Светлана ЗАМЛЕЛОВА
В конце ноября с.г. министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова выступила в Думе с докладом о состоянии культуры в нашей стране. Если слушать Ольгу Борисовну краем уха или читать ее доклад краем глаза, то положение в отечественной культуре может показаться вполне благостным. Государственное финансирование культуры (вопреки утверждениям некоторых писателей, чьими делами, к слову, занимается Министерство цифрового развития) растет год от года. Президент, например, сказал, что за последнее десятилетие расходы консолидированного бюджета на поддержку культуры выросли в 20 раз. Кроме того, в Конституции закреплены поддержка и охрана государством культуры. Принято несколько документов, определяющих культурную политику государства и утверждающих основы этой политики. Да и вообще, работа кипит на всех направлениях. Тут открыли… там отреставрировали… здесь подремонтировали… Мало того, культура стала оружием в гибридной войне, развязанной нашими врагами, мы воюем с помощью нашей культуры, прославляя героев и утверждая ценности перед лицом всего мира. Ольга Борисовна уверена, что «через образы в кино, театре, музыке и других направлениях творчества мы транслируем российской и зарубежной аудитории традиционные для нашего общества ценности». Такое же мнение, считает министр культуры, сложилось у российского общества, у представителей «всех уровней государственной власти». Почему госпожа министр так решила? Потому что она встречается «с главами регионов, руководителями наших учреждений, с деятелями культуры». Собственно, отсюда и начинаются вопросы к Ольге Борисовне. При условии, конечно, внимательного ознакомления с ее докладом.
Постараемся кратко обозначить основные темы нашего недоумения. А заодно поделимся впечатлениями от доклада в целом.
Итак, Ольга Борисовна зачем-то подчеркнула, что современная российская культура транслирует традиционные ценности. Для пущей убедительности она сослалась на общество и представителей всех (!) уровней власти. К чему же такие подробности? Создается впечатление, что Ольга Борисовна пытается привлечь свидетелей, чтобы убедить депутатов. Она словно бы говорит: «Не подумайте, что я все это выдумала. Не одна я так считаю. Вон и общество, и власть снизу доверху – все поголовно излучают уверенность в трансляции традиционных ценностей». Правда, Ольга Борисовна не назвала источники – откуда ей известно, что и власть, и общество… Но раз уж госпожа министр так заострила внимание на традиционных ценностях, давайте посмотрим, что же там транслирует наша культура. Вот всего лишь несколько примеров из недавнего прошлого и настоящего.
В Петербургском «Театре на Васильевском» преспокойно идут пьесы драматурга Аси Волошиной. Что не так? А всего лишь то, что не далее как год назад гражданка Израиля и по совместительству первый российский драматург, мягко говоря, осудила Россию и принялась публиковать в соцсетях сообщения типа: «Россия на…», «Украина будет свободна» и прочее в том же роде. Но может быть, это одна из тех самых испуганных патриоток? Может быть, ее вклад в русскую драматургию перевешивает все испуги и недопонимания политической обстановки? Ведь не может же быть такого, чтобы в стране, транслирующей традиционные ценности, повсюду шли произведения, мало того что далекие от тех самых ценностей, так еще и не шибко талантливые! Сама Ася так охарактеризовала свое творчество: «Пьесы, в которых действие разворачивается непременно в современности, пьесы про персонажей, скажем так, куда менее испорченных интеллектом, чем авторы, которые их сочинили». Если полистать интернет, то можно убедиться, как либеральные СМИ на все голоса превозносят драматургиню. Однако отзывы зрителей дают иную картину. Для примера:
«Кто смотрел хоть один спектакль по Волошиной? Мне довелось. Я ЖЕНУ ПОВЕЛ! Весь вечер она на меня косилась, а потом спросила, что я читаю постоянно и не курю ли чего запрещенного. А она вообще не театрал. Так при чем здесь политика? Это просто барышня с накачанными губами, накачанная деньгами, прорвалась на сцену. Вот и всё. Только вопросы к жюри «Золотой маски» и директорам театров, а так… Забудут через год. <…> ЭТО – не пьесы и не постановки. Это… Трансвеститов видели? Вот такое же представление. После ковида и запретов Запада в кино не пойдешь. А теперь и в театр с опаской».
