Ситуацию на Украине можно назвать настоящим театром ужасов, пишет автор статьи для New Statesman. СМИ стараются убедить население, что в стране всё под контролем, а ВСУ стойко держатся. На деле люди бегут за границу, потери растут, а на Западе ослабевает желание финансировать Киев.
Прошлой ночью я никак не мог заснуть. Но не потому, что в нашей киевской квартире отключили отопление – у нас дома полно теплых одеял, а на улице потеплело с 15 градусов мороза до нуля.
Разумеется, накрываться этим слоеным пирогом из трех-четырех одеял неудобно: тяжесть давит, и ворочаться с боку на бок тяжело – зато спишь в тепле! Но вчера не помогали даже одеяла. Вечером мы с женой пошли в театр на спектакль по роману Теннесси Уильямса «Римская весна миссис Стоун». Постановка мне не понравилась. Но мы досмотрели до конца, тем более что накануне урвали последние два билета. В зале был аншлаг, и в конце спектакля публика закатила овацию. В конце концов мне тоже пришлось встать. Я смотрел на счастливые лица актеров и ощутил воодушевление зрителей. Пока они продолжали хлопать, я никак не мог понять: в чем же дело? Это ведь довольно избитая пьеса о любовных приключениях богатой американки в Риме после Второй мировой, о разоренных войной итальянских аристократах, вынужденных податься в жиголо или пойти попрошайничать. В конце одна из героинь, старая итальянская графиня, произносит, по существу, антиамериканский монолог, из которого явствует, что она сторонница Муссолини и не может простить американцам разгром фашистской Италии.
Следующее утро началось как обычно. Я открыл в телефоне свежую сводку Генерального штаба ВСУ. Читаю: подбито 20 вражеских танков, взорвано 35 БМП, и 19 артиллерийских установок больше не будут вести огонь по позициям украинской армии. А еще за прошедшие сутки на линии фронта уничтожено 920 солдат неприятеля – в том числе пока я был в театре. Потом я выпил кофе и посмотрел пару свежих роликов с фронта, как украинские беспилотники взрывают русские укрепления и блиндажи. Такие ролики – как еще одна чашка кофе. Они бодрят и наполняют надеждой на лучшее. Но верю ли я этим ежедневным донесениям об успехах ВСУ? И да, и нет. Точнее, хочу верить, но понимаю, что это тоже пропаганда. Ведь их цель – поддержать боевой дух и сплотить украинское общество. Я же не могу проверить, сколько российских танков действительно уничтожили ВСУ. Как не знаю и сколько вчера погибло украинских солдат, и сколько танков потеряла украинская армия. Все потери ВСУ останутся военной тайной до конца боевых действий. Но одно то, что линия фронта практически не движется, говорит о том, что ВСУ стойко держится, защищая территорию свободной Украины.
Ознакомившись со свежей статистикой потерь противника, я мысленно вернулся к вчерашнему представлению – а точнее, к театру вообще. Я вспомнил, что несколько известных актеров разных украинских театров отправились в армию и за последние месяцы погибли на фронте. Вспомнил, что из-за мобилизации ведущего актера один театр даже убрал из репертуара спектакль, где тот играл главную роль. Не думаю, что спектакль скоро вернется – ведь главный актер убит. Вспомнил, что в титрах большинства новых украинских фильмов встречаются имена в рамке – все эти люди тоже мертвы. Этих погибших актеров, режиссеров и звукорежиссеров надо записывать сразу в два списка потерь: для украинской армии и для украинской культуры.
Эти мысли разбередили во мне чувство вины. Я пожалел, что так мало хлопал вчера. Надо было аплодировать и кричать «браво» – хотя бы по той простой причине, что театры до сих пор работают и что культурная жизнь в воюющей стране продолжается и дает столь желанную передышку тем украинцам, кто не на фронте и не под огнем. В среднем Киев обстреливают раз в неделю, хотя сирены воют каждый день. Но когда они молчат, городская жизнь кажется обыденной. В театрах и кино полно народу. Открываются новые художественные выставки. Молодежь спешит на рок-концерты – нередко с воинственными и патриотическими песнями. В киевских барах и ресторанах и даже на городских улицах струится живой джаз.
В театре, где побывали мы с женой, даже есть свое бомбоубежище – подземный зал со сценой, где можно смотреть спектакль даже во время авианалета. Наверное, там полагается ставить спектакли о нынешнем конфликте. Таких уже набралось немало, но мне их смотреть не хочется: хватает сводок Генштаба.
События на театре военных действий гораздо драматичнее любой пьесы. Наша линия фронта простирается почти на одну тысячу километров. Это, считай, вся Украина, поскольку российские ракеты и беспилотники достигают западных рубежей, а иногда даже залетают в соседнюю Польшу (никаких доказательств того, что ракеты над территорией Польши были российскими, никогда не предоставлялось. – Прим. ИноСМИ).
Директор этого театра – президент Владимир Зеленский. Режиссер – главнокомандующий ВСУ генерал Валерий Залужный. Время от времени украинцев пугают слухами, что эти двое друг с другом не ладят, и тогда по телевизору появляется какой-нибудь политик или представитель администрации, чтобы успокоить народ. Он уверяет, что всё в порядке, всё под контролем, что все ветви государственной и военной власти работают вместе – в полной гармонии.
