Выступление О.Н. Смолина на XVIII съезде КПРФ
23 декабря 2023 года
Выборы 2024 года будут проходить в особой исторической ситуации.
Если называть вещи своими именами, они задуманы, скорее, как референдум о доверии действующему президенту, чем собственно выборы.
Тем не менее представителям левопатриотического блока необходимо в них участвовать и стремиться набрать максимальное число голосов. Тому есть две причины.
- В условиях военных действий и массированных экономических и политических санкций не только власть, но и оппозиция заинтересованы в том, чтобы выборы состоялись и были конкурентными. Это укрепляет и легитимность существующего политического режима, и политическую устойчивость страны в целом.
Напомню: на Украине выборы не проводятся – власть боится раскола элит.
- Чем больше наберет кандидат от левопатриотических сил, тем более социальным будет последующий курс внутренней политики – вплоть до возможности создания коалиционного правительства национального доверия.
Возникает вопрос: на каком политическом поле у кандидата КПРФ больше шансов получить лучший результат?
Одно поле очевидно: патриотическое. Страна ведет военные действия и без успехов на фронте невозможно рассчитывать на перемирие или хотя бы на соглашение о прекращении огня. А без этого решение других задач более чем проблематично. Однако на патриотическом поле в настоящее время конкурируют все – от партии власти до псевдооппозиции. Поэтому, на мой взгляд, кандидат левых сил должен сконцентрироваться на втором поле – социальной политике.
Напомню лишь один факт: после «прямой линии» президента России наибольшее количество откликов и комментариев вызвал сюжет о ценах на куриное яйцо!
Социологические исследования показывают, что это неслучайно. Социологи выявили пятерку, по мнению граждан, наиболее важных и острых проблем:
– рост цен;
– бедность;
– недоступность многих видов медицинской помощи;
– несправедливое распределение доходов;
– недоступность образования.
Мы признаем, что правительство частично изменило курс социально-экономической политики:
– федеральный бюджет на 2024 год увеличен почти на 6 трлн руб.;
– будет улучшено снабжение армии и социальная защита семей военнослужащих;
– в бюджете увеличены средства на выплату на детских пособий и т.п.
Мы радуемся, что в стране прекратилась стагнация и начался экономический рост: в 2023 году производство увеличится на 3,5%. Но не забываем: с 2013 года средний рост экономики был ниже 1%. Если бы темпы роста равнялись среднемировым или их превышали, мы как страна были бы сейчас более чем на треть богаче и сильнее!
Но при этом мы не собираемся забывать власти:
– принятый «Единой Россией» закон о повышении пенсионного возраста, которое у каждого гражданина (даже совсем молодого) отнимает в пересчете на современные деньги примерно 1 млн 400 тыс. руб. (умножьте среднюю пенсию в 23 800 руб. на 60 месяцев). И с каждым годом будет отнимать все больше и больше;
– принятый «Единой Россией» закон о прекращении индексации пенсий. По нашим расчетам, только в 2016–2021 годах этот закон при средней пенсии отнял у каждого неработающего пенсионера более 90 тыс. руб., а у каждого работающего пенсионера – более 250 тыс. руб. Сейчас эти данные нужно умножать, как минимум, на четверть;
– провал исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 в части оплаты труда педагогов и медиков.
По данным Высшей школы экономики, 40% учителей хватает денег только на еду. Бедный учитель нигде и никогда не создал богатой страны.
По данным Общероссийского народного фронта, 86% всех врачей и 64% медсестер не получают того, что им положено по Указу №597.
Результат – кадровый кризис в образовании и медицине. Правительственные чиновники утверждают, что российской школе не хватает всего то ли 11 тыс., то ли 30 тыс. учителей (по разным данным). Но давайте посчитаем.
Всего в нашей стране 1 млн 250 тыс. учителей. Работают они в среднем на 1,8 ставки. Если бы работали на одну ставку, школам не хватало бы 560 тыс. педагогов.
По оценке главы Центра экономики непрерывного развития РАНХиГС Татьяны Клячко (2021 год), при средней нагрузке в 1,5 ставки дефицит учителей в стране составил бы около 250 тыс.
Если бы их заставили работать на 2,5 ставки, еще 500 тыс. можно было бы уволить.
Как учитель и сын учителей хорошо знаю: в советский период средняя нагрузка педагога в школе составляла 22–23 урока, а не 32–33 урока, как сейчас. И при этом учителя получают реальную заработную плату ниже средней по стране: за первое полугодие 2023 года, по официальной статистике, средняя зарплата в России составила 73,5 тыс. руб., а средняя зарплата учителя за тот же период – 63,6 тыс. руб.
А теперь о студентах.
В советский период их академическая стипендия в обычном вузе составляла 80% от прожиточного минимума (в вузах, которые готовили кадры для оборонно-промышленного комплекса – выше прожиточного минимума). Сейчас эта расчетная стипендия составляет 11,2% от прожиточного минимума, т.е. в 7 раз ниже.
В техникуме (колледже) в советский период академическая стипендия составляла 60% прожиточного минимума, сейчас – 4,2%, т.е. в 15 раз меньше.
