В преддверии юбилейной даты – 105-летия ВЛКСМ – мы провели небольшое исследование среди жителей разных городов различных возрастных категорий, попросив рассказать нам о том, что они знают о комсомоле, а людей постарше – что они помнят о комсомоле. Вот какой результат у нас получился.
«В школу пошла в 1986 году. В комсомол я не попала. Была только пионеркой. Ничего сказать не могу». Продавец (г. Советск, Калининградская обл.).
«Я не была в комсомоле. Слышала об этой организации, но ничего конкретно рассказать не могу». Работник аэропорта, возможный год вступления в комсомол – 1990-й ( С.-Петербург).
«В комсомоле не была, но мои родители были, и дед был в комсомоле». Работник аэропорта, возможный год вступления в комсомол – 1996-й (С.-Петербург)
«Комсомолкой не была, так как в школу пошла в 1990 году. Этой организации уже не было. Знаю, что, по-моему, макулатуру собирали. А вообще, мне родители ничего не рассказывали о комсомоле, хотя сами в молодости были в этой организации. Возможно, им нельзя было о себе рассказывать». Предприниматель (г. Советск, Калининградская обл.).
«Мне 80 лет, принимали меня в комсомол в 1956 году. Я была комсоргом, членом горкома города, сама принимала ребят в комсомол. Сколько мероприятий проводили… С ребятами ездили в Литву, на Украину, в Азербайджан… В Азербайджане, в городе Кировобад (ныне город Гянжа. – Прим. авт.) проходил Всесоюзный фестиваль ВЛКСМ. Мы с ребятами основали школьный Музей памяти ВОВ (до сих пор существует, ветераны участвуют в музейных конкурсах, есть победные места. – Прим. авт.), переписывались с зарубежными комсомольцами, были вечера встреч с ветеранами войны, заслуженными работниками разных отраслей, каждый год в апреле-мае участвовали в походах, проводили концерты, соревнования, мы готовились стать членами партии. Мы брали шефство над отстающими учениками. Я помогала девочке с учебой, чтобы потом ее могли принять в комсомол. Ведь самое главное условие для принятия в ВЛКСМ – это хорошая учеба. Перед принятием в комсомол мы очень волновались и переживали «а вдруг не примут?». Наши молодые учителя и студенты ездили на всесоюзные стройки. Я, правда, не ездила. У меня где-то лежат и значок, и билет, всё хранится, так как вспоминаю то время с теплом, мы были молодые, активные, нам всё было интересно. Спасибо, что побеседовали со мной, что вспомнили меня. Мне это очень приятно». Пенсионерка, учитель немецкого языка (г. Советск, Калининградская обл.).
«Меня принимали в комсомол в 1974 году. Чтобы приняли в эту молодежную организацию, необходимо было хорошо учиться, быть добросовестным, порядочным, активным. Быть комсомольцем было почетно, так как это был еще один этап взросления, переход на новый уровень в обществе. Сам процесс принятия в ряды ВЛКСМ оставил в моей памяти очень яркие впечатления, так как меня переполняли чувства ответственности и радости. Еще я помню, как мы целый месяц жили в невероятной «стране» – лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок»! Дружина «Солнечная», отряд «Импульс», 1974 год. Море, горы, солнце, агитбригада, жизнь в армейских палатках, путешествия, дружба, много новых навыков, работа на настоящих радиостанциях, прыжки с парашютом… И не было никакого насилия над личностью (как это сейчас модно говорить). Это была наша жизнь. Мы до сих пор поддерживаем связь с несколькими ребятами. Еще мы ездили в город Брест, в Литву, в Новороссийск, а там – на Малую Землю, которую оборонял Л.И. Брежнев во время ВОВ. Нами очень много занимались. Не припомню такого случая, чтобы кто-то разочаровался бы в комсомольской организации. Правда, было несколько случаев, когда исключили из комсомола за плохую учебу и неподобающее поведение, которое порочило имя комсомольца. Но эти ребята сделали свой выбор очень рано. Они уже, увы, не с нами… Хотя я в партии не состою, у меня до сих пор хранятся мой комсомольский значок и билет. Есть и пионерский галстук. Я как историк считаю, что только беспартийный историк может быть как-то объективен». Работник краеведческого музея (г. Советск, Калининградская обл.).
