Неужели финские власти полагали, что люди будут спокойно наблюдать за тем, как продавшиеся с потрохами Вашингтону финские политики вбивают в нищету собственное население?
В тот самый день, когда Финляндия объявила о совсем решении окончательно закрыть границу с РФ, общество взорвалось. В Хельсинки началась массовая забастовка, которая парализовала в том числе автобусное и железнодорожное движение. В результате вынужденные пересесть на легковушки финны организовали огромный затор на столичных трассах. Впрочем, на акцию протеста вышли не только работники транспортной сферы. Сегодня на различных предприятиях страны бастуют в общей сложности более 200 тыс. человек. Работники требуют от финского правительства прекращения антисоциальной внутренней политики.
Забастовка была заранее спланирована SAK (центральная организация финских профсоюзов) которую не устраивают правительственные реформы в сфере социального обеспечения и трудовой деятельности. Протест направлен в первую очередь на защиту трудящихся от предложенных правительством Петтери Орпо сокращений. При этом простые финны уверены, что массовые сокращения в Финляндии начались после фактически полного разрыва отношений с РФ.
Предыдущая общенациональная забастовка состоялась в конце ноября и длилась целые сутки. В ней приняли участие работники предприятий сферы обслуживания, в том числе уборки домов, общепита, ЖКХ, сбора и переработки отходов и прочие. Впервые мощная волна протестов накрыла Суоми еще в первой половине текущего года. Затем в сентябре SAK объявила об очередной волне забастовок. Протесты начались 26 сентября и длились по всей стране по три дня на протяжении трех недель. Представители SAK заявили, что правительство Финляндии просто не оставило им выбора.
«Таким образом, мы протестуем против запланированных правительством Орпо–Пурра ухудшений условий труда и урезаний социальных пособий» – заявили в SAK.
Члены профсоюзов жалуются на то, что запланированные властями сокращения расходов на социальные нужды в первую очередь бьют по простым работникам. Речь идет о списке изменений в трудовом законодательстве, которое было обнародовано правоконсервативным правительством пришедшим к власти в этом году. Предлагаемые изменения тут же вызвали гневную реакцию в финском обществе.
Во-первых, как следует из предложения правительства, работника станет намного проще лишить рабочего места – теперь по закону уволить сотрудника можно просто при наличии «уважительной причины». В то время как в предыдущей трактовке эта формулировка звучала как «веской и уважительной причины».
Во-вторых, правительство предположило изменить систему оплаты больничных, а именно, чтобы первый день не оплачивался.
В-третьих, предполагается постепенное снижение размера пособий по безработице. Предложено первые восемь недель уровень выплат снизить до 80% от прежних 100%, а после 34 недель – до 75%. Таким образом правительство предполагает снизить нагрузку на бюджет и простимулировать безработных к скорейшему поиску работы.
В-четвертых, и это, по мнению профсоюза, самое возмутительное, кабинет министров хочет ограничить право трудящихся на забастовку. Так, например, сказано, что протесты должны быть «пропорциональны целям» и «ограничены сторонами промышленного спора». За нарушение этих требований правительством предложено наказывать работников штрафом в размере 200 евро.
Ну и в пятых, власти Суоми планируют расширить систему «местных соглашений» на все компании, вне зависимости от их принадлежности к ассоциациям. Дело в том, что в настоящее время работодатели, входящие в специальные ассоциации, имеют право договариваться между собой более гибко, чем это предусмотрено трудовым кодексом. Такие соглашения часто заключались, в том числе по вопросам, связанным с заработной платой. Теперь же право заключать «местные соглашения» власти хотят распространить на все компании.
Все эти изменения объясняются очень просто: кабинет министров всеми способами пытается добиться сокращения дефицита бюджета. Напомним в следующем году государственный долг Суоми составит 11, 5 млрд евро. Добиться экономии в том числе планируется за счет сокращения выплат пособий по безработице и отмены страхования занятости, что в итоге переведет риски с работодателя на сотрудников. Конечно, сами работники крайне недовольны теми способами, которыми правительство хочет добиться экономии. По мнению профсоюзов, подобные шаги властей разрушают всю систему рынка труда и обязательный характер коллективных рабочих соглашений.
Сегодняшнее правительство уже исчерпало установленный себе лимит заимствований в объеме 10 млрд евро и теперь так же стремительно наращивает госдолг, как и предыдущее правительство, возглавляемое Санной Марин. Эксперты выражают большие сомнения по поводу того, что консерваторы сумеют справиться с экономической ситуацией лучше, чем предыдущие социал-демократы.
