Суд над бывшим губернатором Пензенской области подходит к концу.
Судебный процесс над экс-губернатором Иваном Белозерцевым, которого обвиняют в получении взяток, вышел на финишную прямую: стороны уже перешли к стадии прений. После них подсудимые выступят с последним словом, а затем суд огласит приговор.
Суд проходит в актовом зале СИЗО «Матросская Тишина». Это связано с состоянием здоровья одного из фигурантов дела – олигарха Бориса Шпигеля, который после ареста передвигается на инвалидной коляске. Журналистов внутрь не пускают, поэтому информацию о доказательствах стороны обвинения найти тяжело. «НеМосква» публикует только то, что удалось обнаружить в материалах защиты.
***
Жители Пензенской области называли Ивана Белозерцева «танкистом». Во-первых, он много лет служил в Ульяновском танковом училище, где занимался в основном комсомольской и партийной работой. Во-вторых, совершенно не умел общаться с журналистами и отвечать на вопросы: со стороны казалось, что он все время «в танке».
На первых выборах в 2015 году позиционировал себя как российский офицер, который знает, что такое честь, и будет бороться с коррупцией в регионе. Одна из первых громких побед – спасение пензенских автовокзалов, которые семья бывшего губернатора Василия Бочкарева пыталась оформить в личную собственность. Интересы семьи бывшего губернатора обнаружились и на региональном рынке поставок медикаментов.
Сам Белозерцев никогда не скрывал, что до своего губернаторства занимался похоронным бизнесом. Он сочетал это с должностью спикера городской думы, а затем – Законодательного собрания. Потом ритуальными компаниями стали владеть его дети.
В должности губернатора запомнился активной перекладкой бордюров, за что получил еще одно прозвище – Иван Бордюрыч. На некоторых улицах областного центра бордюрный камень меняли почти каждый год. В итоге его стали устанавливать даже на обочинах загородных трасс, что мешало автомобилистам съехать на обочину. Рейтинги губернатора начали падать в 2017 году, когда в Пензе появилось мощное движение обманутых дольщиков, в которое входило около 3 тыс. человек. Они устраивали митинги и пикеты, несколько раз «ловили» Белозерцева на улицах, в том числе вместе с полпредом ПФО. Проблему с дольщиками губернатор в итоге решил, достроив восемь многоквартирных домов за счет бюджета.
В 2019 году в регионе прошла массовая забастовка работников скорой помощи, недовольных зарплатами. Примерно в это же время пациенты больниц делились фотографиями кроватей из обструганных досок и стульев, а также текущих крыш.
В том же году произошла массовая драка между русскими и цыганами в селе Чемодановка, на въезде в Пензу, в результате которой погиб один человек и была перекрыта федеральная трасса М-5. Пытаясь разрулить конфликт, Белозерцев во время народного схода обвинил во всем Запад и США.
***
Сотрудники Следственного комитета задержали Ивана Белозерцева вечером 20 марта 2021 года. Как следует из материалов уголовного дела, обыск в его рабочем кабинете начался в 20 часов 55 минут и длился до самого утра – около 13 часов подряд. В одном из первых протоколов допроса защитник указывает, что Белозерцев очень сильно устал, постоянно сбивается с мысли, плохо ориентируется во времени и пространстве, путает ход событий и не может объективно давать показания. Первым делом следствие требовало сознаться в получении взятки от олигарха Бориса Шпигеля, которому принадлежал фармацевтический холдинг «Биотэк». Так, по словам адвоката, появились показания губернатора о том, что в обмен на «общее покровительство» столичный бизнесмен давал ему деньги и подарил часы Breguet почти за 6 млн рублей.
***
По версии следователей, Белозерцев получал взятки за лоббирование интересов холдинга «Биотэк», который поставлял лекарства в пензенские больницы. На сегодняшний день прокуратура считает, что это помогло структурам Бориса Шпигеля выиграть больше 200 контрактов почти на 10 млрд рублей. Такая цифра фигурирует в гражданском иске, который недавно поступил в суд.
Как следует из обвинительного заключения, пензенский губернатор назначал на руководящие должности нужных олигарху людей, предупреждал его компании о проверках, приказывал подчиненным заключать контракты с определенными организациями и предоставлять им сведения о потребности в конкретных лекарствах.
Пензенскому экс-губернатору вменяют как минимум два эпизода с получением денег. Первый датирован июнем 2020 года. Как утверждает обвинение, Борис Шпигель, находясь в своей московской квартире, лично передал Ивану Белозерцеву 4 млн рублей. Однако свидетелей у этого события нет.
Как пояснял на первых допросах Геннадий Марков, работавший водителем Белозерцева и ждавший его в тот день в машине, Белозерцев вышел из подъезда вместе со своим помощником Александром Сергеевым, в руках которого был пакет. Однако в сентябре 2021 года Марков, помещенный в СИЗО, поменял показания, заявив, что «из дома с пакетом вышел, вероятно, Белозерцев».
Передача второй взятки в размере 20 млн рублей датируется августом–сентябрем 2020 года. По версии следствия, она попала в руки губернатора через посредника – сотрудника представительства Пензенской области в Москве Федора Федотова, который также находится на скамье подсудимых.
Сам Белозерцев в своих первоначальных показаниях говорил, что получал от Шпигеля 20 млн рублей на предвыборную кампанию, которая шла летом–осенью 2020 года. Потом он отказался от этих слов, сославшись на угрозы следователя, физическую усталость и «психическое расстройство центральной нервной системы».
