Долги россиян по ЖКХ превысили 900 млрд рублей и, вероятно, продолжат расти. В октябре 2020 года долг по коммунальным платежам составлял 625 млрд рублей. В начале 2021 года – достиг 747 млрд. К прошлому декабрю задолженность превысила 804,5 млрд рублей, увеличившись на 56,6 млрд. Росстат назвал тогда этот рост рекордным для страны. По итогам I квартала текущего года долговая сумма колебалась в районе 876,4 млрд рублей. И она стремится к триллиону.
УК регулярно устраивают должникам по квартплате акты публичного порицания. На дверях подъездов вывешивают списки с номерами квартир и суммами долга. Но списки эти не становятся короче. То ли мера неэффективная, то ли платить реально нечем.
Очевидные причины этого лежат на поверхности: падение наших доходов, рост тарифов, отсутствие баланса между интересами поставщиков услуг, предприятиями и гражданами, которые эти ресурсы потребляют. Добавьте сюда частные интересы концессионеров. Общеизвестно, что собственники жилья могут заключить договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО) напрямую или платить коммуналку через УК. Политика и тех и других далеко не всегда ориентирована на потребителя.
«Почти 95% всего рынка ЖКХ – это частный бизнес. Цель бизнеса – получение прибыли, а не удовлетворение нужд граждан. Концессионеры путем недобросовестного ведения хозяйственной деятельности завышают собственные расходы. Они ложатся в тариф, а это по цепочке ведет к увеличению суммы в платежках. Жители не могут заплатить, что приводит к росту задолженности. У РСО и УК возникают долги, которые они снова «прячут» в квитанциях (например, разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета). И как итог этого замкнутого круга – увеличение тарифов и рост задолженности, снижение качества услуг, прорывы, аварии…» – объясняет муниципальный депутат Дмитрий Асеев.
Комиссионные банкам при оплате услуг ЖКХ ежегодно складываются в астрономическую сумму – и платят ее в основном российские пенсионеры.
С долгами по коммуналке мы живем давно. Но в течение последних трех лет, по словам лидера общественного движения «Народный жилищный инспектор» Сергея Крекова, они неуклонно растут. Началась эта история во время пандемии, когда правительство РФ ввело мораторий на начисление пеней за долги по ЖКУ. С этого момента задолженность росла как снежный ком.
Дело в том, что большая часть долгов пришлась на малоимущих и социально незащищенных граждан, имеющих право на получение субсидии. Однако по действующему законодательству в случае несвоевременной оплаты коммунальных услуг гражданин этого права лишается. В какой-то момент число тех, кому отказали в субсидии, выросло в Москве настолько, что потребовалось продление моратория на начисление пени на полгода. Правда, на общую картину это не сильно повлияло. А проблема с получением субсидий превратила сложившуюся ситуацию из плохой в катастрофическую.
«По мере того, как росло долговое бремя населения, – говорит Сергей Креков, – росло и число людей, лишившихся права получать субсидии из-за несвоевременной оплаты. Такие люди увеличивают свой долг в арифметической прогрессии, поскольку начинает расти не только тело задолженности, но и пени, и штрафы. В общей структуре долга они могут достигать трети всей суммы».
Получается замкнутый круг: должнику нужна помощь от государства, чтобы рассчитаться. А в помощи ему отказывают, потому что он должник.
Действенных попыток разорвать этот круг мы не видим. Зато регулярно слышим предложения снять запрет на поддержку должников. Идея, кстати, исходит и от депутатов Госдумы.
Следует отметить, что весь объем выплат по субсидиям на оплату ЖКУ финансируется из региональных бюджетов. Только в октябре текущего года правительство выделило 4,5 млрд рублей на помощь регионам с программой субсидирования. Нередко в публичном поле звучат предложения адресно увеличить список тех, кто имеет право на льготы. Пенсионерка из Санкт-Петербурга дважды пыталась оформить такую помощь в центре жилищно-коммунальных субсидий: «Мне льгота на оплату коммуналки положена по возрасту. Что, в этом случае пенсионного [удостоверения] и паспорта недостаточно? – спрашивает женщина. – С меня же потребовали выписку из домовой книги, с лицевого счета – показать, что у меня нет долгов. Какие-то документы, чтобы подтвердить, что я действительно проживаю в своей квартире… Даже справку о составе семьи запросили. Пока оформлялась, мне еще и пеней по капремонту за несколько лет насчитали – на 8 тысяч. Почему, скажите, я должна платить за услугу, которую не получила? А штрафы-то я тем более не потяну».
Грамотные люди некоторое время назад предложили тарифы на коммунальные услуги повышать с учетом платежеспособности граждан и особенностей отдельных регионов. Если треть жителей региона не способна оплачивать счета, поднимать расценки нельзя, уверены эксперты.
