Вот и снова пришла весна. Наступившее пробуждение природы, пение птиц и солнечные лучи вновь вдохнули в нас новые силы и новые надежды. К тому же в это удивительное время года мы отмечаем два не только любимейших, но и главных в нашем календаре праздника: День космонавтики и День Великой Победы. Однако не стоит забывать о том, что в первые весенние дни также появился на свет первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, проложивший дорогу в космос и навеки вписавший золотыми буквами свое имя и свой подвиг в летопись отечественной науки. Вот уже какую по счету весну мы встречаем без него, а все же каждый раз до боли сжимается сердце от осознания того, как же безвременно он от нас ушел. Вместе с тем, вспоминая его ослепительную улыбку, добрые глаза и бессмертное «Поехали», мы ловим себя на мысли, что на душе тут же становится тепло и спокойно. Значит, все-таки в Гагарине есть какая-то своя особая магия, заставляющая людей разных возрастов, национальностей и профессий, думая о нем, испытывать самые светлые чувства. Кроме того, очевидно, что жуткое слово «смерть» никак не сочетается с именем этого светлого, лучезарного, доброго и скромного человека, которому однозначно удалось ее победить и остаться живым в памяти благодарных потомков.
Казалось бы, какой смысл в очередной раз писать о Гагарине, о котором уже все сказано, ведь написаны десятки книг в самых разных жанрах, сложено невероятное множество стихов и песен, сняты художественные и документальные киноленты?.. Но ведь несомненно, что у каждого из нас есть свой Гагарин, а значит, каждый рассказ о «сыне Земле и звезд» имеет ценность, поскольку представляет собой не только дань уважения первому космонавту Земли, но и бесценный вклад в написание народной книги о Юрие Алексеевиче, книге, у которой, определенно, не будет конца, поскольку никогда не иссякнет полноводная река бесконечной любви к одному из лучших сынов нашей планеты.
Одни фотографии уже могут дать нам довольно полное представление о Юрие Гагарине. Вот он в окружении любимой супруги и дорогих дочерей, вот он на встрече с советскими школьниками, вот – у могилы Карла Маркса, на трибуне Мавзолея вместе с первыми лицами партии и правительства, с клюшкой на льду, на рыбалке, в скафандре перед историческим стартом космического корабля «Восток-1», с лидерами зарубежных стран. Иногда просто не верится, что на всех этих фотоснимках изображен один и тот же человек. И первое, что бросается в глаза на каждой фотографии, – это однозначно его замечательная улыбка, которая покорила и продолжает покорять сердца миллионов людей по всему миру, делая их чище, лучше, добрее…
«Семья, в которой я родился, самая обыкновенная, она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей социалистической Родины. Мои родители – простые русские люди…» – вовсе не случайно именно с этих строк начинается автобиографическая книга Юрия Гагарина «Дорога к звездам». Несмотря на мировую известность и невероятную славу, Юрий Алексеевич всегда подчеркивал свое простое происхождение и никогда не ставил себя выше своего народа, своих соотечественников, честных тружеников, тех самых, которым Сталин посвятил отдельный тост в 1945 году.
Рассказывая о своей жизни, Гагарин неоднократно упоминает о том, что любовь к Родине, с прошлым, настоящим и будущим которой Гагарин с самого детства чувствовал невероятно крепкую связь, была для него тем чувством, которое всегда вдохновляло его, не давало упасть духом ни при каких обстоятельствах и служило ему надежной путеводной звездой. Во время учебы в Люберецком ремесленном училище Гагарин прочитал множество книг про В.И. Ленина, М.В. Фрунзе, товарища Артема, которые восхищали его прежде всего тем, что вся их жизнь представляла собой «сплошной подвиг». Немного позднее, поступив в Саратовский индустриальный техникум, юный Гагарин стал посещать оперный театр, наибольшее впечатление на него произвела опера Глинки «Иван Сусанин». «Следя за спектаклем, я как бы сам находился на сцене с русским народом, борющимся против врагов Родины», – так в своей книге вспоминал об этой постановке сам Юрий Алексеевич. Как вспоминала его мама, Анна Тимофеевна, хотя ее сыну и приходилось подрабатывать, чтобы заработать на билеты в театр, он всегда наотрез отказывался принимать родительские деньги, поскольку знал, каким трудом его родителям они доставались. Анна Тимофеевна справедливо отмечала, что «то, что достается нелегко, больше ценится», следовательно, «Юра, его товарищи особенно ценили театр, потому что путь к нему лежал через работу для покупки билетов». Едва ли не весь преподавательский состав техникума впечатляла разносторонность интересов Гагарина, который увлекался литературой, участвовал в олимпиадах по математике, занимался спортом, а также всегда находил время прийти на помощь тем однокурсникам, у которых были какие-то проблемы с учебой.
