Все мы хорошо помним, что предшествовало перевороту на Украине в 2014 году и как постепенно менялось отношение народа этой страны к своим настоящим корням и своей настоящей истории. Помним, как украинцы принялись грозить кулачками в сторону Москвы и кричать, что «никогда мы не будем братьями». Сначала в адрес России раздавались призывы резать и вешать, неслись потоки оскорблений, дикой клеветы и чудовищных по своему невежеству обвинений. Казалось, что диковиннее этого уже ничего не придумать. Но вот наступил 2022 год, и вдруг выяснилось, что украинцы, еще недавно массово приезжавшие в Россию на заработки, теперь уверены, будто в этой самой, прекрасно знакомой им вроде бы России люди слыхом не слыхивали о том, что такое асфальт, унитазы и стиральные машины. И самое удивительное, что все это не было шуткой – они действительно так думают.
Что же случилось, почему нормальные до недавних пор люди вдруг словно с ума посходили? Да, конечно, с ними долго и упорно работали, из них сформировали своего рода секту, их сознанием манипулировали профессионалы, в результате чего на Украине был запущен массовый индуцированный психоз с органическими нарушениями у подопытных. И теперь, чтобы привести целую страну в чувства, нужна терапия сродни той, что используется для реабилитации сектантов, алкоголиков, наркоманов или жертв маньяков. И все же продажная политика не снимает ответственность с граждан, позволяющих использовать себя в качестве субъектов такой политики. Действия властей предержащих и подверженность обывателя манипуляции сознанием – вещи разного порядка, и рассматриваться должны раздельно. Однако возникают вопросы: а можно ли было что-то противопоставить западным политтехнологам на Украине и не окажется ли в один прекрасный день, что и россияне готовы снести какое ни есть, но все же свое правительство и передать всю власть в стране колонизаторам или их марионеткам? Что нужно делать, чтобы противостоять манипуляциям и не доводить до заведомого разрушения свою страну?
Вспоминая об Украине, обычно говорят, что там нужно было «работать». Но как именно? Ведь там всегда были русские школы, русские книги, русские фильмы и телевидение, проходили конференции и круглые столы, гастроли самых разных российских артистов – от эстрады до оперного театра, выставки российских музеев, мероприятия и встречи, обсуждения и дискуссии… Нам отвечают: этого мало. Так сколько же надо?! Каково должно быть количество фильмов и концертов, чтобы повлиять на состояние умов и настроения общества? В интервью «Аргументам и фактам» Н.П. Патрушев сказал, что «Запад освоил зомбирование людей при помощи массовой пропаганды, а теперь стремится использовать когнитивное оружие, влияя на каждого человека точечно с помощью информационных технологий и методов нейропсихологии». Значит, дело не только в пропаганде, не только в фильмах и книгах, но и в так называемом поведенческом или когнитивном оружии. Американские университеты уже давно занимаются разработкой программ ведения финансово-экономических и поведенческих войн. В штате Юта, например, давно существует центр АНБ, собирающий так называемую поведенческую информацию по всему миру. Поведенческая война гораздо сложнее информационной, поскольку базируется на использовании более разнообразных и сложных технологий, основанных на наработках социальной и личной психологии, психофизиологии и нейронаук.
Человеческое поведение основано, в первую очередь, на стереотипах, на привычках или убеждениях, на усвоенных моделях. Почти в любых ситуациях человеческие поступки опираются не на раздумья, а на готовые модели. То есть преимущественно люди ведут себя с опорой на привычки или обычаи: «у нас так принято», «так делала наша мама», «доктор Мясников рекомендует» и т.д. Так называемое поведенческое оружие связано с разрушением существующих привычек и моделей и заменой их новыми, причем такими, какие сочтет нужными применяющий это оружие.