В опросе «Рейтинг доверия» по итогам года Зеленский занял среди украинских политиков первое место с 77%. Правда, в 2022 году его рейтинг был еще выше – 90%. Имя Залужного там вовсе не значилось – он ведь не политик. Но в другом опросе его деятельность одобрили 88%, а рейтинг ВСУ и вовсе достиг целых 96%.
Хотя популярность главнокомандующего, может, и раздражает Зеленского, политической угрозы для президента она не представляет. Поскольку уже решено, что провести ранее запланированные президентские и парламентские выборы на фоне боевых действий невозможно, поддержка Зеленского остается достаточно стабильной. К тому же реальной альтернативы в украинской политике ему так и так нет. Его критикуют те же 20–25% населения, которые не голосовали за него в 2019 году. Остальные избиратели его скорее поддерживают – или как минимум закрывают глаза на его ошибки.
В последние два месяца у всех на устах слово «мобилизация». У большинства оно вызывает жуткий страх и тревогу, и его можно услышать сотни раз в день.
Украинские генералы говорят, что на смену всем раненым и убитым нужно срочно поставить под ружье полмиллиона человек. Минфин сетует, что с таким притоком новобранцев в бюджете не хватит денег на форму, довольствие и вооружение. Парламент никак не примет новый закон о мобилизации, который бы всех устроил и обставил бы все цивилизованно. Так что закона пока нет. И поэтому мобилизация по-прежнему проводится «советскими» методами. Повестки раздаются водителям и пассажирам прямо на КПП. Иногда облавы проходят в ресторанах и фитнес-клубах, и у всех мужчин в возрасте от 27 до 60 лет проверяют, встали они уже на воинский учет или нет. В противном случае им тоже вручают повестки.
Но далеко не факт, что они отправятся на следующий день в военкомат как законопослушные граждане. Некоторые из них рванут на западную границу и попытаются улизнуть любым доступным способом: переплывут пограничную реку, уйдут горной тропой через Карпаты, уедут поездом по фальшивым документам. Пограничники каждый день ловят беглецов. Уже почти 20 украинцев утонули в реке Тисе, которая отделяет нашу страну от Венгрии и Румынии. Еще десятки замерзли насмерть в Карпатах, пытаясь пробраться в Румынию. За последние два года пограничники поймали почти 15 тыс. мужчин призывного возраста. Но еще больше украинцев благополучно бежало из воюющей страны. Они знали, кому надо дать «на лапу» и собрали нужную сумму.
С начала боевых действий 24 февраля 2022 года украинскую границу пересекли почти 700 тыс. военнообязанных. Это больше, чем сейчас солдат на фронте. В ближайшее время эти беглецы домой не вернутся. Германия, Польша, Эстония и другие пообещали, что депортировать их домой не будут. Более того, многие из них уже даже воссоединились с женами и детьми, покинувшими родину в самом начале конфликта. «Мы не можем заставить их вернуться», – признался в прессе секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов.
Это означает, что на фронт вместо уехавших призовут оставшихся. Многие фирмы и заводы уже жалуются на кадровый голод. «В нашей типографии некому работать, – посетовал недавно мой украинский издатель Александр Красовицкий. – Почти всех уже призвали. Из-за этого спланировать дату выхода книги практически невозможно».
Некоторые предприниматели даже прячут сотрудников от военкоматов и позволяют им ночевать прямо на рабочем месте. Но эта уловка работает только в больших городах – в сельской местности всё иначе: все военнообязанные на виду. И там прятаться от воинской службы зазорно. Поэтому и уклонистов там почти не бывает: получив повестку, люди послушно идут в военкомат. Сначала их везут в тренировочные лагеря, а оттуда плохими, разбитыми дорогами – на линию фронта.
Во всех областях, где развернулись военные действия, дороги – зона повышенного риска. Они часто заминированы. Российские спецназовцы минируют дороги на территориях, подконтрольных ВСУ, украинские – на территории противника. Взрывы случаются и там, и там. В результате на обочинах дорог разбросаны сотни остовов сгоревших машин, как военных, так и гражданских.
В 2017 году дороги Донбасса на востоке Украины привлекли внимание выдающегося драматурга Натальи Ворожбит. Она написала пьесу «Плохие дороги», которую сейчас ставят по всему миру, в том числе в лондонском театре «Ройял Корт». Я еще не видел. Но обязательно пойду, как только ее будут давать в Киеве. И даже если постановка мне не очень понравится, обещаю дружно хлопать вместе со всеми.
New Statesman (Великобритания)
"С начала боевых действий 24 февраля 2022 года украинскую границу пересекли почти 700 тыс. военнообязанных."===
А по интернету гуляют эти сведения: "Почти за две недели после объявления частичной мобилизации Россию покинули примерно 700 000 человек".
Выходит поровну, но если учесть людские ресурсы России и Украины, то для последней это весьма и весьма чувствительно.
В МИРЕ "Театр ужасов Зе" Автор??? замени Зе на Пу и из сумашедшего 1- степени превратишся в с-2 и второе с какой целью СР стала публиковать бред иностранцев, что своих не хватает...., только засоряют страницы левой газеты, позорят ВВЧ...