Мэр Шлиссельбурга Артем Желудов накануне утром забаррикадировался в здании городской администрации в кабинете, где хранятся документы и серверы с государственной информацией. За неделю до захвата местные депутаты назначили на его место нового градоначальника.
Администрация Кировского района Ленобласти объявила о «захвате власти» в Шлиссельбурге. В своем сообществе во ВКонтакте власти сообщили, что «освобожденный из Крестов» глава города Артем Желудов и его сообщники ворвались в 7 утра в мэрию с болгарками и цепями и забаррикадировались в здании. «Вход в помещение, где хранятся документы, компьютеры и серверы с государственной информацией, контролирует сам Желудов, не пуская ни полицию, ни сотрудников. По факту противоправных действий направлено обращение в правоохранительные органы», – сообщили представители администрации.
– Там не было охраны, стоял турникет, который Желудов обмотал цепью. Мы специально ставили этот турникет в полный рост, чтобы сэкономить на охране деньги в городском бюджете. Желудов, скорее всего, зашел с черного хода, у него были ключи, – говорит член Совета депутатов Шлиссельбурга Владимир Номеров.
В тот день у депутатов было выездное заседание в районном центре – Кировске, поэтому на работу инцидент не повлиял. Во второй половине дня полиции удалось вывести опального мэра и его сообщников из здания. По данным СМИ, в нападении на офис администрации Желудову помогали сотрудники предприятия ритуальных услуг, с которым чиновник заключил контракт на управление городским кладбищем.
Артем Желудов возглавил администрацию Шлиссельбурга в ноябре 2020 года, после того, как покинул аналогичную должность в соседнем поселке Приладожское. В июле 2023 года Следственный комитет Ленобласти возбудил в отношении него уголовное дело о злоупотреблении полномочиями: в поселении недосчитались пяти миллионов рублей, которые планировали потратить на детские площадки, канализационные люки и мусорные площадки. Тогда же депутаты Шлиссельбурга предприняли попытку уволить мэра – их решение он оспорил в суде.
Но вернуться к работе Желудову помешали следственные органы. В августе его задержали по обвинению в превышении должностных полномочий еще во время работы в Приладожском. По версии силовиков, в 2017 году Желудов принял в эксплуатацию жилой дом без госэкспертизы, что привело здание к аварийному состоянию уже через шесть лет. У чиновника прошли обыски, а его самого заключили под стражу в следственный изолятор Кресты в Петербурге. В начале октября его отпустили под домашний арест.
За несколько дней до освобождения Желудова в Шлиссельбурге прошло внеочередное заседание депутатов, на котором сотрудникам администрации представили временно исполняющего обязанности главы администрации – им стал зампред комитета по природным ресурсам Ленобласти Спартак Чхетия. «Его кандидатура была нам предложена правительством Ленинградской области», – сообщил глава Совета депутатов города Максим Лашков.
– Желудов ни разу за три года не согласовал свои отпуска и командировки. У нас было здание старого бассейна, где пострадали двое детей из-за плохого ремонта. Его закрыли, и в итоге всё здание внутри разворовали, а он, по сути дела, за муниципальное имущество несет ответственность. Там очень много причин. Он не являлся на советы депутатов, перестал исполнять поручения. Стал скрывать конкурсы. Он хотел отдать 91 дом «своей» управляющей компании, в нарушение Жилищного кодекса, не разместив решение на сайте администрации. Ему тогда прокуратура вынесла предостережение. Потом он устроил беспредел на кладбище. Привел свою аффилированную компанию, там стали памятники демонтировать, потому что они якобы заказаны не в той компании, – перечисляет Владимир Номеров.
К вечеру, после того, как Артема Желудова с сообщниками вывели из здания, мэрия наняла двоих сотрудников охраны.
