Анализ проекта бюджета г. Москвы на 2024 год и плановый период 2025 – 2026 гг.
Сегодня мы рассматривали бюджет города Москвы на 2024 и 2025-2026гг. соответственно. При общем объёме плановых расходов, составляющих почти 4,8 триллиона рублей, дефицит более 500 миллиардов рублей. Это выше 10% от всей расходной части. Для сравнения дефицит федерального бюджета составит 4,3%, поэтому уровень дефицитности бюджета столичного в 2,5 раза выше, чем у бюджета федерального.
Динамика роста расходов столичного бюджета, отстает от официальной инфляции в 6,2%. Таким образом, в реальном выражении, с учетом инфляции, мы получим снижение расходов столичного бюджета. В 2025-м их реальное снижение составит 2% относительно 2024-го. В 2026-м – 3,6% относительно 2025г. За трехлетний период, объем средств, сосредоточенных в столичных резервных фондах «Другие вопросы», составит 130 миллиардов рублей.
Доля не расписанных расходов, отнесенных к «другим вопросам», чрезмерно высока во всех разделах бюджета. В разделе «Общегосударственные вопросы» она составляет более половины. В разделе «Здравоохранение» — от 44% в 2024-м и 33% в 2025-м до 25% в 2026-м. В разделе «Культура и кинематография» — порядка трети. В разделе «Национальная экономика» — пятую часть в 2024-м, почти столько же – в 2025-м и 16% — в 2026-м. В разделе «Образование» — от 9% до 12% в течение трехлетки.
Из 14 разделов бюджета по 7-ми предполагается снижение расходов в течение трехлетки даже в номинальном выражении. По 6-ти – их увеличение, либо сохранение на прежнем уровне. При этом, с учетом инфляции произойдет снижение финансирования в реальном выражении.
В Москве сосредоточены крупнейшие торговые предприятия, здесь проживает большинство богатейших российских собственников, увеличение налоговой нагрузки на них, избавило бы город от долгов. Для этого требуется ввести прогрессивный налог на сверхбогатых граждан, как это делается во всем мире.
Фракция КПРФ отмечает положительную работу правительства Москвы по поддержке новых территорий, строительства там жилого фонда и восстановления инфраструктуры, школ и больниц. Мы также неоднократно предлагали увеличить социальную поддержку семьям участников СВО, предлагали ускорить предоставление им жилья или погасить кредиты на покупку жилья.
В качестве положительных сторон проекта столичного бюджета можно также назвать рост расходов по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Образование». Но если расходы на ЖКХ и на образование в конце трехлетки должны показать 20% роста в сравнении с ее началом, то расходы на социальную политику намечено поднять только на 3,5%. Это в два раза ниже официальной инфляции. В итоге в реальном выражении мы получим снижение на 4,1%.
Главные изъяны представленного проекта – это, безусловно, сокращение расходов на развитие экономики (минус 8% в течение трехлетки), на здравоохранение (минус 22% за три года), на поддержку культуры (минус 18% за тот же период). Такая политика расходится со стратегическими задачами – добиться модернизации экономики и технологического прорыва, улучшить демографическую ситуацию, создать условия для интеллектуального развития, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Обнаруживается недостаточное финансирование по ряду подразделов, относящихся к сфере здравоохранения. Так, затраты на столичную «Скорую помощь» и санаторно-оздоровительную помощь снижаются в реальном выражении, а расходы на амбулаторную помощь и санитарно-эпидемиологическое благополучие падают даже в номинальном исчислении.
Ниже уровня инфляции оказывается намеченный условный рост расходов на высшее образование, категорически отстающий от расходов по разделу «Образование» в целом. В реальном выражении затраты на высшее образование в течение трехлетки упадут. Что выглядит недопустимым в крупнейшем научном центре, где сосредоточены ведущие ВУЗы страны. Очевидно, что это будет способствовать дальнейшей коммерциализации образовательной сферы, усилению нагрузки по ее содержанию на студентов и их родителей.
На фоне общего повышения социальных расходов, есть снижение расходов на охрану семьи и детства. Это прямо противоречит провозглашаемым федеральной и региональной властью установкам на оздоровление политики в области демографии и поддержки института семьи.
Общему снижению расходов по разделу «Национальная экономика» будет сопутствовать и почти двукратное за три года урезание финансирования московского топливно-энергетического комплекса, и пятипроцентное сокращение расходов на столичный транспорт. Практика показала, что все инфляционные проблемы коммерческих структур и городских служб в том числе ГБУ различного назначения и профиля будут решаться за счёт роста цены за проезд в общественном транспорте, роста квартплаты и коммунальных платежей, роста цен на товары и услуги, на продукты и лекарства.
Поэтому данный проект бюджета города Москвы ориентирован на прежний социально-экономический курс, не вполне отвечающий экономическим задачам. Фракция КПРФ не сможет поддержать данный проект бюджета по причине снижения финансирования социальных программ, что соответственно приведёт к снижению социальной защиты населения.
Н.Г. Зубрилин, первый секретарь Московского ГК КПРФ