«Спектакль идет без антракта. Не случайно. Дико хочется покинуть этот бред через 20 минут. Собрали в кучу все страшилки: мама умерла, мамины письма, насильники, истерики. Скандалы, вопли, слезы и сопли. Вот совершенно не задевает струн души. <…> Материал откровенно слабый. Посты в Фейсбуке у людей покруче бывают! Вся стилистика какая-то нарочитая… все неестественно. С претензией на что-то».
«Никаких интересных вопросов не поднято. Все проблемы обычных семей. Но мироощущение доносится с сильнейшим, никому не нужным безвыходным надломом на ровном месте слабых неуравновешенных людей. Транслируются исключительно негативные моменты в сильно истеричном стиле. Типа «а вот у меня был молодой человек, и только всё стало хорошо, он сгорел в адских мучениях вместе с двумя кошками». Странно, что не додумались, чтобы кошки перед этим были подвергнуты групповому изнасилованию. Для неокрепших умов – вред, для состоявшихся – стыдно за происходящее».
В какой-то момент Волошина распорядилась, чтобы ее имя сняли с афиш российских театров, но от постановок и гонораров не отказалась, заявив, что заработанное в России перечислит ВСУ. Вместе с тем появилась новая пьеса гражданки Израиля… Кстати, Ольга Борисовна, вы не могли бы объяснить, почему российский театр отдан на откуп гражданам Израиля и Литвы?
Так вот, новая пьеса называлась Crime и рассказывала зрителю о преступлениях России на Украине. Пьеса опубликована в британском журнале Critical Stages. Но самое-то интересное, что пьесы этой дамы до сих пор идут в российских театрах. И ведь она не одна такая. И дело тут не в СВО. Ведь в какой театр ни придешь – везде три буквы на заборе и нарисованные рядом гениталии. И визг о том, какая ужасная страна Россия. Это, что ли, трансляция традиционных ценностей? А, Ольга Борисовна?
А вот другой пример. Месяц назад отечественные СМИ сообщили, что на 54-м Международном кинофестивале Индии IFFI в программе Cinema of World будет показан фильм режиссера Татьяны Лютаевой «Единица Монтевидео». Не будем даже говорить о том, что фильм на фестивале не заметили. Любопытно другое: главные роли в этом новом российском кино исполнили Алексей Серебряков (ага, тот самый, для которого Россия – нищая страна с рабской идеологией и победившим хамом) и Ксения Раппопорт (та самая, которой очень стыдно за СВО). Но на всё это можно было бы закрыть глаза, если бы речь шла о талантливом произведении искусства или хотя бы о трансляции миру традиционных культурных ценностей. Но – увы и ах. Телеграм-канал «Завистливый критик» так отозвался об этом шедевре: «Единица Монтевидео» – ярчайший пример российской чернухи, главная цель которой не попытка рассказать зрителю жестокую и суровую историю, а жестоко вогнать его во мрак. С каждой новой сценой фильм все глубже и глубже утопает в наборе клишированных сцен <…> Смотреть на это без слез отчаяния невозможно, ведь за всей этой чернотой не стоит ни авторская мысль, ни интересная концепция – это просто глянцевый мрак, снятый по всем направлениям стриминговых сервисов». По сюжету герой Серебрякова несправедливо обвинен в убийстве жены, отсидел 12 лет, вышел, потерял дар речи и обнаружил, что дочь за время его отсидки стала наркоманкой, да к тому же еще и не верит в его невиновность. Гениально… Какая же Россия без колонии? Ольга Борисовна, мы правильно поняли: этот фильм возили в Индию, чтобы «транслянуть» «зарубежной аудитории традиционные для нашего общества ценности»? Тогда всё понятно.
А вот еще один свеженький примерчик. В ноябре с.г. писатель Юрий Поляков, выступая на заседании сессии Госсовета РФ по направлению «Культура», рассказал, что одному из ведущих отечественных книгохранилищ поручили составить список книг для библиотек новых регионов. Естественно, в список в первую очередь вошла, по слову Полякова, «букеровская и переводная макулатура». Заодно и «русофобская писанина». И не вмешайся Книжный союз, новые регионы точно подумали бы: «Куда мы попали?!» То есть опять не задалась трансляция.
