5 сентября 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор. Он положил конец русско-японской войне и закрепил за Японией «южную часть Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся» (абз. 1 ст. IX). Несмотря на то, что документ формально зафиксировал победу Японии над Россией, он вызвал широкую волну возмущения в японском обществе. Условия мира были восприняты в Стране восходящего солнца как крайне унизительные. Почему?
Претендуя на полное обладание Сахалином и даже оккупируя его целиком на момент подписания договора, Япония вынуждена была не только отвести свои войска на южную часть острова, но и обязалась «не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений» (абз. 2 ст. IX). Кроме того, она взяла на себя обязательство «не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском» (там же). Но настоящей вишенкой на торте было то, что потерпевшая поражение Россия категорически отказалась выплачивать Японии контрибуцию, что, по понятиям самураев, было делом неслыханным. Впрочем, продолжать войну Япония уже не могла. Она попросту выдохлась.
В день подписания мирного договора, 5 сентября 1905 года, в Токио начались массовые беспорядки. В них пострадали более тысячи человек. Две трети всех полицейских участков в столице были разгромлены. В последующие дни националистические настроения охватили всю страну. 7 января 1906 года из-за обвинений в предательстве ушло в отставку правительство Кацуры Таро. Он, правда, не совершил сэппуку и еще дважды становился во главе кабинета. А тем временем его российский коллега С.Ю. Витте, напротив, получил графский титул и орден Александра Невского – «за блистательное заключение мира». Впрочем, злые языки при дворе сразу все переиначили и прозвали его «графом Полусахалинским», но это уже совсем другая история…
Портсмутский договор продолжал действовать до августа 1945 года. На протяжении 40 лет недовольные его результатами самураи не раз пробовали Советскую страну на прочность. В ходе военной интервенции 14 держав Япония силой попытались взять то, что не удалось в 1905 году. Даже когда в 1920 году все остальные державы отозвали из России свои войска, японцы еще два года упорствовали, заливая кровью нашу дальневосточную землю. Опасность войны сохранялась и в 1930-е годы. В июле–августе 1938 года произошел вооруженный конфликт у озера Хасан. С мая по сентябрь 1939 года длилось сражение у реки Халхин-Гол. В июле 1940 года был вновь образован Дальневосточный фронт, что указывало на реальный риск начала масштабной войны.
9 августа 1945 года Портсмутский договор утратил силу. Вступление Советского Союза в войну с милитаристской Японией стало завершающим этапом Второй мировой. На Ялтинской конференции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года, лидеры стран антигитлеровской коалиции договорились, что через два-три месяца после капитуляции фашистской Германии и окончания военных действий в Европе Советский Союз присоединится к своим союзникам и объявит войну Японии. Важным условием этих договоренностей было возвращение в состав СССР Южного Сахалина и Курильских островов, перешедших Японии по Портсмутскому мирному договору 1905 года. Советская сторона свои обязательства выполнила.
В день вступления СССР в войну против Японии правительство Великобритании выступило со специальным заявлением, в котором говорилось: «Война, объявленная сегодня Советским Союзом, является доказательством солидарности, существующей между основными союзниками, и она должна сократить срок борьбы и создать условия, которые будут содействовать установлению всеобщего мира. Мы приветствуем это великое решение Советской России». Аналогичным образом отреагировали на данное решение и Соединенные Штаты Америки.
Несмотря на то, что противник отчаянно сопротивлялся, война для СССР оказалась скоротечной. Основные боевые действия на «большой земле» закончились к 20 августа. 25 августа полностью капитулировали японские силы на Сахалине. Пленение японских войск на Курильских островах было завершено 5 сентября – спустя ровно 40 лет со дня подписания Портсмутского договора. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией» зафиксировал: «В ознаменование победы над Японией установить, что 3 сентября является днем всенародного торжества – праздником победы над Японией».
