ТАК УЖ повелось в рыночной России, что в канун Нового года немало людей лишаются работы. И никакие сверкания и блеск новогодних огней и елок, сказочное убранство улиц, зазывание витрин их не веселят. И Иван Максимович, полжизни проработавший на своем предприятии, оказался не у дел. Таковы изломы человеческих судеб по вине утвердившейся системы и алчных рыночных хозяев, ставшие правилом.
И это тем более горестно сознавать, так как Иван Максимович, как и многие другие нынешние бедолаги его возраста, оставшиеся без работы, начинавшие свою трудовую биографию еще в советское время, оказались как бы очевидцами двух эпох и могут их сравнивать.
В то далекое время было совершенно немыслимо остаться без работы или по несколько месяцев не получать зарплаты, или вдруг, без объяснения причин, получить ее резкое урезание. На защите рабочего человека всегда стоял профсоюз, общественные организации. И главной заботой было лучшее овладение профессией, повышение деловой квалификации, развитие культурное и духовное. Уже со школьной скамьи воспитывалось чувство гражданственности и патриотизма.
И Иван Максимович, как и все его сверстники, прошел через пионерию и комсомол. И уж, конечно же, историю своей страны понимал и чтил.
Теперь вот задай молодежи вопрос: кем были Ленин и Сталин, и какое государство они создавали? Не все на него ответят. Да это и понятно, если в школьных учебниках советский период истории был почти полностью исключен.
А рыночные правители, либерал-фарисеи и иные политические деятели, ученые, публицисты Ленина и большевиков предавали хуле, приписывали им всякие нелепицы, хотя советскому поколению трудящихся было хорошо известно, что это – вождь мирового пролетариата. В самые тяжелые годы – после первой мировой войны и гражданской, которые развязали западные колонизаторы вместе с предательской белогвардейщиной, он спас страну от хаоса, развала и анархии, после вероломных действий буржуазного правительства.
За пять лет – с 1917 по 1922 год – Ленин и большевики сумели вывести Россию из глубочайшего кризиса, разгромить ее внешних врагов, в число которых, как и сейчас, входили США, Англия, Франция, Япония, и восстановить порядок в государстве, создать мощную советскую державу – СССР.
Даже не питавший симпатий к Ленину У. Черчилль вынужден был признать, что «ценой нечеловеческих усилий он спас Россию от хаоса, развала и вернул ее на торную дорогу цивилизации».
Побывавший у нас в 1920 году и встречавшийся с В.И. Лениным английский писатель Г. Уэллс писал, что не верит в хулу многих тогдашних деятелей о том, что в бедствии, обрушившемся на Россию, повинны большевики. «Разоренная Россия отнюдь не подверглась нападению некоей разрушительной и зловещей силы, прогнивший строй сам по себе пришел в упадок и рухнул».
Не коммунизм вверг эту гигантскую пошатнувшуюся, обанкротившуюся империю в опустошительную шестилетнюю войну, Это сделал европейский империализм. И не коммунизм подверг истерзанную и, быть может, погибающую Россию непрерывным нападениям платных наемников, интервенции, мятежам, не коммунизм стиснул ее в кольце жестокой блокады. Мстительный французский кредитор, тупоголовый английский журналист гораздо более ответственны за ее смертельные муки, чем любой из коммунистов.
Разве не напоминает это и нынешних ненавистников России, профашистских правителей Запада, чьи имперские предки уже тогда готовились стереть с лица земли нашу страну и русских людей?
Тогда не вышло, потому что во главе Советского государства стояли мудрые, дальновидные правители.
В НЫНЕШНЕЙ России, когда всё больше говорят о почитании и сохранении лучших отечественных традиций, советский период истории вспоминают не часто. Наоборот, больше славят царей, хотя ни одному из правителей России не удалось добиться столь впечатляющих результатов в такой короткий срок, как это сделали Ленин, Сталин и большевики.
Ну что такого особенно заметного, значительного за период своего правления совершил, например, Александр III, именем которого назван один из мощных кораблей Морского флота? На этот вопрос в нашей стране ныне мало кто ответит. Зато царю даже памятник открыт на территории арсенального каре в Большом Гатчинском дворце в честь 175-летнего юбилея со дня его рождения.
А вот в числе его деяний был и циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г., восстанавливающий сословные принципы образования, при которых дети низших слоев – кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и прочие – лишались права обучения в гимназиях. Эта привилегия сохранялась лишь для высших кругов, как утверждал и царский министр просвещения И. Делянов.
