Президент объявил в стране «внутренний вооруженный конфликт».
Эквадорская мафия в ответ на объявленное президентом чрезвычайное положение устроила беспорядки и столкновения по всей стране. Президент Даниэль Нобоа ответил тем, что объявил 22 мафиозных группировки террористическими организациями и заявил, что страна находится в состоянии внутреннего вооруженного конфликта. Режим чрезвычайного положения предусматривает, в частности, расширенные полномочия для полиции и военных, запрет на публичные собрания и комендантский час. По словам Нобоа, режим чрезвычайного положения позволит военным и полиции взять под прямой контроль тюрьмы страны.
Мятеж начался после исчезновения из тюрьмы главаря одной из мафиозных группировок. Адольфо Масияс Вильямар по кличке Фито сидел уже 12 лет и при этом возглавлял могущественную мафиозную группировку «Лос Чонерос» («Люди из города Чоне»). Камера Вильямара находится в той части тюрьмы в городе Гуаякиль, которая теоретически должна охраняться особо тщательно. Как рассказывает журналист Ванесса Бушшлютер, «Лос Чонерос» фактически контролируют большую часть Региональной тюрьмы в Гуаякиле, где сидел Фито.
«Наркотеррористические группировки хотят запугать нас и думают, что мы уступим их требованиям, – заявил президент Нобоа. – Но мы не будем вести переговоры с террористами, и мы не успокоимся, пока не восстановим мир в стране».
Как объясняет эквадорская полиция, отсутствие Фито в камере было обнаружено в воскресенье. Его искали по всему строго охраняемому крылу тюрьмы, но не нашли. До сих пор не ясно, сбежал ли Фито или же прячется где-то на территории большого тюремного комплекса. Когда именно Фито исчез из камеры, полиция тоже не знает. По словам начальника полиции, Фито искали и ищут сотни полицейских. Региональная тюрьма является составной частью тюремного комплекса, в который входят пять исправительных учреждений. В них сидят более 12 тысяч заключенных.
В прошлом августе Фито перевели в другую тюрьму комплекса, La Roca. Она считается более надежной, поскольку там меньше заключенных. Перевод Фито был целой войсковой операцией с участием нескольких тысяч солдат. Но вскоре адвокат Фито подал апелляцию на его перевод и выиграл ее, после чего мафиозо вернули в La Regional.
Фито однажды уже бежал из этого тюремного комплекса. В 2013 году он и еще 17 заключенных выбрались из La Roca и на лодках перебрались через реку, которая служит границей комплекса. Через четыре месяца Фито вместе с братом, тоже членом «Лос Чонерос», поймали в доме их матери в городе Манта. С тех пор Фито тюрьму не покидал. При этом лидером группировки он стал в заключении, в 2020 году, после убийства предыдущего главаря Хорхе Луиса Самбрано. «Лос Чонерос» занимаются в основном наркоторговлей и рэкетом и сотрудничают с могущественным мексиканским картелем «Синалоа».
Пользователи соцсетей из Эквадора публиковали видео и фотографии вооруженных бандитов на улицах, подожженных автомобилей и даже взрывов. В тот же день полиция объявила, что в столкновениях погибли по меньшей мере 10 человек.
Во время мятежа вооруженные люди в масках ворвались в студию телеканала TC в портовом городе Гуаякиль, когда шел прямой эфир. Они приказали сотрудникам канала лечь на пол; за кадром были слышны выстрелы и крики. Трансляция вскоре прервалась. Позже вооруженные люди ушли из здания телеканала, а еще некоторое время спустя полиция заявила, что все они арестованы, и опубликовала фотографии людей, лежащих на полу со связанными руками.
Шеф эквадорской полиции Сезар Сапата сказал журналистам, что задержаны 13 человек, и у них нашли несколько единиц огнестрельного оружия, две гранаты и взрывчатку. Все сотрудники телеканала, как заверяет полиция, живы.
Как сообщает эквадорская и международная пресса, в разных местах стран, в том числе в столице, Кито, в заложники были взяты как минимум семеро сотрудников эквадорской полиции.
В городе Куэнка неизвестные бросили самодельную бомбу в военный грузовик. В провинции Эсмеральда взрывные устройства были задействованы трижды. Взрывы гремели и в нескольких других местах Эквадора. В нескольких городах бандиты подожгли машины. При этом в Кито в одном подожженном автомобиле полицейские нашли газовые баллоны – вероятно, преступники рассчитывали, что они взорвутся.
Как сообщает тюремное ведомство Эквадора SNAI, беспорядки вспыхнули в тюрьмах шести из 24 провинций Эквадора, при этом в некоторых случаях надзиратели были взяты в заложники. Спецназу полиции и военным пришлось подавлять бунты в тюрьмах провинций Эль Оро, Лоха, Чимборасо, Сотопаши, Асуай и Пичинча. После военные опубликовали фото заключенных, окруженных солдатами во дворах тюрем. Из одной из тюрем в Андах вырвались 32 заключенных, в том числе лидер мафиозной группировки «Лос Лобос» Фабрисио Колон Пико. Он был арестован только в пятницу по обвинению в подготовке убийства генерального прокурора страны. 20 беглецов быстро поймали сразу, но остальные, включая Пико, остаются в бегах.
Президент Нобоа заявил, что бунты в тюрьмах – это реакция мафии на его попытки восстановить контроль над исправительными учреждениями. Правительство Перу также объявило чрезвычайное положение на северной границе с Эквадором. Премьер-министр Альберто Отарола пояснил, что на границу в помощь полицейским будут отправлены военные. Перед этим министр внутренних дел объявил об отправке на границу дополнительных полицейских подразделений. Соседи опасаются, что эквадорцы побегут к ним, спасаясь от беспорядков и беззакония.
Эквадор долгое время был относительно спокойным островком, зажатым между двумя крупными производителями кокаина с соответствующими проблемами, Колумбией и Перу. Но в последние годы и в этой стране набрали силу группировки наркомафии – как свои, так и колумбийские, перуанские и албанские. Число убийств в Эквадоре в 2018–2022 годах подскочило в четыре раза. В 2022 году в 17-миллионной стране были убиты 7800 человек. В том же году полиция конфисковала рекордное количество наркотиков – 220 тонн. Отдельную проблему стали представлять собой кровавые разборки в тюрьмах: с февраля 2021 года были убиты более 460 заключенных.
Как отмечает британская газета Financial Times, мафия начала расцветать в Эквадоре при президенте Рафаэле Корреа, который правил в 2007–2017 гг. При нем власти смотрели сквозь пальцы на наркотрафик через эквадорские порты на Тихом океане, заботясь в основном о том, чтобы в стране было поменьше насильственных преступлений. Но за наркотрафиком последовал и бандитизм, и с ним преемники Корреа справиться уже не смогли.