Учитель из Улан-Удэ создал школу советского образования.
«СССР выиграл космическую гонку за школьной партой» – считается, что эту фразу произнес Джонн Кеннеди, когда в 1957 году наша страна запустила первый искусственный спутник Земли. 35-й президент США положительно оценивал советскую систему образования и называл ее лучшей в мире.
Такого же мнения придерживается и герой нашей статьи – учитель русского языка и литературы из Улан-Удэ Лубсан Чимитов. Он создал «Альтернативу» – первую и единственную школу в республике, где применяют советские методики обучения, читают по «олдовому» букварю, пишут перьевыми ручками и достигают впечатляющих результатов.
В 2013 году Лубсан Чимитов окончил с красным дипломом филологический факультет Бурятского госуниверситета. Около года преподавал русский язык в Аршанской СОШ Тункинского района. Здесь его жена держала небольшой бизнес – продавала сувениры на знаменитом местном рынке.
Одновременно молодой человек обучался в аспирантуре альма-матер в Улан-Удэ и постоянно ездил туда – то показывал научную работу, то присутствовал на различных конференциях. Преподавание с обучением совмещать оказалось сложно, а потому пришлось уволиться из сельской школы.
– Уже тогда я понял, насколько это тяжелый труд, – рассказывает учитель. – И тогда же заметил ряд пробелов в системе образования. Например, ученики пятых и шестых классов проходят одинаковые темы по учебникам русского языка. Информация дублируется из года в год: старая усложняется, новая добавляется, иной раз – из программы вузов. Такая методика заставляет скакать «галопом по Европам». Педагог должен следовать учебному плану, школьник – усваивать необходимый материал. А сможет ли – вопрос риторический. Ведь урок длится всего сорок минут. Закономерно, что количество отстающих увеличивается.
Лубсан подчеркивает: даже отличники, которые получают пятерки за классную и домашнюю работу, порой отхватывают тройки и двойки за контрольные и самостоятельные. Причина банальная – знания просто не закрепляются из-за слишком большого их объема, и теория часто не коррелируется с практикой. «Такие плоды принесла образовательная реформа 1970-х годов, – считает Чимитов. – К примеру, учебник по русскому языку для пятого-шестого классов под редакцией современных авторов – это четыре тома и около 1000 страниц, а под редакцией советского академика Л.В. Щербы – один том и около 300 страниц. По последнему учащийся может проходить темы неспешно и понимать их самостоятельно вместо того, чтобы просить о помощи или списывать с «решебников».
Однажды сам педагог помогал делать уроки по окружающему миру своей племяннице-второкласснице. И ни он, ни учительница не знали, как выполнить задание, имевшее странную формулировку. Герой наш был вынужден открыть сборник готовых домашних заданий и обнаружить: в целом оно нерешаемое, а любой ответ – правильный. Удивился, почему выпускаются подобные учебники, и задумался, насколько «хромает» современная система образования. А через некоторое время убедился, что падает и уровень начитанности и образованности школьников.
– Спустя семь лет я вернулся в Аршанскую школу и почувствовал огромную разницу, – говорит собеседник. – Если в 2013 году я обсуждал с пятиклассниками серьезные вопросы, а некоторые из них обращались ко мне с личными просьбами – например, посадить за парту с тем, кто нравится, то в 2021-м ситуация изменилась, и прежние отношения – тоже. Дети сидят в телефонах и смотрят Тик-Ток, неважно учатся, неаккуратно пишут, практически не читают. Страдает не только учеба, но и поведение: оно становится некомфортным для учителя и вседозволенным – для учеников.
Возрождая традиции
Сердце требовало перемен. И вот в один прекрасный день Лубсан Чимитов познакомился с проектом «Сталинский букварь», авторы которого организовали «партизанское движение» в образовательной сфере – с 2015 года возрождают советские учебники в печатном, электронном виде и уже переиздали всю линейку до шестого класса. Разместили на краудфандинговой платформе и за неделю собрали несколько миллионов рублей вместо заявленных 500 тысяч – настолько идея понравилась жителям России. Среди них появились родители, которые захотели обучать своих детей по таким книгам и стали создавать небольшие группы для этой цели.
Задумка вдохновила учителя из Улан-Удэ, он зарегистрировался в качестве самозанятого и в августе 2023 года открыл частную школу советского образования «Альтернатива» с советскими же методиками обучения. Оговоримся сразу: она не является образовательным учреждением формально, не попадает под ФГОСы, следовательно, не нарушает федеральное законодательство и оказывает репетиторские услуги в групповом формате. Дети, которые посещают «Альтернативу», находятся на семейной форме обучения под ответственностью родителей, то есть получают образование вне стандартной СОШ, изучают предметы вместе с репетиторами, вольны выбирать любые программы, но при этом проходят ежегодную аттестацию. И старшее поколение выбирает подобный вариант для подрастающего все чаще, да и уполномоченные органы дают ему «зеленый свет».
– Двое взрослых привели младших ребятишек в «Альтернативу», когда намучились с учебой старших, – отмечает Лубсан. – Один ребенок не мог адаптироваться в обычной школе, зато освоился в нашей. Сейчас в подготовительной группе занимаются несколько ребят, а в первом классе учатся две девочки и столько же мальчиков, но набор продолжается. Мы практикуем индивидуальный подход к учащимся и используем советские учебники 50–60-х годов по рисованию, арифметике, родной речи, русскому языку, ручному труду, букварь и методические пособия, которые закупаем через сайт stalins-bukvar.ru. Все они составлены авторским коллективом академии педагогических наук РСФСР, структурированы без «перескакивания» с одной темы на другую, синхронизируются между собой, учитывают возрастные особенности школьников и характеризуются логичной подачей материала – от простого к сложному на базе изученного. Программа преподается проще, но интенсивнее.