И ныне мы к этому почти приближаемся, так как образование всё больше становится платным, а значит, и не всем доступным при нищающем населении. Это при Советах, при Ленине и Сталине оно было для всех бесплатным – даже вечернее и заочное, как и лечение, и социальное жилье.
В рыночной России чистоган и коммерция стоят во главе всего. Может, потому и памятные мероприятия к столетию смерти В.И. Ленина проводят сегодня только коммунисты, левые силы. Ясно, что прокремлевские, подручные власти СМИ о них не вспоминают. Хотя особые симпатии либеральной клики направлены и на питомца Александра III – царя Николая II. Ему в качестве охранной грамоты церковью выдано увековечение в числе святых. Хотя при жизни царю такого почета не давали даже самые близкие царедворцы – министры-капиталисты, депутаты царской Думы. Они отвернулись от верховного правителя, доведшего страну до разрухи. И мыслящие люди, передовая интеллигенция при жизни Николая II давали ему свою оценку.
А.М. Горький писал, что за время царствования последнего Романова погублено русского народа больше, чем во всех войнах XIX века, повешены и расстреляны 14 тысяч участников первой русской революции 1905 г., 8 миллионов потеряно в Первой мировой войне, 400 тысяч – в войне с Японией, казнено 5 тысяч человек, множество людей погибло при коронации царя на Ходынке, в еврейских погромах, во время Ленских событий в 1912 году.
А то, с каким пренебрежением относился царь к простому рабочему люду, отражено в Своде Законов Российской империи, изданном в Петербурге и подписанным самодержцем всея Руси в 1895 году.
В статье 499-й говорилось, что «Рабочими людьми называются… дурного поведения заграничные выходцы, коих общество иметь у себя не пожелает, а также причисленные к городам лица других званий, ниже сего в статье 522-й поименованные и приписываемые в рабочие люди за пороки и неисправный платеж податей и других сборов».
Кто же эти лица других званий? «Питомцы воспитательных и сиротских домов, незаконно рожденные, иноверцы, ссыльные, а также лица, исключенные из цеха вольных мастеров».
Можно себе представить, каким брезгливым было выражение лица царя, читавшего эти статьи. Вот эта самая брезгливость, презрение к низшему сословию того же царя отозвались по всей стране, аукнулись митингами, забастовками, схватками с полицией.
Как писал один из участников этих протестов, рабочий поэт: «Это был не взрыв негодования, не мольба, не вызов, не протест… Это был конец тупым страданьям, и над молохом разбитый крест! Как река, прорвавшая запруду, как могучий горный водопад, закипел, запенился повсюду… вольный всем и радостный набат».
Особенно сильно прогудел этот набат с прорвавшейся ненавистью к царизму и его сатрапам на Ленских приисках в 1912 году, где люди, работая по 11–12 часов в каторжных условиях и скверно питаясь, начали забастовку. В ответ на это хозяева Лензолота среди лютой зимы несколько тысяч рабочих с их женами и детьми выбросили на мороз при полной невозможности выехать куда-либо до открытия навигации.
Солдатам, окружившим казармы, был дан приказ стрелять в людей. Убитых и раненых увозили, а слуги царя продолжали расстрелы по бежавшим и лежавшим людям.
Это массовое убийство рабочих заслонило собой весь тот ужас, который был на приисках до этого. Если до этого трудяги искали виновников ужасных условий труда, то теперь они стали искать истинных виновников пролитой крови. И по всей стране еще более бурно закипели протесты и волнения. Они были преддверием Октябрьских дней 1917 года. Так что, если ныне церковь, объявляя царя Николая II святым, ждет сочувствия к нему народа, то в те далекие дни в массах людей такого сочувствия не было. Рабочие и их семьи хорошо помнили о диких условиях жизни и труда на хозяина, о произволе и беззаконии, которые они испытывали. При этом, чтобы их детям поступить на работу к хозяину, заводчику или фабриканту, надо было заплатить немалые деньги.
А часто молодежь, поступающую на завод, даже за деньги никто обучать и не собирался. Опытные рабочие ревниво хранили свои секреты.
Молодой рабочий В. Косырев, поступивший в 1914 году на Оптико-механический завод, вспоминал:
«После долгих трудов я научился сам кое-как управлять станком, сделав несколько первых деталей, понес показать их мастеру. Лицо мастера потемнело, я почувствовал сильный удар и увидел свои детали на полу. Немного позже я узнал, в чем дело: на деталях имелись крохотные заусенцы. Так кончилась моя «учеба».