В ходе войны с Японией мы вернули свое. Формальным основанием для этого послужили решения, принятые Ялтинской конференцией. Они принимались всеми лидерами «большой тройки» согласованно – в контексте логики возвращения нашей стране ранее отторгнутых от нее территорий. К сожалению, из-за начала холодной войны этот процесс не удалось завершить стандартным образом – посредством заключения мирного договора, который мог бы стать основой для безболезненного развития двусторонних отношений. От этого разумного шага своих японских подопечных старательно удерживали американцы, то раздавая им авансы на будущее, то постоянно напоминая о статусе Окинавы.
После смерти И.В. Сталина многое посыпалось. С 13 по 19 октября 1956 года в Москве прошли переговоры с японской делегацией во главе с премьер-министром Хатоямой Ициро. В ходе переговоров, проходивших, как отмечалось, «в обстановке взаимопонимания и сотрудничества, состоялся широкий и откровенный обмен мнениями по вопросам взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией. Союз Советских Социалистических Республик и Япония полностью согласились, что восстановление дипломатических отношений между ними будет служить развитию взаимопонимания и сотрудничества между обоими государствами в интересах мира и безопасности на Дальнем Востоке».
По итогам переговоров была подписана совместная декларация. В ней, в частности, говорилось: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией» (ст. 9). Кроме того, СССР отказывался «от всех репарационных претензий к Японии» (ст. 6).
Для чего это было нужно? С советской стороны это был жест доброй воли, рассчитанный на понижение уровня конфронтации, достижение взаимопонимания, а, возможно, и попытка навести мосты с Токио без участия Вашингтона. Но «добрая воля» в данном случае не сработала, и взаимного понимания не возникло. В той конкретной ситуации, которая эволюционировала в сторону карибского кризиса, его и не могло возникнуть, ибо стремление к миру – это всегда шоссе со встречным движением. Как показали дальнейшие события, японская сторона рассматривала эту декларацию как первое звено в длинной цепочке дипломатических усилий, направленных на пересмотр итогов Второй мировой войны. Именно этим руководство Японии продолжает заниматься и сегодня.
В 1990-е годы ельцинско-козыревская дипломатия своей предательской политикой реанимировала надежды японцев. В какой-то момент они даже стали рассматривать «дипломатическую аннексию» российских Курил как дело решенное. К счастью, этого не случилось, и история пошла по другому пути. В этом немалая заслуга патриотических сил и прежде всего Коммунистической партии и ее лидера Геннадия Зюганова.
К настоящему времени Токио практически полностью разрушил фундамент двусторонних отношений. Япония сделала однозначный выбор – в пользу прозападной линии в контексте украинского кризиса. По всей видимости, самураи настроены на затяжную конфронтацию. Возможно, они даже мечтают о том, чтобы выступить в новый поход, как только обстоятельства покажутся им более благоприятными. Они явно хотят быть в числе тех, кто пишет «новую историю» мира, переписывая при этом прежнюю, но так и не усвоив ее основных уроков.
8 февраля 2023 года премьер-министр Фумио Кисида заявил, что Япония не изменила свою позицию по вопросу о принадлежности островов, входящих в южную часть Курил, и не изменит ее в будущем – она считает их своими «оккупированными северными территориями». А чуть более месяца назад глава японского МИД Еко Камикава приняла участие в ежегодном мероприятии, известном как «Всеяпонский съезд за возврат северных территорий», где фактически подтвердила территориальные претензии к России и курс на конфронтацию.
Разумеется, Россию это устроить не может. Откровенно недружественная позиция Токио делает невозможной любые переговоры. 21 марта 2022 года они были официально приостановлены российской стороной. Вопрос заключения мирного договора действительно закрыт. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет России над ними сомнению не подлежит.
В заключение стоит отметить, что эта тема продолжает беспокоить российскую общественность. В редакцию «Советской России» приходят письма с Дальнего Востока, с Сахалина и Курил. Люди остро реагируют на любые заявления японских официальных лиц, обосновывающие территориальные претензии к России. Граждане нашей страны выступают против попыток фальсификации истории и пересмотра итогов Второй мировой войны.
В 2025 году в России будет отмечаться 80-летний юбилей Победы над Японией. Хочется надеяться, что этот праздник обойдется без каких-либо провокаций, но, учитывая реалии, нам надо быть готовыми к любому развитию событий.
Дмитрий ГОРБУНОВ