Для этого формируются новые поведенческие реакции, новые модели поведения – люди, незаметно для себя, обучаются реагировать на знакомые вещи но-новому, вести себя в соответствии с новыми шаблонами. В отличие от обычного – горячего или холодного – оружия, поведенческое не взрывается, не грохочет, не колет и не режет. Зато оно всегда может находиться где-то рядом и «стрелять» незаметно ни для кого. Сам того не ведая, человек усваивает новые стереотипы и действует не размышляя, по новым шаблонам. Кроме того, людям свойственно ориентироваться на авторитеты и делить мир на условных «своих» и «чужих», не подвергая критике то, что исходит от «своих». Вспомним период так называемой добровольной вакцинации, когда сделать укол неведомого препарата, якобы защищающего от опаснейшего коронавируса на всю жизнь, призывали спортсмены, артисты, телеведущие и теледоктора, то есть люди, кому обыватель привык доверять. Появился даже новый термин – «лидеры общественного мнения», или ЛОМы, через которых как раз и внедряется нужная информация и нужный поведенческий код. Обыватель продолжает пребывать в уверенности, что ЛОМы – это просто активные и талантливые люди. В то время как этих активных людей финансово и информационно поддерживают весьма серьезные структуры, цель которых – заставить того самого доверчивого обывателя что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать. Например, вакцинироваться от коронавируса или не выходить из дома без маски.
Все это активно продвигается через интернет, через кино и телевидение посредством сериалов и передач. Вот, на talk-show обсуждается некая тема. Все, вроде бы, знакомо и логично. Только промежду прочим предлагается взглянуть на обсуждаемый предмет немного по-новому, чуть сдвинуть ракурс. И постепенно привычное начинает восприниматься по-другому, в сознание проникает новый взгляд на привычные вещи, меняется восприятие, образуется новый поведенческий код. Постепенно он становится привычкой и формирует новые шаблоны и новые модели поведения. По сути, это все та же, хорошо знакомая манипуляция сознанием, но только на гораздо более глубоком уровне. Как говорил Барак Обама, «подлинное могущество означает, что ты можешь получить желаемое, не прибегая к насилию».
История настолько привычная, что мы уже не обращаем на нее внимания. Но оказывается, эти приемы могут использоваться не только родной властью, чтобы заставить население жить с тряпкой на носу или в восторге чувств голосовать за делимитацию и демаркацию государственной границы Российской Федерации. Выяснилось, что те самые наши партнеры давно и успешно используют поведенческое оружие, сводя с ума целые страны и заставляя людей совершать безумные и противоречащие их же интересам поступки.
Допустим, на Украине был некий образ России. Но с помощью поведенческого оружия этот образ «взломали» и заменили другим. Стиральные машины, унитазы с асфальтом – это уже следствие. А начиналось все с внедрения модели России как убогой и агрессивной страны, ничего не давшей мировой науке и культуре, зато всю свою историю провоевавшей с соседями, испортившей жизнь многим странам, затормозившей развитие всех соседних народов. Учебники истории, художественная литература, «научные» публикации, встречи и обсуждения, фильмы и телепередачи… Постепенно образ хорошо знакомой и абсолютно понятной страны изменился до неузнаваемости. И сегодня многие украинцы как будто открывают для себя Россию заново. Позвольте, – думаешь, глядя на каких-то укроблогеров, удивляющихся, что в Махачкале приличный аэропорт, а в Воронеже лежит асфальт, – ведь вы недавно приезжали сюда целыми селами строить дома, убирать квартиры и Бог знает чем еще заниматься. Вы что, ничего этого не видели? Конечно, видели. Просто украинцев убедили в том, что русские другие – не такие, как представляли себе раньше. В сознании целой нации один образ подменили другим и заставили вести себя так, как это нужно манипулятору. Вот серьезное аналитическое украинское издание размышляет, почему россияне склонны к пыткам. И к каким же выводам приходят авторы: «Традиции и привычки, заложенные предками, отсутствие качественного образования и адекватного самообразования, культ телевидения формируют индивидуума с определенными убеждениями и понятиями». Понятно, что в России только глаза вытаращат, читая подобное. Но украинцы в это верят, потому что это соответствует новому образу и новому коду поведения. И теперь, как написал политолог и публицист Андрей Ваджра, «самый последний олигофрен из глухого украинского села, с восьмью классами образования и вечной грязью под ногтями, считает себя «высшим арийцем», а русских – «низшими недочеловеками».
