В БЛИЖАЙШИЕ два десятилетия Россия, возможно, будет вымирать со скоростью 800 000 человек в год, и к середине XXI века может потерять 15,1 млн человек населения, согласно «негативному» прогнозу Росстата, о котором пишет РБК.
Согласно «базовому» прогнозу, естественная убыль населения РФ в 2023-46 гг. составит в среднем 500 000 человек в год, а численность населения сократится на 7,6 млн человек, до 138,8 млн – минимума с 1981 года.
В «пессимистичном» сценарии Росстата, а другие в нашей стране практически не сбываются, вторую половину XXI века Россия встретит, имея лишь 130,6 млн человек постоянного населения, что соответствует уровню РСФСР начала 1970-х (130 млн), или Российской империи 1897 года (129 млн).
Несмотря на увеличение средней продолжительности жизни с 73,17 года в 2024 году до 77,15 года в 2045 году, число умерших в России, согласно «пессимистичному» прогнозу, будет расти и к 2039 году сравняется с рекордами пандемии Covid-19 – 2,09 млн человек в год.
«ПЕССИМИСТИЧНЫЙ» прогноз Росстата соответствует базовому прогнозу ООН. Он ожидает, что численность постоянного населения России с 146 млн человек сейчас упадет до 133 млн к 2050 году. В результате Россия вылетит из топ-10 стран мира по численности населения, пропустив вперед, например, Конго, Эфиопию и Мексику. Население Эфиопии с 122 млн человек сейчас, по прогнозу ООН, вырастет до 213 млн человек к 2050 году, Конго – с 97 до 215 млн, Мексики – с 127 до 144 млн.
Из СССР Россия вынесла 148 млн человек населения и 6-е место в мире (после Бразилии, Индонезии, США, Индии и Китая), но за 30 лет современной истории потеряла больше 14 млн человек.
В 2018 ГОДУ в России запустили нацпроект «Демография» на 4 трлн рублей, в рамках которого планировалось за 6 лет остановить вымирание страны. В итоге за 2018-22 гг. Россия потеряла 2,9 млн человек.
Почти в половине регионов страны естественная убыль (превышение количества смертей над числом рождений) усугубляется миграционным оттоком. Это характерно прежде всего для Дальнего Востока и Сибири.
После массового отъезда населения в прошлом году (отрицательный миграционный баланс сформировался в 66 регионах, или ¾) число регионов с миграционным приростом и оттоком за январь – сентябрь практически сравнялось: 43 и 42 соответственно, отмечают в обзоре аналитики «Эксперт РА». «Но это по-прежнему не касается большинства регионов Сибири и Дальнего Востока», – отмечают они. В десятке регионов с максимальным миграционным оттоком постоянного населения семь из восточной части страны. Три оставшиеся – Коми и две северокавказские республики, Чечня и Северная Осетия. Миграционный отток наблюдался не только в традиционных регионах Сибири и Дальнего Востока, но и на других территориях страны, подчеркивают авторы обзора.
По притоку традиционно лидируют столичные регионы (Москва, Санкт-Петербург и области), Краснодарский край и Ханты-Мансийский АО. Центрами притяжения населения являются крупные регионы, констатируют аналитики «Эксперт РА». Попадание в лидеры Краснодарского края они связывают с тем, что это «ближайшая территория перетока населения» с территорий Украины и новых регионов, а в ХМАО едут на заработки. Это «удаленная территория с высокой оплатой труда», поэтому там «наблюдается рекордно высокий приток и низкий отток населения за последние несколько лет».
Миграционный приток, хоть и восстановившийся, но слабый, не в состоянии компенсировать естественную убыль населения на фоне демографических проблем, констатируют авторы обзора. По итогам трех кварталов это получилось всего в 10 регионах, а в 36 миграционная убыль сочеталась с естественной. В целом же по России миграционный прирост компенсировал чуть менее половины естественной убыли населения, отмечают авторы.
В традиционных крупных центрах миграционный приток снизился даже по сравнению с прошлогодним, а в Санкт-Петербурге и вовсе миграционная убыль. Это, по мнению авторов обзора, может быть связано в том числе со снижением интереса у зарубежных трудовых мигрантов из стран СНГ, которые, как правило, и выбирают крупные города, на фоне ослабления рубля.
В БЛИЖАЙШИЕ годы аналитики «Эксперт РА» не видят предпосылок для существенного улучшения ситуации: из-за демографической ямы миграционный прирост будет компенсировать естественную убыль лишь на треть. Трудовая миграция все еще отстает от допандемийных уровней, и ее восстановление может растянуться на несколько лет, полагает экономист Газпромбанка Павел Бирюков.