При этом стипендиальный фонд с 1 сентября 2024 года увеличивается на 5,5%, т.е. в пересчете на год – на 1,8%. И это при официальной инфляции в 7,5%. Студенты тоже станут беднее.
И, наконец, о пенсионерах.
Когда повышали пенсионный возраст, нам и им обещали, что пенсии будут расти выше инфляции. Однако с 1 января 2024 года пенсии индексируются ровно на величину официальной инфляции – 7,5%. Между тем, по данным экспертов, продуктовая инфляция за 2023 год составит около 17%. Про цены на куриное яйцо и другие продукты первой необходимости и не говорю.
Следовательно, обеднеют и пенсионеры.
Мы понимаем трудности страны и реальную ситуацию с бюджетом. Однако депутаты фракции много раз указывали на возможные источники дополнительных доходов – от налога на личное потребление супербогачей до отказа от возвращения налога на добавленную стоимость тем, кто вывозит из страны нефть, бензин и ГСМ, а тем самым вздувает цены на них внутри России.
Не говорю уже о том, что на мой запрос о «замороженных» нашими «заклятыми партнерами» деньгах т.н. Фонда национального благосостояния Минфин ответил, что считает возможным использовать эти средства внутри страны в рублях. Следовательно, деньги у нас есть. Но, мягко говоря, не для всех!
Отчасти меняется и образовательная политика:
– в школу возвращается воспитание вообще и трудовое воспитание – в особенности;
– создаются государственные образовательные программы и государственные учебники;
– в школьных программах вновь появилась советская классика.
Но мы по-прежнему считаем, что стране необходим новый курс образовательной политики.
Наш законопроект «Об образовании для всех» мы разделили на части и давно внесли в Госдуму. Некоторые из этих частей уже отклонены «Единой Россией». Если потребуется, мы готовы вновь собрать законопроект и предложить его парламенту единым пакетом.
Вот лишь некоторые предложения нового курса, зафиксированного в законопроекте.
- Увеличение финансирования образования в реальном исчислении примерно вдвое в течение 5 лет. В настоящее время оно составляет примерно 3,5% от валового внутреннего продукта, однако, как показывает мировой опыт, ни одна страна не сумела провести успешную модернизацию при затратах на образование менее 7% от ВВП.
- Заработная плата педагогов на уровне не ниже средней по стране и региону при работе на 1 ставку. Повторю: на 1, а не почти на 2, как в настоящее время. Несколько лет назад педагоги шутили: работаем на 1,5 ставки, потому что на 1 есть нечего, а на 2 – некогда. Теперь уже работают почти на 2, но все равно почти половина вынуждены экономить на всем, кроме еды!
- Рост академических студенческих стипендий в вузах до советского уровня – не ниже 80% от прожиточного минимума, а социальных стипендий в вузах и колледжах – до прожиточного минимума трудоспособного человека. Не раз говорил: в советское время студенты учились и подрабатывали, а сейчас работают и подучиваются.
- Отказ от ЕГЭ как основной формы выпускного и вступительного экзамена и перевод его в добровольный режим. Фактически эта наша идея реализована гражданами, но по известной формуле: миндалины – через желудок! Более 60% всех девятиклассников, боясь ЕГЭ, отправляются в колледжи или техникумы, но не в старшую школу. Однако при этом только 16% из них поступают на рабочие специальности. Остальные – на профессии специалистов среднего звена. Поэтому рабочих кадров остро не хватает.
- Отказ от принудительной Болонской системы и принудительной бакалавризации всей страны.
Как минимум, по всем специальностям, требующим высокой квалификации, особенно по инженерно-техническим, педагогическим, необходимо немедленно переходить на специалитет. Профессионалы говорят: специалиста-инженера мы готовили как будущего конструктора, а бакалавра – как будущего пользователя чужими конструкторскими разработками. Поэтому настоящих инженеров в стране так же остро не хватает, как и квалифицированных рабочих.
В заключение хочу поддержать кандидатуру Николая Михайловича Харитонова на выборах в президенты Российской Федерации. Вот его главные достоинства.
- Опыт, как сказал бы Пушкин, «сын ошибок трудных». Николай Харитонов прекрасно знает агропромышленный комплекс, законодательство и регионы России: сам он – сибиряк, избран от Краснодарского края и возглавляет Комитет по делам Севера и Дальнего Востока.
- Политическая позиция. В отличие от тех, кто вчера был радикальным западником, а ныне переквалифицировался в еще более радикальные патриоты, Николай Харитонов этой позиции не менял и не качался вместе с линией власти. Я мог лично убедиться в этом в 1993 году, когда мы вместе были сначала в блокированном здании Верховного Совета России, а затем, когда не смогли туда вернуться, – в Краснопресненском райсовете.
- Наконец, Николай Харитонов – единственный из всех кандидатов – Герой труда России. И это немало.
А закончить хочу строками советской поэтессы Риммы Казаковой:
Отечество, работа и любовь –
вот для чего и надобно родиться,
вот три сосны, в которых – заблудиться
и, отыскавшись, – заблудиться вновь.
Позвольте пожелать всем нам в наступающем новом году, чтобы три этих главных корня настоящего человека и гражданина всегда были с нами!