Что же, Украина сполна прошла уготованный ей путь. Теперь на ту же дорожку встал Казахстан. Кстати, все в курсе, что Москву основал хан Москал?..
Но, повторимся, не стоит думать, что все это нас не касается и что историческая белиберда приживается в любых бывших республиках СССР кроме России. Увы, но и в России, и даже в Белоруссии, поведенческое оружие действует именно так, как ему и положено. Другой вопрос – что можно ему противопоставить? И об этом сказано уже немало – и политологами, и психологами, и представителями силовых ведомств, и просто нормальными, здравомыслящими людьми. В первую очередь, конечно, противодействием такого рода агрессии должны заниматься специальные службы. Важно, чтобы к этой задаче подключились люди творческих профессий, могущие создавать фильмы и спектакли, книги и журналы, плакаты и мемы. Нужно, чтобы кто-то серьезно и доказательно разоблачал разоблачителей, рассказывающих, что русские ученые – не ученые, а герои – не герои. Нужны специалисты для воздействия на пользователей социальных сетей, вроде белорусской NEXTA, разумеется, с противоположным содержанием. Стоит признать, что ролики снимаются и каналы ведутся. Но качество и того, и другого, как правило, оставляет желать лучшего. Кроме того, некоторые ведущие такого рода каналов – например, в Телеграме – попадались на откровенном воровстве и коррупции, только имитируя, как это вообще часто бывает, бурную деятельность. Между тем речь идет не о чем-нибудь, но о вопросах государственной безопасности. Тем более в условиях военных действий.
А ведь создать светлый образ России на внутреннюю и внешнюю аудиторию не так уж и трудно.
Помнится, еще в 2015 году в Москву для подписания с Ростуризмом меморандума о взаимоотношениях приезжал генеральный секретарь Всемирной туристской организации в составе ООН Талеб Рифаи. Он высказал тогда же прелюбопытную мысль: «Государство, которое не интересно собственным гражданам, не может быть интересно иностранным гостям». И дело даже не в туризме. Того, кто сам себя не уважает, не уважает никто. В 90-е годы многие приезжие иностранцы открыто смеялись над нами и уверяли, что в России нет ничего, и никогда здесь ничего не изобретали и не создавали. Имена Пирогова и Менделеева, Попова и Циолковского, Понятова и Зворыкина оказались словно бы забыты. А попробовали бы вы, например, заикнуться в те недавние времена, что один из изобретателей радио – А.С. Попов. Пожизненный остракизм был бы вам обеспечен. Нужно говорить, что Попов украл, Циолковский украл, Ермольева тоже украла, и вообще в отечественной науке все только и делали, что воровали. И дело даже не в Попове и не в радио, а в том воцарившемся однажды убеждении, что в России ничего не могут изобрести или создать первыми. В Литве силами Союза русских Литвы и Союза русских литераторов и художников Вильнюса «РАРОГ» лет десять назад был издан и бесплатно распространен буклет «Русская цивилизация», посвященный русским ученым и изобретателям, внесшим вклад в мировую науку и культуру, а также их открытиям и изобретениям, сделанным как в России, так и за ее пределами. В литовском буклете, посвященном периоду с XVIII по XXI вв., приводилось порядка двухсот имен выдающихся российских ученых и описаний сделанных ими изобретений. И странно было сознавать, что ничего похожего, по большому счету, в самой России нет. А если и есть, то остается где-то на периферии, не в состоянии противостоять агрессивной русофобской пропаганде и поведенческому оружию, приучающим людей презирать свою страну.
