Днем 10 мая ужасная новость моментально разлетелась по лентам новостных агентств: «Пассажирский автобус упал в реку Мойку». Салон моментально заполнился холодной водой. Из восьми пассажиров выжил только один: мужчина 56 лет находится в больнице в тяжелом состоянии. За рулем находился 44-летний Рахматшох Курбонов, он задержан в статусе подозреваемого.
Мы привыкли думать, что пассажирский транспорт в нашей стране – место, где мы можем быть уверены, что находимся в безопасности; что пассажирский транспорт – это зона повышенной ответственности для перевозчика, государства и всех причастных к процессу. К сожалению, уже давно эта мысль перестала соответствовать действительности. Капиталистической действительности…
И вроде бы по-человечески можно было понять водителя автобуса и даже не обращать внимания на его национальность: сколько таких случаев было, когда аварии случались из-за остановки сердца или отказа двигателя. Однако слишком много неприятных деталей оказалось в этом деле, и именно они заставляют давать конкретную оценку этому водителю, как человеку, прибывшему в нашу страну из Таджикистана. И это принципиально.
Первое. Очевидцы рассказывают, что водитель автобуса Рахматшох Курбонов ехал нагло, не думая о безопасности пассажиров. По некоторым данным, во время вождения он все время смотрел в телефон, общаясь с кем-то по видеосвязи. Об этом рассказала одна из пассажирок, которой повезло выйти около острова Новая Голландия. По ее словам, водитель ехал «быстро, резко и дерзко». А все замечания он игнорировал.
Второе. Автобус проходил проверку 7 мая и был полностью исправен. Просто водитель не справился с управлением, убив тем самым семерых пассажиров, многие до сих пор в тяжелом состоянии. Скорее всего, на злосчастный рейс он вышел в уставшем состоянии после предыдущего 20-часового рабочего дня.
Третье. 44-летний Рахматшох Курбонов недавно получил российское гражданство. Поговаривают, документ помогла ему оформить диаспора, которая весьма многочисленна. Насколько законно мигрант получил второй паспорт – тоже предстоит выяснить.
Никак не снимая личной ответственности с водителя, управлявшего автобусом, рассмотрим случившееся как неотъемлемую часть глобального системного кризиса, сложившегося в сфере пассажирских перевозок.
Читатели из многих регионов прекрасно знают о такой распространенной практике. Новые автобусы поступают в крупные города, в первую очередь в Москву и Санкт-Петербург. Здесь они несколько лет верой и правдой служат, а затем, потеряв товарный вид и зачастую устарев морально, обычно отправляются доживать свой век в регионы. И, по такой логике, критические неисправности в работе тех же автобусов должны возникать на этапе «донашивания» за Москвой и Петербургом. Но…
Буквально пару лет назад в Северной столице была проведена нашумевшая транспортная реформа. Помимо явно болезненного для мегаполиса с постоянно растущей численностью населения сокращения числа маршрутов, очередного повышения стоимости проезда, она несла, казалось бы, и положительные перемены. Было произведено обновление значительной части автобусного парка города. На улицы и проспекты вышли новые лазурные автобусы.
К сожалению, они очень быстро зарекомендовали себя как ненадежные: за два года работы было зафиксировано свыше 50 возгораний по причине технических неисправностей. И вот очередная неисправность становится главным звеном в череде событий, приведших к трагедии на Поцелуевом мосту в самом сердце Петербурга.
Мы осветили техническую составляющую, но не будем забывать и о том, какие условия труда создаются руководством компаний-перевозчиков для водителей. Регулярные переработки и недосып – вот неотъемлемая составляющая образа жизни людей, которым мы доверяем свою безопасность. Наша трагическая история, согласно результатам допроса задержанного, не исключение.
Соб. кор.
г. Ленинград