Голосование на выборах президента России завершилось. Выборы состоялись. По данным ЦИК России на 18 марта, действующий президент Владимир Путин набрал рекордные 87,3% голосов избирателей. Кандидат от КПРФ Николай Харитонов вышел на второе место, получив 4,3%.
Избирательная кампания по выборам главы Российского государства впервые в современной истории страны проходила на фоне агрессивной войны, развязанной против нас коллективным Западом. США и Европа заблаговременно позаботились о дискредитации избирательного процесса с целью делигитимизации его результатов. Искусственно нагнеталась международная напряженность. Русофобская риторика достигла масштабов, невиданных со времён окончания Второй мировой войны.
В преддверии голосования руководители ряда западных государств запустили кампанию по запугиванию народа России. Президент Франции Макрон сделал ряд резонансных заявлений о готовности отправить французские войска на Украину. Глава Латвии Ринкевич вообще договорился до того, что «Россия должна быть разрушена».
В целях раскола общественного мнения и раскачивания внутриполитической ситуации зарубежными центрами делалась ставка на участие в выборах Надеждина. Эта попытка иностранного вмешательства в российские выборы была своевременно пресечена. Ситуация с подписями умерших людей в пользу этой кандидатуры сама по себя говорит о реальном уровне поддержки в обществе либеральных реваншистов.
В преддверии начала голосования преступный киевский режим по указанию своих западных кураторов активизировал удары артиллерией, ракетами и беспилотниками по гражданским объектам на территории России. Атака дрона на нефтезавод в Нижегородской области ранним утром 12 марта вывела из строя часть производственных мощностей. С 13 по 14 марта массированным ударам подверглись населенные пункты Белгородской области. Очень неспокойно было на протяжении первых двух дней голосования. На третий день, 17 марта, последовали новые атаки с использованием беспилотников – по Подмосковью, Белгородской, Калужской, Орловской, Ростовской, Ярославской, Курской областям, Краснодарскому краю.
Волеизъявлению граждан России предшествовала рассчитанная на громкий медийный эффект войсковая операция ВСУ по прорыву на территорию приграничных субъектов РФ. Получив по зубам от армии и пограничников, недобитые диверсанты вынуждены были убраться восвояси, бросив на нашей земле свою технику и тела сотен своих сообщников.
С подачи отъехавших из России либеральных оппозиционеров, находящихся под контролем иностранных спецслужб, на протяжении всех трех дней голосования неоднократно предпринимались попытки поджогов избирательных участков и порчи бюллетеней. Исполнителями этих преступных акций выступали лица, попавшие в сети СБУ на фоне сложной жизненной ситуации или имеющие когнитивные расстройства.
Действия Запада, направленные на срыв волеизъявления и уменьшение явки, не достигли поставленных целей. Напротив, они возымели прямо противоположный эффект. Абсолютное большинство россиян осудило иностранные попытки повлиять на их выбор и пришло на избирательные участки, несмотря на угрозы и запугивания. Работе избирательных комиссий не помешали и организованные извне DDoS-атаки. Правоохранительные органы в целом успешно справились с задачей по обеспечению безопасного волеизъявления граждан.
Выборы характеризовались очень высокой явкой. «Это связано с драматизмом тех событий, через которые проходит страна, связано с сегодняшней ситуацией, связано с тем, что мы вынуждены в прямом смысле слова с оружием в руках защищать интересы наших граждан, наших людей, создавать будущее для полноценного, суверенного, безопасного развития Российской Федерации, нашей Родины», – заявил Владимир Путин 18 марта на пресс-конференции по итогам прошедших выборов.
Результаты голосования оказались вполне предсказуемыми. Они однозначно говорят о стремлении подавляющего числа наших соотечественников в приоритетном порядке решить задачи по укреплению обороноспособности и безопасности страны, успешному завершению специальной военной операции. В этом оказались едины все политические силы, принявшие участие в борьбе за пост президента России.
Нагнетаемая Западом эскалация обстановки на международной арене, растущая непредсказуемость в поведении геополитических оппонентов, регулярно повышающих ставки в конфронтационной игре с Россией не остались без внимания наших сограждан. Свое отношение к этому они выразили при помощи бюллетеня. Неудивительно, что в таких условиях Владимир Путин как Верховный главнокомандующий смог получить огромный кредит доверия со стороны избирателей.
Но не следует сбрасывать со счетов и голоса, отданные Николаю Харитонову. Кандидат от коммунистов, левых сил и прежде всего КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым сделали всё что могли в узких рамках текущей политико-исторической ситуации. Избирателям была представлена развернутая программа всестороннего обновления страны. Партия использовала предвыборную кампанию как площадку для широкого диалога о будущем России. И ей многое удалось сделать.