Хотя, к структурам «Биотэка» все-таки обращались некие чиновники, просившие поддержать избирательную кампанию Белозерцева. Об этом рассказал еще один фигурант уголовного дела Антон Колосков, который занимал должность генерального директора в компании «Фармация» (входит в холдинг Бориса Шпигеля). Как следует из его слов, просьба помочь с выборами исходила от Александра Попова – бывшего главы администрации Октябрьского района Пензы.
– Попов настаивал на оказании помощи наличными. Позже интересовался, подготовлены ли деньги для передачи,– пересказывает адвокат Шуварин показания Колоскова. – В разговоре Попов говорил: «Они будут рады и половине».
По этой причине Колосков брал у своей компании заем на 10 млн рублей. Он передал эти деньги Шпигелю, однако тот посчитал, что его хотят «развести», и не стал их никому передавать. Эти деньги он впоследствии вернул Колоскову в виде премии.
***
Иван Белозерцев был переизбран на второй срок 13 сентября 2020 года, набрав почти 79% голосов. Еще через два дня ему исполнилось 62 года. Как следует из материалов уголовного дела, на тот момент телефон Бориса Шпигеля находился уже на прослушке.
– Из-за того, что у него будет день рождения, надо купить ему. «Мы сейчас будем думать», – сказал олигарх во время созвона с водителем Марковым 16 сентября.
– У него был вчера, – ответил тот.
– Я знаю, знаю. Поэтому сейчас надо думать, что ему подарить. Что ему подарить можно? Что он хочет, не знаешь? – пытался выяснить Шпигель.
После этого он позвонил своей жене Евгении Шпигель, которая тоже находится теперь на скамье подсудимых.
– Слушай, там человека избрали, и день рождения у него был вчера. Надо что-то ему подарить, – ввел он ее в курс дела.
– Ну давай какие-нибудь часы ему хорошие подарим, – предложила жена.
Далее они пришли к выводу, что нужно обратиться к Ларисе Арнольд из магазина Mercury – официального дистрибьютора часов Rolex в Москве. Завершив разговор с женой, Шпигель сразу позвонил ей.
– У меня избрали губера, и у него вчера был день рождения. Скажи, пожалуйста, что ты можешь предложить? – сказал олигарх.
Так в качестве подарка были выбраны часы Breguet за 5,8 млн рублей.
В этот же день помощник Белозерцева Александр Сергеев получает от помощника Шпигеля фотографию часов и сообщение в мессенджере WhatsApp: «Саш, привет! Шеф хочет сделать подарок И.А. [Ивану Александровичу]. Подскажи, у него нет таких?»
Часы отдали предпринимателю и почетному гражданину Пензы Александру Черницову, который ехал из Москвы на поезде. Он вез подарочный пакет в хозяйственной сумке, чтобы не запачкать его.
Белозерцев вскрыл подарок у себя дома, в присутствии гостей. Одна из них рассказала суду, что тут же зашла в телефон и посмотрела стоимость часов на сайте магазина. Увидев цену, Белозерцев перезвонил Шпигелю, поблагодарил его. В суде он пояснил, что не успел вернуть часы до задержания, поскольку Шпигель долгое время находился на лечении в Израиле.
По словам самого олигарха, он сделал подарок для соблюдения этикета, поскольку Белозерцев дарил на его день рождения хрустальный сервиз.
Ивана Белозерцева также обвиняют в получении взятки, которая была оказана в виде услуги. Как следует из обвинительного заключения, летом 2019 года губернатор пользовался автомобилем Mercedes-Benz, принадлежавшим холдингу «Биотэк». По мнению следствия, стоимость 11 дней аренды оценивается в 166 865 рублей.
Как следует из материалов уголовного дела, в ходе обыска в доме Белозерцева изъяли 229 млн рублей, 79 тыс. долларов и 150 тыс. евро. В январе 2022 года все эти деньги по решению суда обращены в доход государства.
Общая стоимость арестованного имущества всех фигурантов уголовного дела превышает 1,8 млрд рублей. Сюда входит 61 объект недвижимости в Крыму, Пензенской и Московской областях, а также 3,5 тыс. редких произведений печати и живописи.
Генеральная прокуратура уже предъявила иск к фигурантам уголовного дела, потребовав возместить причиненный государству ущерб в сумме 9,9 млрд рублей.
Обвинение запросило для Ивана Белозерцева 13 лет колонии строгого режима, штраф 500 млн рублей, а также потребовало лишить его госнаград – ордена Почета и медали ордена «За заслуги перед Отечеством»второй степени. Для Бориса Шпигеля запросили 12 лет колонии строгого режима и такой же штраф. Десять лет колонии строгого режима грозит Антону Колоскову, по восемь лет – Геннадию Маркову и Федору Федотову. Для Евгении Шпигель обвинение запросило девять лет колонии общего режима.
Холдинг «Биотэк» тем временем рискует оказаться банкротом. Еще в 2020 году он занимал десятое место в рейтинге поставщиков лекарств и показывал оборот 41 млрд рублей. Однако после ареста своего руководства закончил прошлый год с убытком 1,6 млрд рублей и получил несколько исков и признание банкротом. Сейчас он находится под внешним наблюдением.