Депутатами Государственной думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым, Д.А. Свищевым, А.Н. Свистуновым внесен проект Федерального закона №401976-8 «О внесении изменений в Федеральный закон №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Законопроектом №401976-8 предлагается узаконить торговлю алкогольными изделиями только в специализированных магазинах.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Законопроектом предлагается установить ограничение по розничной продаже алкогольной продукции в виде возможности ее продажи только в специализированных стационарных торговых объектах.
По данным Росстата, в 2012–2022 гг. по причинам, обусловленным алкоголем, умерло более 500 тыс. наших соотечественников. По оценкам экспертов, минимальный размер ущерба для России от алкоголя составляет 5 трлн руб. в год, что равняется 1,5% недополученного ВВП. Сюда относятся и так называемые внешние эффекты: дополнительные медицинские расходы (в случае общественных систем здравоохранения), снижение производительности (в учебе и на работе), преждевременная смертность, вовлеченность в криминальную деятельность, нанесение вреда третьим лицам и т.п. Доходы бюджета России в 2019 г. от реализации алкогольной продукции составили 372,4 млрд руб.
Согласно исследованию, удостоенному Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2021 г. «За разработку и внедрение профилактических и клинических технологий, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения, улучшение качества жизни больных и достижения значимого прогресса в демографической ситуации», в России причиной почти 60% смертности мужчин в трудоспособном возрасте являются причины, ассоциированные с алкоголем.
Для того, чтобы снизить отрицательные последствия употребления алкоголя для общества, важно понять причины потребительского поведения, то есть определить факторы, которые влияют на решение индивида о потреблении или неупотреблении алкоголя, а также на частоту и объем потребления алкоголя. Ученые не раз подтверждали, что лица, употребляющие алкоголь, чаще склонны к табакокурению, и наоборот. Более того, чрезмерное употребление алкоголя существенно снижает вероятность бросить курить. Те индивиды, которым удавалось бросить курить, значительно сокращали объемы потребления алкоголя. Важно отметить в этой связи, что меры, направленные против одной вредной привычки, в конечном счете оказывают влияние на другую. Однако государство, установив в законодательстве жесткие ограничения в отношении табачной продукции (в т.ч. в части ее демонстрации и исключения возможности ее импульсивной покупки), по сути дела нивелирует их, поскольку табачная и алкогольная продукция являются с точки зрения экономической науки взаимосвязанными товарами: потребление алкоголя чаще влечет потребление именно табачной продукции.
В настоящий момент продуктовые магазины разделены на секции, в которых предлагаются те или иные товары: мясные, молочные, хлебобулочные, овощи и фрукты и т.п. Покупатель, заходя в магазин, как правило, направляется именно в тот отдел, предлагаемые товары которого ему необходимо приобрести, и может не заходить в другие отделы. Однако покупатель всегда проходит мимо стеллажей с алкогольной продукцией.
Магазин фактически заставляет человека, вне зависимости от его желания и потребностей, в обязательном порядке «посетить» алкогольный отдел. Магазин старается подтолкнуть посетителей к покупке алкогольной продукции, в том числе людей, которые как раз в это время борются со своим пристрастием к алкоголю. На подобное подталкивание неоднократно обращали свое внимание в своих исследованиях экономисты в сфере поведенческой экономики. Последние убедительно доказали, что человек более склонен к спонтанным (неразумным) действиям, особенно в сфере торговли, чем представлялось ранее. Данные исследования были удостоены Нобелевской премии по экономике (Д. Канеман, Р. Талер). Анализ данных работ позволяет утверждать, что необходимо целенаправленное изменение архитектуры выбора (т.н. «наджинг»), в т.ч. с помощью законодательных мер, ограничивающих продажу алкоголя и маркетинга алкогольной продукции.
Предлагается установить федеральным законом, что розничная торговля алкогольной продукцией может осуществляться исключительно в специализированных магазинах, в которых, кроме названной продукции, не будет продаваться ничего. Поскольку во многих местах действуют ограничения по времени продажи алкогольной продукции, то такие магазины вынужденно будут закрываться в ночное время. Дополнительным достоинством торговли в спецмагазинах будет являться то обстоятельство, что вход в эти магазины лиц моложе 18 лет будет вызывать повышенное внимание (в отличие от нынешнего положения вещей). Кроме того, данный законопроект позволит исключить спонтанное приобретение алкогольной продукции, поскольку граждане, осуществляющие покупку продуктов питания, вследствие атаки маркетинга (скидки, баллы и т.п.) могут приобрести и алкогольную продукцию. Законопроект позволит снизить объем потребляемой алкогольной продукции данной категорией лиц.
Практика реализации алкогольной продукции в спецмагазинах уже хорошо зарекомендовала себя в странах, которые в 1980–1990 гг. прошлого века возглавляли рейтинги ВОЗ по уровню потреблению алкоголя (Норвегия, Швеция, Дания). Успешная антиалкогольная кампания, в том числе использование предлагаемого механизма, позволила снизить потребление алкоголя и существенно улучшить ситуацию в данном сфере.
Также представляется, что данная мера позволит контрольным органам с большей эффективностью выявлять факты незаконной продажи алкоголя вне таких специализированных торговых объектов, а также некачественной продукции.
С учетом широкой сети продуктовых магазинов и высокой конкуренции в данной сфере, принятие законопроекта не приведет к повышению стоимости продуктовой корзины потребителей, поскольку позволит торговым сетям сконцентрировать продажу алкогольной продукции в локальных точках.
Кроме того, принятие данного законопроекта не приведет к увеличению контрафактной продукции, поскольку в настоящий момент покупатель легко может проверить легальность приобретаемой продукции через такие приложения как «Антиконтрафакт Алко/Акциз Контроль», чек ЕГАИС.
Безусловно, нам всем необходимо выразить поддержку этому законопроекту, обратившись письменно на имя Володина В.В., председателя ГД.
Г.И. ТАРХАНОВ,
первый заместитель председателя
Союза борьбы за народную трезвость