Прощаясь с Юрием Соломиным…
«Без театра не может быть нации», – говорил великий драматург А.Н. Островский. Эту мысль часто любил повторять Юрий Мефодьевич Соломин.
Уход из жизни творческих людей такого высокого калибра, как Юрий Соломин, – огромная печаль для нации, но, одновременно, и немедленное подтверждение того, что «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье». Теперь уже на расстоянии вечности. А вечность имеет строгое свойство – проявлять реальный масштаб личности.
Юрий Мефодьевич был не просто художественным руководителем Малого театра. Он был его нравственной крепостью. Он был его ангелом-хранителем. Будучи уже тяжелобольным, он как будто дал себе задание выстоять и прожить свой последний год под знаком Александра Островского.
Артисту Юрию Соломину было под силу и удавалось всё – блистательные водевильные, сказочные и опереточные персонажи, сложные драматические и трагические образы, интересные и глубокие герои-современники.
Но главной его страстью, любовью и заботой был, конечно же, Малый театр. Театр был его сокровищем. Он неустанно и неусыпно берег его от всех эпидемий и опасных нововведений времени. Он берег в нем его главную тайну, его главное богатство – живой русский язык и народную простоту – редчайший дар, доставшийся Малому театру. Дар, которым в полной мере владел и сам Юрий Соломин.
В тех нечастых, но очень запоминающихся дружеских беседах, которые случались у нас с Юрием Мефодьевичем, он всегда с нескрываемой эмоциональной тревогой говорил о судьбе всей русской культуры в XXI веке. Об опасностях, ее подстерегающих. О силах, которые нужно собирать для защиты ее богатства и достоинства.
Он защищал традиционный русский театр! Однажды на встрече со зрителями он произнес удивительную фразу: «Уходит куда-то от нас доброта». Так серьезно эти слова мог бы произнести только Дон Кихот Сервантеса.
Юрий Мефодьевич был рыцарем традиции. А основой и сердцем всей традиционной русской культуры действительно была доброта. Это у нас от Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Малый театр Юрия Соломина и был наследником Пушкина, Некрасова и Александра Островского.
Я завидую новым поколениям, которые впервые будут смотреть на экране Юрия Соломина в роли Миклухо-Маклая и Арсеньева в фильме японского режиссера Куросавы, назвавшего Соломина одним из десяти лучших актеров планеты.
Я радуюсь за тех, кто впервые откроет для себя капитана Кольцова в «Адъютанте его превосходительства». Для меня это один из самых любимых образов, созданных Юрием Соломиным. А его диалог с героем-подростком Юрой о садовнике – это настоящая вершина не просто актерского мастерства, но человеческого, личностного проникновения в судьбу простого человека. Эта притча о садовнике – ярчайший образ нашего советского культурного наследия, к которому Юрий Соломин имел самое прямое, сердечное и тесное отношение.
С чувством огромной утраты, но, одновременно, чувством благодарности и любви я прощаюсь с этим гениальным и в самом высоком смысле Простым Человеком. Вечная память!
Г.А. ЗЮГАНОВ,
Председатель ЦК КПРФ