, который свернет военную помощь Украине.
На выборах в Словакии, прошедших в субботу, победила партия «Курс – Словацкая социал-демократия». Ее лидер Роберт Фицо уже дважды занимал пост премьер-министра. Он выступает категорически против военной поддержки Украины и за ужесточение борьбы с нелегальной миграцией. «Курс» набрал 23,37% голосов избирателей, сообщает Reuters. Его главный конкурент, проевропейская партия «Прогрессивная Словакия», получила 16,86% голосов, левоцентристская «Голос» – 15,03%.
Роберт Фицо в своих интервью обещал, что если его партия будет лидировать в правительстве, Словакия больше не пошлет Украине «ни одного патрона». Он также против перспективы вступления Украины в НАТО. Ближайшим союзником Фицо в ЕС станет венгерский лидер Виктор Орбан, наиболее пророссийский среди руководителей государств европейского блока.
Также одним из ключевых пунктов предвыборной кампании «Курса» была озабоченность ростом потоков нелегальных иммигрантов, которые через Словакию пытаются попасть в Евросоюз.
Теперь Фицо должен сформировать новое правительство, которое заменит действующую с мая временную администрацию страны с населением в пять с половиной миллионов человек.
«Фицо и его потенциальные партнеры по коалиции, как и [премьер-министр Венгрии Виктор] Орбан, благоговеют перед Россией. Поэтому его приход к власти будет угрозой для всей Европы», – написал на прошедших выходных журнал Respekt, издающийся в соседней Чехии. В этом же духе, паники перед расколом антироссийской коалиции, оценивают Фицо и перспективы Словакии и многие другие европейские и американские издания, написавшие в последние недели о словацких выборах.
Победа партии Роберта Фицо «Курс – Словацкая социальная демократия» (SMER) имеет большое политико-символическое значение. Практическое, вероятно, окажется не очень велико: посильную помощь Словакия уже оказала, отдав украинцам много бронетехники и все 13 своих МиГ-29, а всю прочую, невоенную, помощь «Курс»/SMER сворачивать не собирается.
Но даже и эти символические последствия – под вопросом. Сможет ли Фицо сколотить коалицию большинства, а если сможет, то сколько она протянет до развала. Будет ли Фицо, уже в третий раз оказавшись на посту премьера, столь же решителен, как в своих предвыборных речах?
«В Словакии еще никогда не было так трудно предсказать результат вариантов коалиций, – сказала немецкому изданию Tagesspiegel глава словацкого филиала Фонда Фридриха Эберта Зузана Хомер. – Многие избиратели приняли решение только перед самыми выборами. […] Опросы показывают массовое недовольство действующими политиками».
Словакия находится в состоянии политического разброда уже минимум пять лет, с того момента, как правительство Роберта Фицо в марте 2018 года ушло в отставку из-за массовых протестов после убийства молодого журналиста-расследователя Яна Куцьяка. Куцьяк расследовал деятельность мафии. Затем были скандалы и споры о методах борьбы с ковидом, новые обвинения в коррупции, ссоры между партнерами по правительственной коалиции – в итоге в мае правительство уже третьего после Фицо премьера, Эдуарда Хегера (сторонника Украины и поборника европейской интеграции), в мае было отправлено в отставку, а правительство до внеочередных выборов возглавил «технический» и.о. премьера Людовит Одор. Рейтинги словацких партий в результате этой чехарды то взлетают, то падают, и сейчас в тройке лидеров в опросах оказался именно «Курс».
Поскольку абсолютного большинства нет ни у одной из партий, состав нового правительства Словакии будет зависеть от того, как левый социалист Фицо сможет собрать коалицию большинства. Тут многое зависит от позиции партии «Голос» (HLAS) бывшего соратника Фицо Петера Пеллегрини.
«Самая большая переменная сейчас – это как малые партии, которые прошли в парламент, преодолев пятипроцентный порог, смогут договориться с победителем. Уже ясно, что у «демократической» партии – лидера ПС Михала Шимечки будут проблемы», – рассуждает словацкий аналитик Фонда Тони Блэра Антон Списак. Многие политические комментаторы допускают, что Фицо, придя к власти, смягчит риторику. В парламентских демократиях такое происходит сплошь и рядом. Роберт Фицо был премьер-министром Словакии в 2006–2010 и в 2012–2018 годах, и тогда он не был столь радикально настроен в поддержку России. По мнению его оппонентов, он сознательно «радикализировался», чтобы собрать голоса недовольных.
«Фицо – как своего рода левый Орбан – эффективно использовал социальное и культурное недовольство на селе. Чтобы консолидировать эту базу, он сделал социально приемлемым «язык сторонников России» и легитимизировал протест антипрививочников», – говорит аналитик Немецкого совета по внешней политике Милан Нич. Роберт Фицо перед выборами повторил, что будет «поддерживать все виды гуманитарной помощи» Украине. Что касается военной помощи, то она, как утверждает партия Фицо, «ведет только к продлению военного конфликта и страданий гражданского населения, не меняя отношения Российской Федерации». Фицо заявляет, что Евросоюз «стал военной машиной Соединенных Штатов в Украине». В то же время в предвыборной программе партии особо подчеркивается, что она ни в коем случае не ставит под сомнение членство Словакии в Евросоюзе, как и в НАТО.
В марте 2018 года, после убийства Яна Куцьяка, Фицо обвинил президента Андрея Киску в сговоре с Джорджем Соросом ради дестабилизации страны. Когда он заявил это на пресс-конференции, журналисты посмеялись над ним, но он не смутился и заявил, что то, что происходит после убийства Куцьяка, – это «явно попытка тотальной дестабилизации». Сейчас Фицо обвиняет нового президента – Зузану Чапутову в том, что она – «агент США».
Внешняя политика почти никогда и нигде не бывает главной темой парламентских выборов, и нынешние выборы в Словакии – не исключение. «Опросы показывают массовое недовольство внутренней политикой, а также большую озабоченность многих людей экономикой. Каждый восьмой гражданин Словакии – на пороге бедности. Внешняя или европейская политика в этой предвыборной кампании роли почти не играет», – говорит Зузана Хомер из братиславского отделения Фонда Фридриха Эберта.
Тем не менее лозунги Фицо и «Курса» о прекращении военной помощи Украине и «мире любой ценой», вероятно, хорошо звучат в подготовленных ушах значительной части электората. И эта часть в Словакии заметно больше, чем в большинстве других стран Евросоюза. Прошлым летом много шума в мировой прессе наделал опрос Академии наук Словакии, по результатам которого проводившие его сделали вывод, что больше половины словаков хотели бы победы России в войне с Украиной.
Многие словацкие комментаторы полагают, что их сограждане, прекрасно зная о реальностях СССР, о братских отношениях с русскими, тем более что очень много словаков окончили советские и российские вузы, считают, что из-за внешней антироссийской политики «…у нас безработица и маленькие пособия, плохое правительство. А еще оно поддерживает Украину во вред взаимоотношениям с Россией. Поддерживать Россию – это всегда было на пользу словакам, а значит – это хорошо».