«В комсомол меня приняли в 1981 году. Тогда уже принимали всех. Перед тем как нас примут в ряды комсомола, мы учили Устав ВЛКСМ. С нами беседовали: задавали вопросы по Уставу, проверяли политическую грамотность, могли спросить о последних событиях в стране и в мире. Обязательным условием принятия в комсомол была хорошая учеба. Конечно, было волнение, что не примут (смеется), переживания перед собеседованием, а когда уже приняли, – конечно, чувство небывалой гордости. Особенно запомнилась университетская жизнь: субботники, демонстрации, парады, спортсоревнования, велопробеги… Наиболее активных и достойных направляли на съезды ВЛКСМ в Москву. Помню, смотрели трансляцию по телевизору – и такая охватывала гордость… На экране молодые, вдохновленные лица, горящие глаза, зал скандирует лозунг «Ленин! Партия! Комсомол!». У нас была сплоченность, гордость за страну, ориентированность на полезность, сопричастность великой стране, никто никого не заставлял идти на те же субботники. Мы с радостью сами шли, особенно если кто-нибудь приносил гитару, и уже субботник – это праздник. Не было случая, когда кто-либо выходил из организации добровольно. Могли, правда, отчислить за, например, неуплату членских взносов (2 копейки) или за нарушение устава.
Помню, была такая инициатива – «Всем классом в деревню», когда школьники, закончив школу и получив профессию, возвращались в родные места. Мои однокурсники состояли в стройотрядах, ездили на всесоюзные стройки. Государство делало ставку именно на молодежь, так как молодым было легче всего собраться да поехать. Это была и возможность подзаработать, и мир повидать, завести знакомства, узнать что-то новое. Одним словом – романтика. До сих пор дома храню значок и комсомольский билет. Вспоминаю с большим теплом и ностальгией». Учитель истории (г. Советск, Калининградская обл.)
«В комсомол не попал, так как уже не застал. Что они делали? Да всё делали… Всесоюзные стройки были: БАМ, целина… По сути, это была смена коммунистам». Предприниматель, возможный год вступления в комсомол – 1991-й (г. Махачкала, Дагестан).
«В комсомол я сознательно не вступил, так как в то время по убеждениям не был коммунистом. Я видел, что поздний комсомол был уже не тот. Например, С. Радуев, В. Потанин и другие персонажи, которые стояли у развала СССР, вышли из рядов позднего комсомола. К сожалению, после смерти тов. Сталина начался откат от революционных традиций, и к концу правления М. Горбачева всё уже было немарксистское. Они, наверное, и Маркса никогда не читали. Сейчас я в партии, потому что я – Марксист». Убежденный коммунист (г. Махачкала, Дагестан).
