Какие товары больше всего подорожали за 2022–2023 гг.
«В интернете прочитал, мне кажется, правильную мысль про инфляцию. Если не покупать, то цены нормальные. То есть не надо потребительский спрос разгонять», – пытался на днях шутить министр финансов Антон СИЛУАНОВ.
Присмотримся, от чего предлагают отказаться россиянам финансовые власти.
Накопленная инфляция с декабря 2021 г. по август 2023 г. составила 16,1%. Основной вклад в нее внес скачок цен весной 2022 г., особенно на импорт.
Больше всего население тратит на продукты, их доля в структуре бюджета среднего россиянина занимает 38%. За 2022–2023 гг. они подорожали на 13%, из них фрукты – на 33%, а сладкое – на 24%, подсчитало «Равенство». Основные по тратам позиции – мясо, алкоголь и молочка – подорожали на 10–14%.
Непродовольственные товары прибавили 16,4%, сильнее всего – новые иномарки (+44%), косметика (+32%), обручальные кольца (+31%) и бытовая химия (+30%).
Услуги подорожали сильнее товаров (+20%) из-за того, что взлетели цены на отдых за границей (+136%). Если в начале 2022 г. путевка в Турцию обходилась в 27 200 руб., то в августе – в 81 600 руб. Подорожало и обслуживание кредитов (+33%) вслед за ростом ставок.
Какие основные товары и услуги больше всего подорожали за 2022–2023 гг., %
Путевки за границу: +136%
Апельсины: +50%
Новые иномарки: +44%
Бананы: +42%
Зубная паста: +40%
Яблоки: +39%
Новые отечественные авто: +38%
Сахар: +35%
Плата (%) по потребкредитам: +33%
Корм для животных: +33%
Парфюм и косметика: +32%
Билеты на самолет по России: +31%
Обручальные кольца: +31%
Бытовая химия: +30%
Из 529 позиций подешевели 24 и немногое из значимого для бюджета. Это овощи (–15%), что связано с сезонностью, яйца (–9%), а также ТВ (–13%), смартфоны (–8%) и ноутбуки (–4%), что объясняется замещением ушедших брендов более дешевыми.
Доходы россиян росли тем не менее быстрее цен, если верить Росстату. Во 2-м кв. 2023 они были в реальном исчислении на 5,3% больше, чем во 2-м кв. 2021 г.
ИА «Равенство»