Во время учебы в техникуме Гагарин узнавал о примерах подлинного героизма, отваги и мужества не только из шедевров русской и мировой классики, но и из реальной жизни, пристально следя за самоотверженной борьбой корейского народа против американских империалистов. Примерно в то же время состоялось знакомство Юрия Алексеевича с наследием К.Э. Циолковского, который, как он впоследствии вспоминал, «перевернул» ему «всю душу». Гагарин тогда же подготовил сообщение об этом великом ученом, которое он представил на одном из заседаний физического кружка, организованного преподавателем физики Николаем Ивановичем Москвиным. Закончить его будущий космонавт решил воодушевляющими словами Циолковского о том, что «человечество не останется вечно на Земле». Как утверждал сам Гагарин, именно тогда у него «появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, – неудержимая тяга в космос». Как далеко уносила его фантазия? Мог ли он тогда вообразить, что именно ему выпадет высокая честь и колоссальная ответственность осуществить многовековую мечту многих и многих поколений и открыть новую эру в истории человечества?..
Прочитанные в детстве и юношестве книги, просмотренные фильмы и спектакли, беседы с друзьями о героизме и его значении в нашей жизни, стремление хоть немного походить на Чкалова и Маресьева, прекрасное воспитание и замечательные личные качества, преданность и желание быть полезным родной партии, советскому народу, горячо любимой им Советской Родине подготовили благодатную почву для полета Гагарина в Вечность и предопределили тот исторический во всех отношениях апрельский день, когда простой советский человек Юрий Гагарин превратился в миф, в легенду и не просто вошел в историю, а стал ею.
На Байконуре в тот день светило солнце. Ракета, подсвеченная его лучами, походила на настоящее произведение искусства. С.П. Королёв встретил Юрия Гагарина на краю стартовой площадки в составе специальной Государственной комиссии. Когда объявили пятиминутную готовность, все причастные к созданию ракеты и корабля испытали небывалые чувства. Сергей Павлович внешне старался казаться спокойным и сосредоточенным, однако ему все же не удавалось скрыть завладевшее им нервное напряжение. Начали неторопливо отдавать команды, которые Сергей Павлович дублировал на борт «Востока». Вот наконец он едва ли не заорал в микрофон: «Подъем!», и ракета сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее устремилась ввысь, в глубину неба, в космическое пространство. И вот в бункер донесся счастливый голос космонавта: «Поехали!», и этот гагаринский возглас неимоверно обрадовал Сергея Павловича, только тогда он выдохнул: «Настоящий русский богатырь». Впереди были исторические сто восемь минут, благодаря которым имена Юрия Гагарина и Сергея Королёва будут навеки вписаны в летопись советской и мировой науки…
Конечно, будет несправедливым не сказать о том, что гагаринский подвиг был подготовлен неимоверными усилиями десятков тысяч техников, ученых и простых рабочих, которые днем и ночью трудились над тем, чтобы «Восток» смог совершить первый в истории космический полет с человеком на борту. Автор одной из множества книг о Гагарине, Владислав Владимирович Артемов, справедливо сравнил их труд с грандиозной пирамидой, «на вершину которой был вознесен Юрий Гагарин». Следовательно, говоря о Юрие Алексеевиче и его легендарном полете, мы не имеем права не вспомнить добрым словом и этих простых «винтиков», которые внесли немалый вклад в нашу беспримерную победу над силами природы. Еще большее количество людей поспособствовало тому, чтобы Гагарин остался в истории не просто как первопроходец космоса, а как романтический герой нескольких поколений, как сверхчеловек, олицетворяющий все самые высокие и благородные порывы, стремления и дерзновения советского народа, нашей великой Советской страны.