«Это не является бюджетом жесткой экономии. Власти предоставляют налоговые льготы самым обеспеченным слоям населения, например, понижают налоги для тех, чей заработок составляет более 80 тыс. евро в год. Это кабинет министров – Робин Гудов, только наоборот: оно забирает деньги у бедных и отдает их богатым. Поэтому можно смело считать, что бюджет жесткой экономии предполагается исключительно для малоимущих» – заявил глава SAK Яркко Элоранта.
Анника Ренни Сяллинен, работница профсоюза, отмечает, что социальная обстановка в Финляндии с каждым днем становится все хуже. Большинство существующих в стране предприятий могут предложить кандидатам лишь места с неполным рабочим днем, например официантов или продавцов.
«Люди просто не в состоянии выжить на свои доходы и испытывают острую нужду в выплатах по безработице и жилищном пособии. Но власти страны сокращают эти выплаты и призывают людей подавать заявление на работу на полный рабочий день, однако подобной возможности, к сожалению, нет. Сэкономленные средства используются для того, чтобы снизить налогообложение для лиц с более высокими доходами. Подобную наглость, конечно же, нельзя принять», – отмечает сотрудница профсоюза.
В SAK считают, что действия кабинета министров, возглавляемого премьером Петтери Орпо, «усиливают раскол в трудовой жизни государства», что выражается в том числе за счет упрощения процедуры увольнения.
«Нынешняя власть и работодатели, объединившись, выступают сегодня единым фронтом, пытаясь своими действиями подорвать позиции и интересы трудящихся по всем направлениям», – заявляет глава SAK Яркко Элоранта.
Профсоюз активно выступает против планируемых «реформ», в том числе против сокращения размера пособий по безработице и ограничения права на протесты. Помимо этого, огромное недовольство вызывает предложение не оплачивать первый день больничного.
Но в правительстве плевать хотели на недовольство граждан. Подогревает ситуацию и отказ министра финансов Риикки Пурры с самого начала ее вступления в должность встречаться с лидерами профсоюзов. Этот та самая скандальная дама, которую недавно уличили в неонацистских симпатиях, что, впрочем, не помешало ей остаться при должности.
Получив большинство в парламенте, правящая коалиция предпринимает активные шаги, по урезанию социального сектора. Например, буквально несколько дней назад, кабинет министров утвердил две законодательные инициативы по сокращению базовых и жилищных пособий. В самый разгар заседания парламента, в тот момент, когда шло голосование, в зал ворвались протестующие и стали расшвыривать с балкона нарисованные самими бастующими деньги.
В результате после безуспешных попыток достучаться до правительства, финские рабочие вынуждены были начать новую общенациональную забастовку. SAK сразу же объявила о том, что эта забастовка окажется куда более масштабной, чем предполагалось ранее. В ней приняли участие профсоюз работников социального и общественного обеспечения, профсоюз работников автомобильной промышленности, профсоюз трудящихся сферы услуг, профсоюз строителей, профсоюз железнодорожников, профсоюз сотрудников пищевой промышленности, профсоюз моряков и союз выпускников вузов.
Даже те финны, которые в забастовке участия не принимают, в полной мере почувствовали ее на себе. В Хельсинки и в остальных крупных городах Суоми остановилось движение трамваев, пригородных электричек, метро и поездов дальнего следования. В результате основные дороги в Хельсинки оказались заблокированы личными машинами. Помимо сказанного, забастовка затронула и такие сферы, как электростанции, почта, бумажные комбинаты, питание в детских садах и школах, склады, уборка общественных мест, и спортивные услуги. В итоге население испытало колоссальный дискомфорт. Например, временное прекращение работы электростанций в ряде городов резко взвинтило стоимость электричества, жестко привязанного в Суоми к колебаниям на бирже.
Сама SAK называет забастовку приглашением к ведению переговоров. Однако премьер Петтери Орпо уже дал понять, что протестующие своей цели не добьются. По мнению политика, масштабы последней забастовки «чрезмерны». Председатель кабинета министров пожаловался, что забастовки принесут «большой ущерб экономике и повседневной жизни простых людей». При этом премьер открыто заявил, что реформы, проводимые правительством, продолжат осуществляться в соответствии с правительственной программой.
Очевидно, что Финляндия сегодня стремительно скатывается в бездну, выбраться из которой без помощи России у нее просто не получится. Все эти сокращения работников, снижение выплат и прочие действия правительства – это результат бездумной агрессии в адрес Москвы и отказ от сотрудничества с ней. Уничтожены или находятся на грани уничтожения все отрасли, от туристической до строительной. Но финское правительство с упертостью продолжает втаптывать свое собственное население в нищету, нисколько не задумываясь о последствиях.