НУ, О ТАКОМ жестоком времени уже упомянутый нами оставшийся без работы под Новый год Иван Максимович знал по воспоминаниям своих дедов и прадедов. Сам же он пришел на свой завод уже в советские годы, как и многие, из ПТУ, и ему помогали овладеть профессией старшие товарищи, мастер участка. А об условиях труда и приеме в ПТУ можно было прочитать в любой газете. Чего только не гарантировали участникам: и бесплатное питание, и обмундирование, и благоустроенное общежитие, и треть заработанных денег, и льготный проезд на транспорте, и помощь в дальнейшей учебе, и преимущества при поступлении в техникум и вуз.
Это получил Иван Максимович, но всего этого – такой сильной поддержки государства – лишилась молодежь при диком капитализме, когда не стало уверенности в завтрашнем дне, и только сам ты о себе можешь позаботиться. Получил профессию – карабкайся, как можешь, пока тебя не сократят или не урежут зарплату, или предприятие твое не обанкротят.
Неудивительно, что сейчас забили тревогу о нехватке рабочих кадров, которые испытывают многие предприятия, если все годы рыночных реформ ими не дорожили и их не растили.
А тогда, когда издавались первые Советские декреты, во главу их ставились преодоление неграмотности и темноты человека, помощь ему в овладении профессиями, так нужными для осуществления модернизации страны, ее индустриализации.
Поражают глубочайшая проницательность Ленина, перспективность мышления и его уверенность, что народ восстановит страну, поднимется в своем профессиональном, культурном и духовном росте до сознания необходимости общей большой коллективной работы – и отсталость будет преодолена.
Так и вышло: в середине первой пятилетки, за 1928–1933 гг., был удвоен промышленный потенциал, покончено с безработицей.
К концу 30-х годов вступило в строй 6000 новых предприятий, за 3,5 года третьей пятилетки (предвоенной) было введено еще 3 тысячи предприятий.
В 1937 году новые и реконструированные предприятия дали свыше 80% промышленной продукции. Претворился в жизнь лозунг, выдвинутый Сталиным: «Кадры и техника в период обновления решают всё!»
И производительность труда выросла вдвое, валовая продукция увеличилась в 2,2 раза.
В начале 3-й пятилетки промышленность стала уже рентабельной.
«У нас не было черной металлургии, основы индустрии, автомобильной, тракторной и другой промышленности. Теперь они есть!» – говорил Сталин.
В производстве электроэнергии и нефтегазовой продукции мы стояли на последнем месте. Теперь выдвинулись на одно из первых.
Советская страна уже перед началом ВОВ прекратила ввоз с/х машин и тракторов, импорт хлопка. Резко сократились затраты на приобретение черных металлов. Выросло число людей, овладевших индустриальными профессиями, тех самых рабочих, которые еще в начале 20-х годов были темными, малограмотными.
А программа ликвидации неграмотности была завершена во второй пятилетке. К началу 40-х годов уровень грамотности составлял уже 80%. Выросла новая интеллигенция. А духовное, нравственное воспитание, полученные в школах и институтах, помогли не только отстроить страну, но и победить фашизм гитлеровской Германии.
Всё это – итог мудрой и дальновидной политики наших вождей. Люди разных политических убеждений, разумеется, по-разному относились и относятся к ним. И в рыночно-буржуйских высших кругах тоже. Но социологические опросы, проводимые в стране, показывают, что большинство нашего народа, честного и проницательного, вопреки всему дают высокую оценку Ленину и Сталину как выдающимся деятелям нашего государства. Бесспорен факт, что именно они сыграли решающую роль в создании обновленной и могучей державы, ее мощной индустрии и обороны, которые и поныне служат верным щитом в защите нашей страны от посягательств западных фашиствующих колонизаторов-глобалистов, в сражении с укронацистами.
Президент на Валдайском экономическом форуме признал моральное и стратегическое банкротство капитализма. И на том же форуме подчеркнул, что важной задачей является укрепление суверенитета, основанного на самодостаточности в технологиях, финансах, экономике.
Но задачи такого масштаба невозможно осуществить и добиться полной победы над западным глобализмом и фашизмом в рамках нынешнего социально-экономического курса, олигархической рыночной идеологии. Только смена их, опора на созидательный советский опыт, за что неустанно и борются коммунисты, могут привести к возрождению страны, построению ее на основах социальной справедливости, к полновесной победе, за что сейчас героически сражаются и наши воины на Украине.
Уроки истории многому учат нас. И главное – умению строить лучшее будущее для своей страны и народа.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.