Не менее исторической, чем сам полет, следует признать и первую после него встречу Гагарина и Королёва, легендарного космонавта и легендарного конструктора, благодаря которым наш народ навеки вписал себя в историю человечества. Сергей Павлович, едва переступив порог особняка, в котором отдыхал Гагарин, немедленно начал расспрашивать врачей о состоянии его здоровья, за которое он безумно переживал. Неизвестно, сколько бы длились эти расспросы, если бы конструктор не заметил спускавшегося со второго этажа Гагарина, к которому он тут же подбежал, крепко его обнял и растроганно поблагодарил: «Спасибо, Юра». Причем благодарил он Юрия Алексеевича в первую очередь не за совершенный им грандиозный рывок в развитии мировой науки и не за ту славу, которая сейчас должна была на него, на Королёва, обрушиться, а за исполнение своей мечты, главной и самой заветной. Гагарин традиционно засмущался и скромно ответил: «Вам спасибо, Сергей Павлович, я-то что…» В этом был весь Гагарин, которому были абсолютно чужды тщеславие, самолюбование и гордыня, пороки, к сожалению, присущие многим из нас. Немного позднее, когда новые материалы о гагаринском полете станут выходить едва ли не ежедневно, если не ежечасно, Юрий Алексеевич, как он сам признавался, стал испытывать невероятное неудобство и отмечал, что у него, «как и у других людей, много ошибок», а также «есть и свои слабости», поэтому «не надо идеализировать человека».
Супруга первого космонавта Земли впоследствии вспоминала, как сильно Юрий Алексеевич мечтал о втором полете, более трудном и более продолжительном, поскольку он не мог позволить себе изменить своему делу, забронзоветь и спокойно почивать на лаврах. Однако на его пути неизменно возникали разнообразные препоны, большинство из которых были обусловлены тем, что никто не хотел рисковать жизнью первого космонавта Земли. Тем не менее в 1965 году Гагарин стал готовиться к полету по программе космического корабля типа «Союз», но, к сожалению, эта затея не увенчалась успехом. С этого момента в жизни Гагарина начинается полоса трагических событий, которая приходит на смену эйфории первых послеполетных лет, ознаменованных удержанием Советским Союзом первенства в космосе, первым выходом человека в открытый космос, грандиозными планами Королёва, мечтавшего о пилотируемом полете на Марс. В последние годы жизни у Гагарина поводов для радости было гораздо меньше: в начале 1966 года не стало Сергея Павловича Королёва, спустя еще полтора года трагически погиб космонавт Комаров, становилось все очевиднее, что «лунную гонку» Советский Союз проиграл…
Как известно, мечта Гагарина еще раз слетать в космос во второй раз так и не осуществилась, хотя со временем все больше и больше убеждаешься в обратном. Ведь спустя столько десятилетий после его смерти память о нем по-прежнему жива в сердцах миллионов людей, нисколько не ослабевает интерес к его легендарному полету, благодарные потомки регулярно приносят живые цветы к памятнику Юрию Алексеевичу, расположенному на Аллее космонавтов. Мы смотрим документальные фильмы о нем, читаем книги и, конечно же, вновь и вновь всматриваемся в его ослепительную улыбку, которая дает нам силы никогда не отчаиваться, не впадать в уныние и всегда стараться жить по-гагарински, то есть воспитывая в себе и проявляя по отношению к другим только лучшие человеческие качества. О чем же все это говорит? Исключительно об одном: его полет продолжается…