«Я комсомольцем не был. Не застал. Что я знаю о комсомоле? Это была молодежная политическая организация. Первая молодежная политическая организация, которая добилась невиданных успехов в истории не только своей страны, но и мира. Она имела свою структуру, поэтому до сих пор является очень распространенной не только в странах бывшего СССР, но и во всем мире. Каждая ячейка структуры дает ей возможность жить автономно. Эта организация в свое время мобилизовала молодежь на большие прорывные проекты нашей страны: БАМ, целина, многочисленный стройки… Всё это комсомол. Комсомол активно участвовал в годы Великой Отечественной войны. Мы все знаем таких героев, как Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Олег Кошевой и другие молодогвардейцы… Комсомол славен своими подвигами на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Но из комсомола вышли и все наши нынешние политические руководители. К сожалению, комсомол в конце 1980-х годов очень сильно переродился, особенно его верхушка. Мы знаем таких «комсомольцев», как Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кириенко… Они все – комсомольские лидеры. Они все по большому счету – лидеры в своем деле. Но потом вот так «переобулись» и встали на другую волну…
В Дагестане о комсомоле вспоминают с теплотой и всячески поздравляют друг друга. Даже высокопоставленные лица Дагестана поздравляют друг друга с Днем комсомола. Сегодня комсомол, к сожалению, – слабая организация, но находится в постоянном взаимодействии с КПРФ, так как не может самостоятельно жить ни финансово, ни организационно. Это не тот комсомол, который был раньше, – со своей структурой, со своим финансированием. Это добровольная организация при КПРФ. В Дагестане набор в комсомол идет слабо, так как нет серьезной идеологической работы, не хватает кадров, которая вела бы эту идеологическую работу, мероприятия проходят на низком информационном уровне. Сегодня основное направление – патриотическое». Р. Луговой, директор Республиканского центра русского языка и культуры, председатель комиссии ОП РД по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, кандидат психологических наук, КПРФ (г. Махачкала, Дагестан).
Я в комсомол тоже не попала, но читала и знаю о комсомоле. Проведя опрос среди населения, заметила, что та категория граждан, которые не были в комсомоле, фактически ничего не знают и, что еще более печально, никогда не интересовались этой темой. Меня удивляет, почему то поколение, которое было комсомольцами, ничего не рассказали или крайне мало рассказывали своим детям о своей счастливой молодости, о свершениях, о подвигах… Спроси, как жили Адам и Ева, может, три миллиарда лет назад, большая часть граждан ответят, а если спросить, как жили 30–40 лет назад родители, я думаю, что ответ на этот вопрос вызовет затруднение. Какой поколенческий разрыв! На мой взгляд, если не говорить, не подогревать интерес, то даже самые славные подвиги и свершения забываются и теряют остроту. Еще одна вещь, которую давно хотела сказать (конечно, это глас вопиющего в пустыне): нам подробно рассказывают о подвигах на полях сражений во время Великой Отечественной войны, о том, как люди выживали и боролись, и такие разговоры, несомненно, нужны и правильны, но нам совершенно ничего не рассказывают, какая была жизнь после 9 Мая, как люди восстанавливали страну, предприятия, как воспитывались тысячи сирот… Как-то раз, разговорившись с одной пожилой женщиной на «Ночь в музее», я узнала, что им, сиротам, хлебнувшим детского горя, потерявшим родителей, оставшимся без тепла и ласки, в детских домах свои пайки отдавали воспитательницы. А воспитательницам самим было по 18–20 лет. То есть это тоже были комсомолки. Возможно, буду неполиткорректной, но создается впечатление, что вся наша история XX–XXI веков – это ВОВ – и сразу В.В. Путин. Тем не менее, сейчас комсомол существует в десятках стран по всему миру. На мой взгляд, это самая многочисленная и многонациональная молодежная политическая организация. В нашей стране ЛКСМ РФ распространен почти по всем регионам, включая новые регионы. В региональную сеть входят 80 региональных организаций. ЛКСМ РФ уделяет особое внимание антиглобалистскому движению, уличным выступлениям, демонстрациям и различного рода акциям протеста..В 2015, 2016, 2017 и 2018 годах делегация Ленинского комсомола принимала участие во Всероссийском образовательном форуме «Территория смыслов». С 14 по 22 октября 2017 года проходил XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в городе Сочи. Наряду с другими левыми молодежными организациями ЛКСМ РФ на всех уровнях вошла в подготовительные комитеты, проводя в них работу. СМИ ЛКСМ РФ включают: газеты «Fонарь», «Лево руля», «Пламя», «Пульс молодых», «Влево».
Также с 2019 года, созданный инициативной группой комсомольских активистов из разных регионов, работает экспериментальный интернет-проект «Радио Ленинского комсомола». Ольга Луговая, КПРФ (Калининградская обл.).