Вот почему появление альбома «Русское зарубежье. Великие соотечественники» (I том вышел в 2018 г., II том – в 2022 г.) стало настоящим культурным событием, внушающим надежду, что российская молодежь узнает, кто стал изобретателем телевидения или видеомагнитофона – ведь сегодня многие уверены, что все это и многое другое изобрели американцы. Книга или альбом рассказывает о судьбах ста великих выходцев из России, по той или иной причине оказавшихся в эмиграции. О каждом герое книги написана статья, иллюстрированная фотографиями и оригинальными работами художника Леонида Козлова. Выдающийся современный художник, чьи работы представлены в музеях разных стран от Великобритании до Японии, иллюстратор книг русской и зарубежной литературной классики, Леонид Васильевич проделал огромную работу, создав галерею портретов великих соотечественников.
Конечно, Русское зарубежье – это еще не вся Россия. Но это отдельная интересная тема, связанная с судьбами писателей и художников, композиторов и артистов, ученых и разведчиков. Эти судьбы складывались по-разному. Кому-то суждено было преуспеть и жить полной жизнью. Кто-то, напротив, перебивался и кончил жизнь в бедности и одиночестве. Но объединяет этих людей то, что, уехав, они сохранили себя – свою культуру, свои особенные национальные черты. Или, как написал в Обращении к читателю книги-альбома Н.С. Михалков, «сохранили Россию без России, Родину без Родины». Независимо от своего положения, они могли творить и созидать, делать открытия и создавать что-то новое.
Признаться, несмотря на интереснейшие истории, на полезную информацию о заслугах и достижениях наших соотечественников, на прекрасные иллюстрации, на качество самого издания, остается немало вопросов к создателям книги. Например, едва ли стоит говорить о завоеваниях Октябрьской революции как о чем-то бестолковом, никому не нужном и исключительно вредном. Вряд ли это правильно – утверждать вслед за историком Ю.П. Вяземским, автором еще одного Обращения к читателю, что «Великая» российская революция велика для нас сегодня вовсе не огромным позитивным значением, а величиной драмы, пережитой нашим народом». Если уж стремиться к примирению и единству, то, пожалуй, не нужно отображать конфликт однобоко, очерняя одну сторону этого конфликта и всячески обеляя другую. Почему-то слова С.Л. Франка, вынесенные в название статьи о нем, издатели не отнесли на свой счет. А ведь Семен Людвигович как выдающийся философ не зря предупреждал, что «всякое отречение от прошлого есть зло и заблуждение…» Всякое, заметьте, отречение от всякого прошлого. В том числе, и от советского.
Кроме того, независимо от «послужного списка», от истинных причин эмиграции, все герои издания сподобились по благожелательной статье. Так что в целом создается впечатление, что уехать из России означает заслужить почести. Конечно, все это довольно сложно и деликатно. Пожалуй, время разбрасывать камни уходит. Но ведь и собирать камни нужно с умом. Хотелось бы, наконец, увидеть издание максимально, насколько это возможно, объективное, избавившееся от всех антисоветских штампов в стиле журнала «Огонек» образца 1989 года. Хотелось бы не только прекрасных иллюстраций, но и философско-исторического анализа, психологических портретов и справедливого отношения ко всем или, если угодно, воздаяния всем по заслугам. И даже если речь идет об А.И. Солженицыне, то наверняка можно найти деликатные, но честные слова о его месте в русской литературе и его роли в русской драме. Ко всему прочему стоит добавить, что не каждого из вошедших в книгу повернется язык назвать великим. Даже с точки зрения профессиональных достижений. Да и правильно ли называть великим человека, запятнавшего себя симпатиями к немецким нацистам и фюреру?.. Чем в таком случае мы лучше Украины или Прибалтики?
Словом, раны, нанесенные поведенческим оружием, еще дают о себе знать. Но несмотря на эту ложку дегтя, на определенный и уже привычный перекос, проделана огромная работа, столь необходимая на очередном этапе развития России.
Светлана ЗАМЛЕЛОВА