Николай БОНДАРЕНКО – монолог к сериалу «Слово пацана»
По многочисленным просьбам на январских праздниках смог найти необходимое время и ознакомиться, посмотреть сериал «Слово пацана», который изрядно нашумел в Российской Федерации. Во-первых, вся эта старая, грязная, примитивная, жестокая картина, которую нам с вами показали, безусловно, выразительно отснята. Сериал держит прямо до последних кадров, есть даже небольшая интрига, какие-то высокие вопросы у кого-то на этой стадии могут родиться.
Но, безусловно, самое страшное, что именно так власть хотела бы для молодого поколения предоставить, показать эпоху Советского Союза, позднего периода Советской власти. Что вот эта мерзость сегодняшняя, она-де родилась не сейчас, это, мол, не продукт сегодняшней власти, сегодняшней политики, а это, по замыслу авторов картины, досталось нам в наследство от советской эпохи. Но показали крайне деструктивные вещи. И жестокость, и преступные группировки, и вымогательства, и агрессия к женщинам, и неуважение к старшим – это именно та позиция, которую хотела бы власть навязать сегодняшней молодежи, сделать из этого некую такую общественную норму.
Это не какие-то отдельные события в Казани, в которых до предела собраны все пороки, которое сдвинуты в девяностые годы. Авторы фильма постарались осветить несколько недель жизни города и улицы. Люди с критическим мышлением могут увидеть, что система достаточно жестко реагировала на эту «расцветающую» преступность, но политика проводилась уже не социалистическая.
Попытка романтизировать этот период времени – это действительно очень страшно и деструктивно. Возьмите сериал «Бригада», да тот же «Брат-2» с Бодровым, который действительно некая классика современной российской истории.
Если вдуматься в замысел, то мы получим именно восхваление преступной жизни, беспредела. После просмотра сериала уже известны трагические случаи. Например, в Иркутске пятнадцатилетнего подростка убила как раз молодежь, которая насмотрелась подобных творений современной культуры. К сожалению, мы должны констатировать, что подобные фильмы будут учить еще большей жестокости нашу молодежь. И знаете, вроде написано о том, что фильм о семидесятых и восьмидесятых, а ты видишь откровенно девяностые. В последней серии сообщают: убили вот этого в девяносто пятом, в подъезде застрелили вот этого в девяносто седьмом, без вести пропал этот, вот этого в машине собственной расстреляли, уже показывают как раз именно преступные группировки девяностых, нулевых, когда нашу страну дербанили, расхищали хозяйство, которое создавалось целыми поколениями для нас с вами. Но власть умыла руки, стала насаждать капитализм, естественно, побеждал тот, кто сильнее…
Возможно, кто-то скажет: а при чем здесь власть, какой-то там умалишенный режиссер попытался свою больную фантазию таким образом отразить на экране в киноленте? Хочу сообщить, этот сериал снят, в том числе, на государственные деньги. Есть, в частности, некий институт развития интернета, который создан властью в 2015 году. Он отвечает за взаимодействие государства и цифровой среды, и общества. Собственно государственные бюджетные деньги через эту структуру распределяются между такими вот «талантами», создавшими этот фильм. Именно эта структура занимается просвещением молодежи. Сериал предназначен именно для молодого поколения, для школьников.
Посыл, который пронизывает весь сериал, что кругом враги, – это есть суть мещанской политики. Это не коллективизм, не попытка увидеть антагонистические проблемы, угнетение простого народа. Главное, чтобы у тебя лично было все супер, у твоих друзей все отлично, у тебя дома все нормально, а дальше хоть трава не расти, пусть выжженное поле останется, главное, чтобы у тебя все было хорошо.
Хотя, если мы посмотрим на семидесятые-восьмидесятые годы, все-таки советская эпоха, она отличалась прямо противоположными явлениями. Но зачем системе поддерживать какие-то действительно серьезные коллективные достижения технического, научного плана, общественной дискуссии? Нынешняя система заточена на то, чтобы, наоборот, показать нам ту же самую волчью яму, где побеждает тот, кто сильнее. Вот та самая парадигма, которую навязывает власть, чтобы мы ничего дальше с вами не видели.
Но мы видим причины формирования всех негативных процессов, на которых построен фильм. Зарождается первая собственность, первый частный интерес, первая жажда наживы, жажда прибыли, вокруг этого начинаются конфликты с другими подобными группировками. Система это поощряет. Зачем вам идти становиться умными, осваивать знания, получать образование? Вам просто достаточно быть предприимчивым, «стричь» друг у друга деньги, организовывать свой бизнес. Если нужно за этот бизнес пойти на жестокость, значит, так и надо. По-другому система развиваться не может. Потому что деньги выше человеческой жизни, выше здоровья, выше нравственности и морали. Вот система нам показала в очередной киноленте, что именно таким образом Советский Союз и разрушался. Потому что подобные группировки получали финансы, получали влияние, получали возможности. Коррумпировали правоохранительные органы, начали лоббировать своих политиков, лоббировать свои интересы и выросли в воровские девяностые и нулевые. Из нашей богатейшей на планете страны, из нашего народа сделали нищих и жестоких.
Хотелось бы отдельно отметить, что там, где сериал снимали, в гаражных кооперативах, в старых квартирах, в задрипанных больницах, это даже не декорации. Нужно просто заехать в среднестатистический, рядовой регион – и можно снимать без проблем, без декораций заданный сериал. Потому что наша страна застряла во времени. Социалистическое государство вкладывало в людей, в экономику, в социальную сферу, поэтому и шло на развитие. На определенном этапе все это остановилось, потому что все эти финансы пошли в карманы собственников, в карманы предпринимателей. И система застряла.
Смотришь сериал, а в нем в гаражном кооперативе стенка на стенку дерутся. Десятки молодых людей скажут: слушай, да у меня за окном, за забором абсолютно такая же картина. Настолько упал уровень жизни, что для фильма о жизни полвека назад даже строить, рисовать ничего не нужно. Можно просто камеру направить на жилой сектор любого российского города.
В целом это, безусловно, закономерный продукт той политики, той системы, того курса, который сегодня проводит власть. Потому что культура – это отражение тех реальных процессов, которые происходят в обществе. Другим похвастаться сегодняшняя культура не может. То, что государство вкладывает в это деньги, только подтверждает данное правило. Другой продукт им не нужен, не будут же они говорить: ребята, нужно быть сознательным, нужно иметь критическое мышление, нужно видеть причину проблем, нужно видеть, кто убивает, и угнетает, и грабит нас. Нет, рвите друг друга – и тогда власть сможет воспитать ту молодежь, которая для нее нужна, с которой ей легче будет работать.
Мое отношение к сериалу «Слову пацана» очень и очень негативное. Он однозначно внесет свою лепту в дальнейшее разложение российского общества и в дальнейшую деградацию молодежи. Насмотревшись подобных шедевров, ничего положительного в головах молодых людей не прибавится. У нас же, у сознательной части общества, есть важная миссия: указать на классовые интересы, которые стоят у подобных деятелей культуры, снимающих такие фильмы; объяснить, почему государственное финансирование идет на подобные проекты. Повторю: власть не заинтересована в умной, сознательной, талантливой молодежи. Чем глупее будут люди, тем умнее будет правительство в глазах молодых людей.