Та же азбука из страны Советов ненавязчиво, но эффективно погружает в мир букв, слогов и слов. Если в современных букварях на большинстве иллюстраций изображены животные, то в этом издании (от 1955 года за авторством С.П. Редозубова), лежащим передо мной, – люди. «Каждая картинка – полноценный урок, целый рассказ о том, что делают герои, и где находятся», – поясняет Чимитов.
В частной школе «Альтернатива» преподает сам ее создатель. Под его чутким руководством первоклассники изучают семь предметов – труд, музыку, рисование, математику, русский язык, литературное чтение, чистописание и каллиграфию. Мастерят всевозможные поделки, разучивают песни, обучаются академическому рисунку, развивая мелкую моторику, осваивают арифметические действия и вырабатывают красивый почерк, ведь его обладатели выполняют письменные работы лучше. Причем пишут не шариковыми или гелиевыми ручками, а простыми карандашами и настоящими чернильными ручками, заправляя их из чернильниц-непроливаек!
Искусство это кажется простым со стороны, а оказывается сложным на поверку, ибо требует концентрации внимания и координации движений предплечья, кисти и пальцев. Техника следующая: ладонь почти не касается стола, локоть выходит за его пределы. И хотя рука дрожит, а перо скрипит, спустя несколько секунд я вывожу корявое слово «папа». Собеседник мой, который провел познавательный мастер-класс и объяснил все премудрости непростого дела, показывает пять видов прописей для него.
Так, тетрадь №1 в частую косую линейку с дополнительной средней линией и высотой строки 8 мм предназначена для крупного отрывистого письма на первом году обучения. Тетрадь с частыми косыми линиями высотой 5 мм и тетрадь №3 с редкими косыми линиями высотой 4 мм – для плавного безотрывного письма во втором классе. И, наконец, тетрадь №4 с двумя линейками без косых и тетрадь №5 с одной линейкой – для упражнений в скорописи и письма-скорописи в третьем классе. Чтобы добиться должной красоты и эстетики, следует прорисовывать каждую линию и завиток и нужно обучаться около трех лет. Юные «альтернативцы» уже показывают хорошие результаты, даже испытывают удовольствие от этой своеобразной медитации и считают ее наградой за хорошую учебу и примерное поведение. «А еще они прошли цифру «8». К концу года будут складывать и вычитать в пределах 100, умножать и делить в пределах 20, читать бегло и разговаривать выразительно», – делится успехами воспитанников основатель школы.
С 9.00 до 11.30 проходят занятия – по четыре урока, а с 12.00 до 15.00 – программа продленного дня, которую посещают три ребенка из «Альтернативы» и могут все желающие, в том числе ученики СОШ №17, расположенной поблизости. Здесь тоже времени даром не теряют: делают домашнее задание и повторяют пройденное, осваивают хрестоматии и обсуждают прочитанное, практикуются в чистописании, занимаются в творческой мастерской шитьем, оригами, готовкой, рукоделием, художественной лепкой, играют в подвижные и настольные игры вроде шахмат и время от времени совершают культурные выходы в кино, театры и музеи.
В поиске единомышленников
В уютном кабинете на втором этаже дома №54б/3 по улице Ключевская (здании бывшего Дхарма-Центра) имеется все необходимое для учебного процесса: доска, «растущие» стулья и парты с определенным углом наклона для сохранения правильной осанки и прочий инвентарь, который приобретался на личные средства.
– Есть и чайник, и микроволновка. Школьники приносят ланч-боксы с едой и устраивают перекусы на месте. Каждый день проводятся маленькие чаепития. У нас царит домашняя атмосфера, – рассказывает Лубсан Чимитов. – Ребята могут подышать свежим воздухом на балконах, размять мышцы на огороженной территории. А в свободное время – ходить в спортивные секции, посещать музыкальные и художественные кружки. Так что их социализация происходит в полной мере.
Подобные школы советского образования функционируют и в других городах – Санкт-Петербурге, Москве, Зеленограде, Подольске, Казани, Красноярске, Иркутске, Владивостоке. Как и все они, «Альтернатива» ставит перед собой амбициозные цели: развить у детей научно-системное понятийное мышление, основанное на логике, воспитать из них всесторонне развитую личность, привить любовь к чтению и труду, отвлечь их от гаджетов, уберечь от негативного влияния интернета и социальных сетей и, наконец, сформировать сообщество думающих людей. Ведь мышление – единственный инструмент для познания окружающего мира, утверждает Чимитов.
– Мы хотим организовать полноценное обучение вплоть до девятого класса и онлайн-обучение для начальных классов, чтобы устранить пробелы в знаниях, – продолжает он. – И оформить пришкольный участок, чтобы работать непосредственно на земле, сажать свеклу, морковь, картошку и наладить собственное питание.
Масштабные планы упираются в финансовые вопросы. Пока учащихся мало, а текущих расходов много: только арендная плата обходится в 40 тысяч рублей в месяц. А потому в частной школе «Альтернатива» учеба платная, но стоимость демократичная по сравнению с остальными. Лубсан признается, что стремится не «собирать сливки», а давать качественное образование. И готов сотрудничать с теми, кто будет поддерживать это начинание и вкладываться в него как идейно, так и материально.
Роксана РОДИОНОВА
г. Улан-Удэ