***
Шлиссельбург находится в 50 км от Санкт-Петербурга, живут здесь 14 тысяч человек. Добраться сюда можно на автомобиле и автобусом. Еще вариант – взять туристический паром за 400 рублей от станции электрички, но такую роскошь выбирают единицы. Главный культурный объект города – расположенная на месте впадения реки Невы в Ладожское озеро средневековая крепость Орешек, которая привлекает массу туристов в сезон навигации. По данным местных властей, крепость посещают до 150 тыс. человек за лето. В середине октября на причале были лишь несколько туристов и смотрители крепости. Матрос на пароме молча курил в ожидании рейса, на вопросы не реагировал.
– Они уже перенасыщены этим: за годы уже и с прессой пообщались, и с разными каналами, и с гостями. Туристов уже нет – две недели осталось до конца навигации. Крепость скоро закроется на зиму, – рассказывает бодрый администратор переправы Артем, который зовет пассажиров на рейс в 10.25 и дает капитану знак отправляться.
Шлиссельбург (от немецкого schlüssel – «ключ») назван так Петром I, чтобы указать ключевое значение города для Империи. Узкая излучина реки, на которой стоит построенная новгородцами в 1323 году крепость Орешек, контролировала выход кораблей из Невы (читай: из Европы) в Ладожское озеро и далее по всей России. В том же году у крепости прошла русско-шведская граница. Согласно «Ореховскому мирному договору», после тридцатилетней войны Швеция получила западную часть Карельского перешейка, в том числе Выборг, новгородцы сохраняли за собой его восточную часть.
Советские историки считали 1702 год – когда Петр I освободил город от вновь напавших шведов – датой основания Шлиссельбурга. Споры о том, сколько лет поселению, до сих пор ведутся в социальных сетях. В начале 2000-х специальная комиссия из археологов и экспертов приравняла год основания Шлиссельбурга ко дню закладки крепости Орешек, указав, что люди жили на берегах – в посаде, а не в самой крепости. А значит, часть современного Шлиссельбурга также существовала в XIV веке.
– Мы в 2002 году праздновали 300 лет, а сейчас стало 700, – смеется Номеров.
При Петре крепость Орешек превратилась в тюрьму для политических заключенных. Здесь в 1911 году сидел революционер Иустин Жук, именем которого названа центральная улица в Шлиссельбурге. В феврале 1917 года рабочие Шлиссельбургского порохового завода освободили 67 узников крепости.
– Иногда политика идет впереди истории. Когда случился 1917 год, крепость стала знаменем борьбы против царизма, потому что здесь сидели все люди, которые с ним боролись. В советское время экскурсоводы рассказывали о тюрьме, – говорит руководитель Музея истории Шлиссельбурга Мария Валькова.
В этом крошечном музее в здании бывшей ситценабивной мануфактуры изучают неизвестные факты города: например, немецкую оккупацию во время Второй мировой войны.
– История сложная у этого города. Как только заняли Шлиссельбург, так сразу и замкнулось кольцо блокады, – рассказывает Валькова.
***
Экономика Шлиссельбурга развивается не за счет туризма, а благодаря судостроительным верфям. В Шлиссельбурге расположен, например, Невский судоремонтный завод (входит в госкорпорацию ОСК) и производитель катеров. В бюджете города налоговые поступления в 2021 году составляли около 125 млн рублей. В 2022 году бюджет увеличился в три раза за счет региональных дотаций на празднование 700-летия. Несмотря на стабильный доход, городские предприятия десятилетиями не могут выбраться из долгов.
Шлиссельбург – это город, в котором проблемы копились и не решались последние три десятка лет. На конец 2020 года там скопился такой список, который сложно себе представить. Обманутые дольщики, скелеты недостроенных многоквартирных домов, большое количество ветхого жилья, отсутствие у половины города законного горячего водоснабжения от городских котельных. Как следствие – в квартирах стоят незаконные газовые колонки. А также совокупный долг у администрации и городских МУПов более 100 млн рублей при среднем годовом бюджете собственных доходов Шлиссельбурга в 120 млн рублей.
– У нас 500 семей, которые живут в аварийных домах, – продолжает Владимир Номеров.