И разве не очевидно, что при формировании тарифов следует оценивать доступность услуг ЖКХ, чтобы как можно больше граждан закрывало квитанции самостоятельно, без адресных субсидий? В ответ на это чиновники поясняют, что рост коммунальных тарифов в стране ограничен предельным индексом, который с 1 декабря 2022 года составляет 9%. Фактический индекс еще ниже, убеждают специалисты Росстата. Но если эти меры работают, откуда берутся миллиардные долги? Учитываются ли финансовые возможности людей в принципе? И насколько обоснованы экономически размеры индексации для отдельных регионов?
«Подход правительства к принципам индексации разгоняет задолженность, – объясняет Креков. – Если доля расходов на оплату ЖКУ в структуре расходов населения высокая, то повышать тарифы нужно медленнее, либо вообще их не индексировать. Результаты этого исследования мы направили в правительство, откуда их переслали в ФАС. Так, главная цель ежегодного увеличения тарифов – это компенсация кассовых разрывов, возникших у РСО и УК как раз из-за неплатежей населения. А поскольку в период с 2020 по 2023 год наблюдается неуклонный рост задолженности, этот способ решать проблему долгов показал свою неэффективность».
Еще один фактор, который влияет на ситуацию, – это жилой фонд, находящийся у граждан в социальном найме. Его доля, по разным оценкам, превышает треть. Формально с таким должником сделать ничего нельзя. Он не владеет имуществом, которое может покрыть долг. А это ведет к безразмерному его росту. И в ЖКХ уже долгие годы действует принцип: те, с кого можно получить деньги, платят за тех, кто может себе позволить не платить. А индексация тарифов нацелена на компенсацию выпадающих из-за неплатежей доходов за поставленные услуги. Рано или поздно этот порочный принцип должен был рухнуть. Что и произошло в этом году.
Тарифы на коммуналку перед новым, 2023 годом внепланово подняли на 9%. В то время как плановая индексация должна была состояться в июле 2023-го. Минэкономразвития перенесло ее, чтобы обеспечить бесперебойную работу инфраструктуры ЖКХ по всей стране, так нам объяснили. И заверили, что полтора года индексировать тарифы не будут. Верится в это с трудом.
Ну, а пока долги копятся, светлые умы выносят на суд общественности разные идеи по борьбе с неплательщиками. Например, один из инициаторов преобразований считает, что нужно создать законные условия для работы профессиональных взыскателей. Некоторые предлагают отключать неплательщиков от света, воды и тепла.
Выходит, дело исключительно в нежелании потребителей платить? Люди сидят при деньгах, но по какой-то причине не торопятся отдавать их за свет и воду?
На деле УК зачастую не доносят до РСО средства, собранные с жильцов. Вклад УК в накопление долгов весьма значителен. Добавьте к этому нецелевое использование полученных средств.
Ситуация зашла так далеко, что потребовались нововведения. Говорят, Минстрой уже работает над новой системой оплаты ЖКУ, которая подразумевает создание специальных банковских счетов – на них будут аккумулироваться коммунальные деньги. Сегодня жильцы перечисляют их управляющей компании и не имеют возможности проверить, используются ли поступления по назначению. Теперь же УК хотят лишить возможности свободно распоряжаться нашими платежами. Смысл идеи – в прозрачности. Правда, само это слово с системой ЖКХ не соотносится даже на слух. А еще интересно, кто будет «закрывать» обслуживание спецсчетов. И главное – как это решит проблему должников?
«В текущей ситуации это самое глупое решение, которое можно было бы принять, – констатирует Сергей Креков. – Оно только запустит процесс развала отрасли. Сегодня УК работают по принципу перекрестного финансирования. То есть у них в портфеле есть дома с разным уровнем платежеспособности. В одних собираемость 90%, в других – 30%, в среднем получается 60%. Очевидно, что они используют деньги тех, у кого лучше платежная дисциплина, чтобы оплачивать долги тех, кто задерживает платежи. Если управляющим компаниям запретить это делать, их задолженность перед РСО будет расти в геометрической прогрессии, а следом пойдут и массовые банкротства».
Чем глубже погружаешься в проблему, тем сильней убеждаешься, что уровень действующих тарифов экономически не обоснован. Возможность населения их оплачивать в расчет не берется. А сами показатели даже в регионах-соседях отличаются в разы. И вот вопрос: а можно, собственно, понять, как тарифы устанавливаются?
«Экономическое обоснование действующих тарифов в ЖКХ – самая секретная информация. Например, у бытового газа и электроэнергии для граждан странная диверсификация стоимости. В Москве это обходится дешевле, чем в Московской области. Если внимательно изучить методики, утвержденные правительством, можно увидеть, что они позволяют установить на услуги ЖКХ фактически любой тариф. Это результат договоренности между властью и поставщиками услуг, а оплачивают этот «договорняк» граждане. Всё это – основа для чудовищной коррупции и злоупотреблений», – резюмирует Креков.
Подготовила Елена ЛАКРИЦ