Несмотря на то, что выборы не изобиловали жаркими дебатами, именно инициативы и подходы КПРФ вызвали по-настоящему живой интерес. Партия, по сути, предложила обществу конкретный механизм реализации национальных целей развития, озвученных президентом в его послании. Более того, она пошла значительно дальше того, о чем говорил Владимир Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием 29 февраля.
Инициативы КПРФ о переходе к стратегическому планированию и социализации экономической жизни, о повышении роли государства в экономике и улучшении на этой основе материального положения народных масс оказались важной частью общественного дискурса, одним из ключевых элементов всех предвыборных дискуссий.
В противоположность КПРФ два других кандидата оставались в рамках общей капиталистической парадигмы, допуская различия между собой в отдельных деталях. Даванков и Слуцкий – каждый на свой лад – изо дня в день повторяли то, о чем ранее уже говорил президент. Поэтому их участие в выборах не могло оказать – и не оказало – существенного влияния на содержание политических дискуссий. Они словно не до конца понимали свою роль и были малозаметными статистами на арене борьбы двух соперничающих подходов – государственно-монополистического и левоцентристского.
КПРФ проявила характерную для себя решительность и настойчивость в продвижении и отстаивании своей программы. Николай Харитонов не использовал административный ресурс и априори не мог рассчитывать на поддержку Кремля. Он побывал во всех федеральных округах, провел огромное количество встреч в трудовых коллективах и с партийным активом.
Коммунисты шли на выборы единой командой. Они напрямую общались с людьми. Широко использовали ресурсы социальных сетей и видеоконференций. Проводили уличные акции. Кандидат и его доверенные лица уверенно выступали и побеждали на дебатах, широко и всесторонне пропагандировали предвыборную программу КПРФ.
Региональные и местные партийные отделения, несмотря на определенную раскачку, активно включились в агитационную кампанию и работу по организации наблюдения на избирательных участках. Партийные СМИ систематически освещали ход выборов, убедительно показывая преимущества подходов КПРФ к решению актуальных общественных проблем. Наши агитационные материалы были яркими и заметными.
Характерной особенностью избирательной кампании было отсутствие споров по принципиальным вопросам. В контексте текущей ситуации этот факт вряд ли можно истолковывать как свидетельство «недемократичности» выборов. Напротив, он как раз и говорит о значительном совпадении оценок в понимании ключевых целей развития России между основными политическими силами.
Всё это является значимым показателем уровня патриотической консолидации общества. Важно, чтобы избранный президент рассматривал ее не просто как некую данность, но как руководство к действию – для того, чтобы оправдать надежды миллионов избирателей, отдавших свои голоса за других кандидатов. Надежды на то, что их нужды и чаяния будут услышаны и в полной мере учтены при выработке новой политики. Такая политика уже буквально стучится в двери.
Вновь избранному президенту придется теперь непросто. Полученный им высокий результат обязывает его к конкретным шагам по исполнению того, что заявлено в послании. Но успех в этом деле возможен только при условии серьезной корректировки подходов в сфере внутренней политики, перехода к иной социально-экономической модели, мобилизационной по своему характеру. Необходимо создать эффективный механизм реализации идей, заложенных как в послании, так и в программах других кандидатов. С ними Владимир Путин уже провел встречу, на которой обсудил итоги избирательной кампании.
В соответствии с Конституцией в России будет сформировано новое правительство. Оно должно будет действовать столь же профессионально, как и в предыдущие годы, но гораздо более решительно и энергично. Войдут ли в состав будущего кабмина представители левой оппозиции, покажет время. Опыт трех последних десятилетий говорит не в пользу данной идеи.
Власть все эти годы неизменно стремилась держать в своих руках все рычаги, не желая расставаться со статусом политического монополиста. Кстати сказать, уже 18 марта, на следующий день после выборов, Владимир Путин заявил, что удовлетворен работой правительства и не намерен спешить с кадровыми перестановками.
Впрочем, когда в 1998 году Россия оказалась в состоянии глубокого кризиса, подходы и компетенции левоцентристских сил оказались востребованы. Подобный опыт нельзя исключать и в будущем – с учетом нынешних очень непростых реалий. Создание правительства народного доверия и национальных интересов могло бы заложить прочный фундамент для по-настоящему крупных успехов.
Крайне важно конвертировать результат исторической победы в созидательную трансформацию политической системы. Необходимо соединить силы и дать стране новый импульс для движения вперед. От этого во многом будет зависеть будущее России, само ее существование, ее место в мире, качество жизни наших граждан.
Сегодня России требуется единство действий. Нашей стране точно не нужна политическая монополия. Ей нужна подлинная консолидация во имя Победы.
Дмитрий ГОРБУНОВ