Таково было явление социализма в России в XX веке.
Все началось со звонка и обескураживающего ответа. Накануне важной исторической даты – 7 Ноября – я позвонила в Государственный музей политической истории России, который находится в Санкт-Петербурге, чтобы узнать о том, какие тематические мероприятия или специальные выставки, приуроченные к годовщине Октябрьской революции, у них запланированы и как их можно посетить. Почему я обратилась именно в этот музей? Потому что это самый главный Музей Революции – именно так изначально назывался Музей политической истории. Создан был Государственный музей Революции (ГМР) 9 октября 1919 года решением Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, располагался, как полагается главному музею революции, в Зимнем дворце, и имел очень конкретную цель:
«Целевая установка Музея Революции, сформулированная его первой коллегией, в которую входили представители различных общественных течений – от народников-пропагандистов и террористов-народовольцев до кадетов, от масонов до большевиков, гласила: музей должен стать «центральным музеем, могущим полностью и всесторонне осветить ход и развитие революционных движений в мировом масштабе», а также обеспечивающим координацию и методическую деятельность по созданию музеев революции по всей стране» (с сайта Музея политической истории).
Ответ в трубке меня обескуражил: «Никаких! Никаких специальных мероприятий не предусмотрено». Скажу честно, я не поверила услышанному. Как такое может быть, чтобы в Музее Революции не было никаких мероприятий, приуроченных к самой важной в истории нашей страны дате? Вежливый голос женщины в трубке мне объяснил, что сейчас эта дата в стране не отмечается, к тому же это рабочий день, поэтому ничего особенного в музее не будет, а постоянная экспозиция, конечно же, работает.
В Петрограде-Ленинграде-Санкт-Петербурге – в городе-колыбели русских революций, игнорируют самую важную дату в истории нашей страны, как, впрочем, игнорируют ее и в Москве и других городах России. Почему так происходит? Потому что эту дату по-прежнему игнорирует наше правительство, шарахается от нее, словно от прокаженного. Можно сколько угодно давать объяснений и оправданий, но факт остается фактом: на наших глазах здесь и сейчас идет управляемое обнуление значимости событий 7 ноября 1917 года. Это происходит не в соседней стране, над фактом переписывании истории которой мы так любим шутить, это происходит у нас, в России, и это делают с нами.
Даже спустя восемнадцать месяцев СВО, пролитой крови и тысяч подвигов российских бойцов, даже после всех унижений, санкций и мировой отмены русских, через которые прошла наша страна, даже на фоне громких разговоров о российской суверенности и строительстве уникального государства-цивилизации – мы все никак не можем избавиться от навязанного нам в 1990-х годах прозападными либералами презрения к собственной истории. Наш, русский парадокс в том, что мы стыдимся самих себя, стыдимся того, чем, напротив, должны гордиться. Вместо того, чтобы 7 ноября гордо поднять алое знамя революции и сказать во всеуслышание, что именно мы смогли сделать то, что не смог сделать в мире до XX века ни один народ – построить единственное в мире, уникальное государство социальной справедливости – СССР, мы пристыжено опускаем глаза, отменяем 7 Ноября, прячем за ширмами мавзолей Ленина на 9 Мая и презрительно-завистливо смотрим на новоявленных буржуа.
О новоявленных буржуа стоит сказать подробнее, потому что не только в либералах причина отмены праздника 7 Ноября. Но сперва немного истории.
7 ноября (25 октября) 1917 года произошла Великая Октябрьская социалистическая революцию. Это стало поворотным моментом, точкой отсчета новой истории человечества. Октябрьская революция породила новый общественный строй – социалистический и позволила построить первое в мире социалистическое государство – государство рабочих и крестьян, государство социальной справедливости.
В докладе к 26-й годовщине Великовой Октябрьской социалистической революции И. Сталин сказал: «Социалистический строй, порожденный Октябрьской революцией, дал нашему народу и нашей армии великую и непреоборимую силу».
Конституция 1936 года («сталинская») зафиксировала построение социализма, являющегося первой, низшей ступенью коммунизма. Это был итог пройденного пути, итог завоеваний. Это был доказанный результат построения социализма, результат, с которым так не хотела мириться мировая буржуазия.
Из выступления Сталина на VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года, посвященный Проекту Конституции Союза СССР:
«В 1917 году народы СССР свергли буржуазию и установили диктатуру пролетариата, установили Советскую власть. Это факт, а не обещание.
Затем Советская власть ликвидировала класс помещиков и передала крестьянам более 150 миллионов гектаров бывших помещичьих, казенных и монастырских земель, и это – сверх тех земель, которые находились и раньше в руках крестьян. Это факт, а не обещание.
Затем Советская власть экспроприировала класс капиталистов, отобрала у них банки, заводы, железные дороги и прочие орудия и средства производства, объявила их социалистической собственностью и поставила во главе этих предприятий лучших людей рабочего класса. Это факт, а не обещание.
Затем, организовав промышленность и сельское хозяйство на новых, социалистических началах, с новой технической базой, Советская власть добилась того, что ныне земледелие в СССР дает в 11/2 раза больше продукции, чем в довоенное время, индустрия производит в 7 раз больше продукции, чем в довоенное время, а народный доход вырос в 4 раза в сравнении с довоенным временем. Все это – факты, а не обещания.
Затем Советская власть уничтожила безработицу, провела в жизнь право на труд, право на отдых, право на образование, обеспечила лучшие материальные и культурные условия рабочим, крестьянам и интеллигенции, обеспечила проведение в жизнь всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании граждан. Все это – факты, а не обещания.
Наконец, СССР дал проект новой Конституции, который является не обещанием, а регистрацией и законодательным закреплением этих общеизвестных фактов, регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано».
Именно советский социалистический строй являлся источником силы Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
Из доклада И. Сталина к 26-й годовщине Великовой Октябрьской социалистической революции: «Уроки войны говорят, что Советский строй оказался не только лучшей формой организации экономического и культурного подъема страны в годы мирного строительства, но и лучшей формой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в военное время».
Великая Октябрьская социалистическая революция, свергнувшая 7 ноября 1917 года правящую в Российской империи буржуазию и уничтожившая класс капиталистов, экспроприировав заводы-пароходы, показала всему миру что:
– управлять государством можно и без буржуа;
– экономика страны без капиталистов развивается в интересах страны, а не ради извлечения прибыли кучкой частных собственников;
– строительство социально справедливого государства возможно, и СССР это продемонстрировал.
В 1991 году исторический ход социалистического государства развернули вспять. После разрушения СССР страну вновь направили по капиталистическому пути развития:
– новоявленные буржуа, как правило, из бывших партийных, перехватили бразды правления;
– государственную (народную) собственность прибрали к рукам новослепленные капиталисты;
– капиталистический строй, в своей основе существующий ради извлечения прибыли горсткой богатых, не предполагает создания социально справедливого государства для простых людей.
Самая главная задача капиталиста – сохранить капиталы. Любое упоминание о революции 1917 года, экспроприировавшей капиталы, – словно кость в горле для новоявленных капиталистов. Стертая красная дата календаря День 7 Ноября нивелирует значимость события для общества. Уйдут живые свидетели СССР, и спустя несколько поколений никто даже о ней не вспомнит. Вот даже в Музее Революции – Музее политической истории к этой дате относятся как рядовому рабочему дню, не достойному специальных мероприятий.
Если мы позволим обнулить значимость 7 Ноября и забыть о Великой Октябрьской социалистической революции, то никакой социальной справедливости можно не ждать.
Жанна ШВЫДКАЯ
Ленинград