хищении сотен миллионов долларов в Узбекистане и систематическом подкупе руководителей компаний и государственных чиновников по всему миру. Ей также вменяют отмывание средств, полученных незаконным путем, через ряд компаний и банковских счетов, расположенных в Швейцарии.
В результате расследования власти Швейцарии конфисковали более 340 млн швейцарских франков (370 млн долларов США) ее активов, которые должны быть возвращены в Узбекистан. Еще более 440 млн франков остаются под арестом, пока продолжается разбирательство. Швейцарский адвокат Каримовой заявил, что она «оспаривает все обвинения и будет бороться за свое оправдание».
Гульнара Каримова – дочь президента Узбекистана Ислама Каримова, умершего в 2016 году. В течение многих лет она была известна общественной деятельностью, участием в светских мероприятиях, дружбой с мировыми знаменитостями и роскошным образом жизни. Каримова много путешествовала по миру, представляя Узбекистан в качестве дипломата ООН. Благодаря этой должности, у нее был иммунитет от судебного преследования.
После смерти отца она пропала из публичного пространства и сейчас находится в тюрьме в Узбекистане, где отбывает 13-летний тюремный срок за мошенничество и отмывание денег.
Генеральная прокуратура Швейцарии сообщила, что обвинения против Каримовой, а также еще одного фигуранта, неназванного руководителя узбекской телекоммуникационной компании, были переданы в Федеральный уголовный суд Швейцарии.
Прокуроры утверждают, что Каримова была создателем и руководителем преступной организации, известной как «Офис». В нее вошли несколько десятков человек и более сотни компаний.
В Швейцарии организация начала работать в 2005 году, «чтобы скрыть капитал, полученный в результате преступной деятельности, на счетах и в сейфах швейцарских банков, а также путем покупки недвижимости», говорится в заявлении.
По словам прокуроров, изначальный капитал «Офиса» появился за счет крупных взяток, которые Каримова брала у иностранных компаний, желающих получить доступ к быстро развивающемуся узбекскому телекоммуникационному сектору. Благодаря своему влиянию в стране, она обещала обеспечить им условия для работы, говорится в заявлении.
«Полученные коррупционным путем средства… затем путем сложных операций переводились на различные банковские счета через несколько стран и различных компаний, а в конечном счете оказывались на конкретных банковских счетах в Швейцарии», – говорится в заявлении.
Эти счета были открыты от имени компаний, входящих в состав «Офиса». Предполагаемые бенефициары были подставными фигурами, а настоящим получателем была Каримова, говорится в обвинительном заключении.
Вскоре после предъявления обвинения федеральный прокурор Швейцарии заявил, что «Офис» «вел преступную деятельность как профессиональный бизнес, соблюдая обязательные правила и строгое распределение задач, а также прибегая к насилию и запугиванию».
Как сообщает британское издание Financial Times, главным центром «Офиса», предположительно, была швейцарская компания Zeromax. Эта фирма обанкротилась в 2010 году, что стало вторым по величине банкротством в истории Швейцарии, отмечает газета.
Внимание к Zeromax было привлечено только 10 лет спустя, когда кредиторы подали в суд на ее аудитора, годами одобрявшего финансовую отчетность компании, несмотря на ее необычные расходы. В частности, миллионы долларов были потрачены на драгоценности, дорогие медицинские процедуры и недвижимость, не имеющие отношения к официальной деятельности холдинговой компании, связанной с природными ресурсам и строительством в Узбекистане.
Уголовное расследование также затронуло швейцарский банк Lombard Odier, который обвиняют в отмывании денег и в том, он что «не проявил достаточной осмотрительности при финансовых операциях», сообщил прокурор.
Каримова использовала сейфы в Lombard Odier для хранения бриллиантов и других драгоценных камней на миллионы франков. Более 400 миллионов швейцарских франков в этом банке по-прежнему заморожены на счетах Каримовой.
По мнению прокуратуры, Каримова была руководителем «Офиса», но обвинения также были предъявлены и некоему главе узбекского филиала российской телекоммуникационной компании. Этого человека, имя которого следствие не разглашает, называют «ключевым членом» преступной организации.
Офис Генпрокурора Швейцарии начал расследование в отношении личного помощника Каримовой по подозрению в отмывании денег еще в 2012 году.
Сама Каримова изначально была защищена дипломатическим иммунитетом, поскольку работала послом Узбекистана при ООН в Женеве. Но после того, как этот иммунитет был снят в 2013 году, расследование расширилось и сосредоточилось на ней.
В 2019 году в США против Каримовой было возбуждено дело об отмывании денег. В августе 2023 года британские власти заявили, что арестовали ее недвижимость в Лондоне.
Отец Гульнары Ислам Каримов правил Узбекистаном с 1991 года до своей смерти в 2016-м. Когда его здоровье начало ухудшаться, в стране начались политические изменения, и Каримову поместили под домашний арест.
До 2013 года она регулярно появлялась на публике, участвовала в политической жизни страны и даже считалась возможной преемницей на посту главы государства.
В 2017 году Каримову арестовали, и в настоящее время она отбывает 13-летний тюремный срок в Узбекистане за растрату государственных средств.
Nau.ch (Швейцария)