Правительство решило усложнить жизнь злостным неплательщикам алиментов, годами уклоняющимся от обязанности обеспечивать положенными средствами брошенных ими детей, а также беспомощных родителей. Имена уклонистов решено обнародовать на специальном информационном доступном ресурсе в реестре, который будут видеть и знать, кто в нем, все граждане, включая окружение должника, – новые жены, друзья, работодатели. Публичный позор, по мнению авторов идеи, заставит неплательщика погасить задолженность, чтобы выйти из реестра.
Об этом – правительственный законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об исполнительном производстве», который Госдума одобрила в первом чтении практически единогласно (за – 393, без воздержавшихся и тех, кто против).
В реестр злостных должников по алиментам будут включены в том числе и те лица, которые объявлены в розыск или привлечены к уголовной или административной ответственности. В перечне будут указаны не только ФИО неплательщиков, но и дата с местом их рождения, сумма задолженности. Кандидат попадания в реестр будет оповещен в течение суток, что становится общеизвестным «героем». Для получения иных сведений о должнике, например о его трудоустройстве, проживании, судебные приставы взаимодействуют с Фондом пенсионного и социального страхования.
По словам заместителя министра юстиции Андрея Логинова, представлявшего депутатам законопроект, «реестр будет составной частью банка данных, предусмотренного федеральным законом «Об исполнительном производстве». Сейчас в банке более 113 млн дел. Что касается граждан, которые попадут в реестр, то на 1 января 2023 года их было 153,8 тыс., на 1 октября 2023 года – 141,8 тыс. человек. В ближайшее время их численность будет варьироваться в пределах 140–150 тыс.
«Мы считаем, что данный реестр сыграет свою роль, и люди постараются избавиться от задолженности, чтобы не входить в позорный список», – подчеркнул Логинов.
Депутаты отчасти согласились с замминистра, что «столб позора» подхлестнет некоторых должников к выплате положенных алиментов.
Но нашлись среди депутатов и скептики, считающие, что совесть проснется не у всех. Будут и «беглецы», и прочие укрывающиеся от уплаты средств детям. Их розыск может затянуться на годы. А детям нужно сегодня расти, учиться, развиваться. Так не лучше ли создать государственный фонд, чтобы из него платить ежемесячно сумму на уровне прожиточного минимума каждому ребенка, чей родитель «в бегах»? А когда неплательщик будет найден, то с него взыскать все, что было выплачено его ребенку.
Логинов отверг предложение. Он считает, что фонд расслабит должников, и они будут полагаться на государство в содержании их детей.
Разговор в Госдуме, касался в основном детей, хотя в законопроекте упоминаются и беспомощные родители, ожидающие материальной поддержки от своих детей. Но таких фактов немного, родители редко обращаются в службу судебных приставов за взысканием с их детей средств. К тому же государство, в свою очередь, тоже обязано старикам поднимать уровень социальных выплат. Сегодня укоренилась крайняя несправедливость по отношению к пенсионерам. Например, из их скудных пенсий изымаются немыслимые коммунальные платежи. Их давно пора пересмотреть и снизить, по крайней мере, вполовину. Лекарства и лечение для наших пожилых граждан должны быть бесплатными. Так что подходы к обеспеченности и помощи престарелым гражданам несколько иные, чем к содержанию детей.
Взысканием алиментов для детей занята, в основном, Федеральная служба судебных приставов (ФССП). По словам Логинова, «в 2022 году на принудительном исполнении этой службы находилось свыше 1,5 млн производств, в итоге большая часть должников выплатила детям 47,6 млрд рублей. За девять месяцев 2023 года в работе было 1,3 млн исполнительных производств и взыскано в пользу детей 44,4 млрд рублей».
Данные эти постоянно меняются. «На 1 октября остаток судебных производств составляет 755 тыс., а в деньгах – примерно, 50 млрд рублей не дошло еще до детей».
Ход мыслей и нюансы настроений по отношению к данному законопроекту в депутатских фракциях разные. Коммунист Ольга Алимова высказалась за включение в реестр вообще всех алиментщиков, так как почти у всех у них, считает депутат, есть задолженности. А либерал-демократ Сипягин уточнял, что нужно должнику сделать, чтобы поскорее выйти из реестра. «Погасить долг», – пояснил замминистра.
Справоросс Олег Нилов спрашивал, начисляются ли пресловутые 15% годовых на алименты, которые выплачиваются с задержкой.
«Начисляются», – заверил Логинов.
«Сколько сейчас в Минюсте дел, связанных с должниками по алиментам?»
Ответ: До недавнего времени было в работе 1,3 млн исполнительных производств, из которых 750 тыс. приведено к исполнению.
«Может ли случиться, что все производства закончатся?»
Ответ: Вряд ли, каждый день поступают новые дела…
«Какие профилактические меры могут наиболее эффективно способствовать сокращению численности должников-алиментщиков?»
На этот вопрос отвечали сами депутаты. Подавляющее большинство из них уверены, что улучшение экономической обстановки в стране, развитие производства, обеспечение граждан работой и хорошим заработком – главные условия уменьшения должников по алиментам.
А пока реестр позора – неплохая мера морального воздействия на неплательщиков. Да, и находить лиц, укрывающихся от выплат на детей, с реестром будет легче.
Ко второму чтению депутаты планируют подшлифовать законопроект и, возможно, внести в него еще ряд необходимых поправок.
Галина ПЛАТОВА