Геннадий ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ:
– Этот круглый стол носит принципиальный и важный характер – «Преподавание истории в российской системе образования, вопрос совершенствования программ и учебных пособий». Мы давно настаивали на рассмотрении этой темы. Подготовили закон об образовании для всех, по этим проблемам выступали в Думе ведущие специалисты. Во фракции Компартии России каждый второй является ученым, и абсолютное большинство занимались учебно-воспитательной работой в школах, вузах и техникумах. Я сам в 17 лет начинал учителем сельской школы, в моем роду 10 человек имеют общий стаж 350 лет. Преподавали все предметы школьные, которые вы знаете, кроме иностранных языков.
В этом году мы отмечаем 80-летие пяти выдающихся побед. В 43-м году 5 этих побед, по сути, изменили характер войны. Мы завоевали стратегический приоритет и дальше погнали фашистов, начиная от Сталинграда, с Орловско-Курской дуги, после Донбасской операции, форсирования Днепра и освобождения всех республик. Когда допрашивали фашистских генералов, я сам смотрел этот документ, они сказали: мы, мол, проиграли войну скорее не Красной армии, а советскому учителю, советскому ученому, советскому инженеру. Это, на мой взгляд, была истинная правда.
4 октября 57-го года мы открыли космическую эру. Это день испохабил Ельцин, объявивший расстрел в 93-м Советской власти. Но это не отменяет знаменитый «Спутник-1», а затем и полет Гагарина. Самое любопытное, после космического прорыва американцы запросили к нам в гости. Приехала большая комиссия, которая изучала причины их поражения в этой гонке. И я смотрел доклад, почти 2000 страниц, там была глава, которая называется «Что знает Иван и чего не знает Джонни». Они пришли к выводу, что проигрывают советским прежде всего на школьной парте и студенческой скамье. И после этого увеличили ассигнования в свое образование почти в 10 раз.
Но и разрушение нашей страны начиналось с программы прежде всего ликвидации классической русско-советской школы. Много раз я демонстрировал этот документ и в стенах Государственной думы, и в правительстве, и на встрече с президентом. В 94-м году, через год после расстрела парламента, вышел секретный документ, для служебного пользования: «Образование для России в переходный период». В нем почти 100 страниц, он был призван ликвидировать классическую русско-советскую школу, превратив ее в место для подготовки квалифицированных потребителей и людей мира сего, которые должны были обслуживать тот богатый миллиард, о котором сейчас часто говорит президент страны. Самое любопытное, что готовили этот документ люди, проживающие в разных странах, которые не очень отличались классным образованием. В том числе и наша пятая колонна. Документ начинался с того, что надо ликвидировать нормальную подготовку в российской начальной школе. И у нас сейчас самый большой дефицит учителей начальной школы. Это вторая мама.
Чтобы подготовить учителя начальных классов, он должен прекрасно знать литературу, русский, математику до 7-го, музыку, физкультуру и все остальное. Это универсальный преподаватель. Сейчас самый большой дефицит учителей начальных классов, учителей русского языка, литературы и математики. В любой район приедете и вам скажет любой глава района. Для меня это проблема номер один, которую мы обязаны решать.
Мы все делали для того, чтобы исправить ситуацию. Писал записку Нобелевский лауреат Жорес Алферов, вместе с выдающимся математиком Никольским писали, как преподавать русский язык, литературу и математику. Вот сегодня подошли к тому, что подготовлен новый учебник истории.
Я рад, что сделан серьезный шаг вперёд, но, к сожалению, для этой работы не привлекались многие специалисты народно-патриотической ориентации. Я бы очень хотел, чтобы, сегодня обсуждая мы помнили, что подготовка любого учебника, какой бы он классный не был, это важный, но первый шаг. Любая учебная литература требует уточнения и проверки на практике. Как это делается, сейчас с нами поделятся участники круглого стола.