Пенсионерка Галина – одна из них. У подъезда ее деревянного дома плакат федеральной программы «Жилье и городская среда» с обещанием расселить жильцов к 2025 году. Такие таблички висят на каждом бараке по Пролетарской улице. Эти бараки построили еще в 1945 году для работников Невского судостроительного завода.
– Я стала интересоваться политической обстановкой, когда нам начали новый дом строить. Я тут живу 38 лет как временно вселенная. Нас сначала в 2019 году обещали расселить, но стройку заморозили. Там говорили, что директора убили. Раньше рундуки тут были, выгребные ямы, а лет 25 назад провели водопровод. Все было нормально, пока за нами не построили детский сад и дорогу, и мы остались в яме. И всё. Теперь у нас тут вода, плесень везде, полы провалились. Зимой дубак собачий, миски для котов к полу примерзают. Четвертый год живем в аврале, – рассказала она.
В августе 2023 года депутаты попытались нанять временно исполняющего обязанности мэра на место Артема Желудова, против которого возбуждались всё новые и новые уголовные дела. Занявшая эту должность сотрудница городской администрации Вера Филимонова уволилась на следующий день. На ее место назначили Алексея Сопина, который продержался две недели. «К сожалению, этого человека запугали, и он уволился», – прокомментировал ситуацию руководитель Совета депутатов Максим Лашков местному изданию «Невский исток».
– У нас бывает, несколько раз в неделю власть меняется. Мы уже привыкли. Не знаю, может, нефть здесь нашли или газ. Неудобство в том, что мусор перестают убирать, так как меняются управляющие компании, – комментирует Мария Валькова.
Вслед за руководством в начале осени начали увольняться также сотрудники муниципального предприятия МКУ «УКХиО», отвечающего за городское хозяйство, не продлив контракты с подрядчиками. Тогда же внешний управляющий местной тепловой компании МУП «ЖКХ», которая с апреля 2022 года находится в состоянии банкротства, объявил об аресте счетов и распродаже городских котельных. Над чиновниками нависла угроза срыва начала отопительного сезона.
– МУП «ЖКХ» – это муниципальное предприятие, оно отапливало все дома. Они не платили деньги за очистку сточных вод с 2010 года, еще когда прежний глава Хоменко заступил (бывший глава администрации Николай Хоменко был задержан по делу о мошенничестве). Набежали долги, уже больше 100 млн. И приставы котельные арестовали. Мы сейчас договорились. Ленинградская областная теплоэнергетическая компания купила одну котельную: ее купила женщина за 4 млн. Представляете: котельная четверть города топит! А они тут же у нее за 11 млн выкупили. Сейчас внешний управляющий сделку обжалует. Все мухлюют, все хотят что-то нажить, а в результате страдают жители, – возмущается Номеров.
Проблемы не решаются годами: не ремонтируются стадион «Водник» и городской бассейн, а также ямы на дорогах, говорит депутат. Выделенные к празднованию 700-летия города 200 млн рублей потратили на скамейки.
– Из руководства половина пришлые. Им все равно, у них нет понимания, что такое Шлиссельбург. Есть исторический комплекс невероятной красоты на остановке автобуса – с храмом и шлюзами Петра I. Они туда туалет поставили за 14 млн. Можно было его сместить на 100 метров – в парк – и вопросов не будет. Такое наплевательское отношение. 90% депутатов у нас безграмотные. Это всегда люди, приближенные к району, второе – это «Единая Россия», и третье – это кого район обязывает – директора школ, садиков. И такой бардак на муниципальном уровне, что люди не занимаются тем, чем должны заниматься, – продолжает Номеров.
По его словам, при желании Артем Желудов, захвативший мэрию, может восстановиться в должности, потому что его увольнение проходило с нарушениями, однако Совет депутатов в этом случае добьется своего уже через суд. Сам Желудов снова находится в СИЗО. Спустя два дня после попытки захвата власти суд в Ленинградской области вернул его под стражу из-за нарушения режима домашнего ареста.
Василий РЫЖИКОВ
Ленинградская обл.