Кстати, насчет книг. Тут давеча вручали премию «Большая книга». Всё вполне предсказуемо – награды у команды Елены Шубиной. Но, помимо основных номинаций и призов, в конкурсе есть специальный приз «Выбор поколения», учрежденный ради популяризации современной прозы в молодежной среде и повышения интереса к отечественной литературе. Студенческое жюри отметило книгу Оксаны Васякиной «Роза». И Васякина из рук лидера профессиональных патриотов С.А. Шаргунова получила свою награду. Опять же, всё бы ничего. Да вот только Васякина эта – знатная лесбиянка, пишущая о своих лесбиянских делах: «Сейчас, размышляя об этом малодушии, я думаю, что боялась себе признаться в том, что я лесбиянка. Это обычная внутренняя лесбофобия, которая жрет изнутри многих. Я не виню себя, но сожалею о том, что мама умерла, так и не узнав, что я лесбиянка не оттого, что мужчины меня не любили, а оттого, что я любила женщин. И, похоже, любила их всегда»…
Покойный Александр Кузьменков когда-то написал о Васякиной: «Оксана Васякина – явный издательский проект со всеми его атрибутами. С программой действий, направленной на продвижение текста. С проработанной биографией. С имитацией западных образцов и отчетливым премиальным акцентом. Недвусмысленная инструкция была дана <…> «Эксмо»: в России подули западные ветры, стало быть, самыми востребованными темами станут феминизм и ЛГБТ. Эксперты робко советовали помнить про закон о гей-пропаганде и гораздо настойчивее повторяли: «ЛГБТ и феминизм хорошо продаются». Васякина оказалась вполне годным кандидатом: лютый феминизм плюс ядовито-розовая ориентация. Помножьте это на актуальные тренды: #MeToo и #яНеБоюсьСказать, сделанный в Фонде Сороса, – и получите оптимальный вариант. Можно бы лучше, да не бывает». Сегодня нас уверяют, что западные ветры давно не дуют в наших палестинах. Да только слабо верится. Как дули, так и продолжают дуть из всех щелей. Несмотря на доклады и выступления. Что же касается «Большой книги», то среди ее учредителей и попечителей значатся среди прочих Министерство цифрового развития и… Министерство культуры. Как же так, Ольга Борисовна? А трансляция традиционных ценностей? Да еще и на фоне признания ЛГБТ экстремистской организацией. А уж тот факт, что книгу о лесбиянках выбрало студенческое жюри, говорит о том, что молодежи весь этот, с позволения сказать, сафизм (женский гомосексуализм – от имени поэтессы Сафо) интересен и близок. Понятно, что студентики проголосовали за то, за что велели. Но в таком случае награждение станет отличной рекламой для молодежи…
О докладе госпожи министра можно было бы написать много. Например, порассуждать о «культурном суверенитете» России, не раз помянутом Ольгой Борисовной и отлично смотрящемся на фоне Васякиной, Волошиной и прочих. А еще было бы интересно узнать, почему среди приоритетов культурной политики государства отдельным пунктом между «развитием сети государственных и муниципальных театров» и «увеличением мест в концертных залах» значится «развитие циркового искусства»? С чего бы такая честь? Да и непонятно, как в концертных залах можно увеличить число мест. Интересно также, что такое «сельская культура» или «бизнес-инкубатор в креативной среде». Но это ладно… А вот что по-настоящему пугает, так это то, что в докладе речь преимущественно идет о сохранении, реставрации, ремонте, оснащении, проведении фестивалей, юбилейных датах и так далее в том же роде. Получилось что-то вроде отчета классного руководителя об использовании собранных родителями средств – занавески повесили, полы покрасили, парты отмыли…
Все это, конечно, прекрасно и нужно. Но ремонт и реставрация – это прошлое. А как быть с настоящим и будущим? С новой культурой. Где она? О каких достижениях могла бы рассказать госпожа министр? Говоря о дореволюционной культуре, мы вспоминаем Чайковского и Бородина, Дягилева и Шаляпина, Репина и Кандинского… Культура советская ассоциируется в первую очередь с театром, кино и книгоизданием. А чего добились вы? Кроме весьма своеобразного продвижения традиционных ценностей, ремонта сельских клубов и проведения фестивалей.
Когда-то, в бытность свою блогером, Ольга Борисовна написала: «Выяснила неожиданно для себя, что я ни хрена не культурный человек…» И дальше она подробно перечислила, чего терпеть не может в связи с культурой: ни опера с балетом, ни музеи с кинематографом Ольгу Борисовну не занимают. А вечера памяти давно ушедших людей, отдельно выделенные министром в докладе, на самом деле кажутся Ольге Борисовне сущим адом. Что ж, можно только посочувствовать человеку, вынужденному заниматься обременительным делом.