Владимир Корнилов, доцент, к.э.н.
Можно только сожалеть о том, что в школьных и вузовских учебниках истории России, в современной идейно-пропагандистской политике СМИ в недостаточной степени формируется представление о том периоде как о судьбоносном для нашей страны. Не говоря уже о практически полном замалчивании другой даты, не менее важной в тысячелетней истории Российского государства, – 7 ноября 1917 года. Удивительно, но факт: 6 ноября 1612 года, а не 4 ноября (когда ополчение под руководством Минина и Пожарского только лишь вошло в Китай-город около Кремля) поляки были изгнаны из Москвы. Это во-первых. Во-вторых, эти события схожи тем, что, независимо от социального происхождения и положения, вероисповедания, огромные массы людей оказались едины в достижении общей цели. В 1612 году наши предки изгоняли польско-литовских интервентов, а после Октябрьской революции наши отцы и деды участвовали в борьбе с иностранной интервенцией: им противостояли Англия, Германия, Франция, США и Япония. Не случайно генерал А. Брусилов, и.о. Главнокомандующего Российской армии после подавления Корниловского мятежа в августе 1917 года, став военачальником Красной Армии, писал: «Кто как не большевики вместе с русским народом отстояли нашу землю и воссоздали Россию… Пора нам всем забыть о трехцветном знамени и соединиться под красным». В-третьих, оба судьбоносных события убедительно продемонстрировали единство и сплоченность народов разных национальностей в борьбе с внешним врагом. Это единство упрочилось в годы Великой Отечественной войны и в наше время проявилось в ходе СВО на Украине. Всё это свидетельствует о том, что Россия не являлась ни «тюрьмой народов» в дореволюционный период, ни «империей зла» в советские времена, а тем более сейчас. Следовательно, с точки зрения формирования не мнимого, а настоящего народного единства оба эти праздника, по нашему мнению, следует отмечать 7 ноября. А 4 ноября, как это было до Октябрьской революции, пусть останется церковно-государственным праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, под сенью которой ополченцы вошли в Московский Кремль как победители польских захватчиков.